- ФОРУМ
- ИСТОРИЯ СИБИРСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА
- ИСТОРИЯ СТАНИЦ ТРЕТЬЕГО ВОЕННОГО ОТДЕЛА
- СТАНИЦА УРЛЮТЮПСКАЯ
- ПОСЁЛОК ПЯТОРЫЖСКИЙ
- История и люди
История и люди
- Пётр
- Автор темы
- Не в сети
Меньше
Больше
- Сообщений: 1878
- Репутация: 89
- Спасибо получено: 3713
23 нояб 2018 12:05 #41684
от Пётр
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
И это еще не все наши родственники начиная с 1771 года:
Лобанов Степан,жена Анна Маковенкова.1820 год
Бедрин Петр,жена Анисья Маковенкова,1823г.
Бушковский Илья Павлович,Купец, ,жена Ирина Маковенкова,1827 г.
Серебрянников Георгий,,тесть Александра Ивановича Маковенкова,1829г
Колосов Александр Павлович,дворянин,прапорщик,жена Анастасия 1931г
Анциферов Ефим,жена Анна,1851г
Таскаева Анна,муж Петр Павлович,1908г
Вардугин Андрей Григорьевич,жена Татьяна Павловна,1884 г
Сальников Владимир Николаевич,жена Мария Леонтьевна,1908 г
Кутышев Петр Дмитриевич,жена Параскева Сергеевна,1896 г
Бодашкова Марина Феодоровна,муж Александр Павлович,
Лобанов Степан,жена Анна Маковенкова.1820 год
Бедрин Петр,жена Анисья Маковенкова,1823г.
Бушковский Илья Павлович,Купец, ,жена Ирина Маковенкова,1827 г.
Серебрянников Георгий,,тесть Александра Ивановича Маковенкова,1829г
Колосов Александр Павлович,дворянин,прапорщик,жена Анастасия 1931г
Анциферов Ефим,жена Анна,1851г
Таскаева Анна,муж Петр Павлович,1908г
Вардугин Андрей Григорьевич,жена Татьяна Павловна,1884 г
Сальников Владимир Николаевич,жена Мария Леонтьевна,1908 г
Кутышев Петр Дмитриевич,жена Параскева Сергеевна,1896 г
Бодашкова Марина Феодоровна,муж Александр Павлович,
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Спасибо сказали: Нечай
- Пётр
- Автор темы
- Не в сети
Меньше
Больше
- Сообщений: 1878
- Репутация: 89
- Спасибо получено: 3713
24 март 2019 08:47 #42593
от Пётр
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Наши родственники (продолжение):
Двинянина Мария Николаевна-муж Александр Николаевич,16.10.1894 года
Таскаева Евдокия Михайловна ,муж Петр Федорович Маковенков,28.01.1898 г
Поспелов Николай Федорович,жена Аннна Петровна Маковенкова 11.01.1909.г.
Саваровская Стефанида Яковлевна, муж Илья Дмитриевич Маковенков 17.08.1909 г
Нифанов Спиридон Прокопьевич, Анна Евстифеевна Маковенкова,17.02.1910 г
Путинцов Семен Семенович ,.жена Ольга Дмитриевна Маковенкова,22.01.1899 г
Вычуклин Василийи Ильич,жена Анна Дмитриевна Маковенкова 02.02.1900 г
Васильев Сергей Александрович ,жена Надежда Федоровна Маковенкова 24.01.1901 г
Двинянина Мария Николаевна-муж Александр Николаевич,16.10.1894 года
Таскаева Евдокия Михайловна ,муж Петр Федорович Маковенков,28.01.1898 г
Поспелов Николай Федорович,жена Аннна Петровна Маковенкова 11.01.1909.г.
Саваровская Стефанида Яковлевна, муж Илья Дмитриевич Маковенков 17.08.1909 г
Нифанов Спиридон Прокопьевич, Анна Евстифеевна Маковенкова,17.02.1910 г
Путинцов Семен Семенович ,.жена Ольга Дмитриевна Маковенкова,22.01.1899 г
Вычуклин Василийи Ильич,жена Анна Дмитриевна Маковенкова 02.02.1900 г
Васильев Сергей Александрович ,жена Надежда Федоровна Маковенкова 24.01.1901 г
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Спасибо сказали: Куренев, Нечай
- Alexey
31 янв 2020 15:29 #44327
от Alexey
Согласно «Летописи Железинской Троицкой церкви» за 1829-1875 годы, в 1829 году «станицы Пяторыжской отставной казак Михайло Двинянинов за успех пользования людей от сибирской язвы имеет высочайшую награду 200 руб. ассигнациями» .
- Пётр
- Автор темы
- Не в сети
Меньше
Больше
- Сообщений: 1878
- Репутация: 89
- Спасибо получено: 3713
31 янв 2020 17:32 #44328
от Пётр
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Алексей! А прочитать Летопись можно?
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Спасибо сказали: Нечай
- Пётр
- Автор темы
- Не в сети
Меньше
Больше
- Сообщений: 1878
- Репутация: 89
- Спасибо получено: 3713
06 июль 2023 14:04 #47886
от Пётр
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
История Свято-Троицкого храма села Железинка
Село Железинка - районный центр Железинского района Павлодарской области - расположено на правом берегу реки Иртыш в 188 километрах от Павлодара, неподалеку от границы с Омской областью Российской Федерации. Как и во многих других селах и городах Казахстана, Железинский Свято-Троицкий храм возник не на пустом месте: его история берет свое начало еще в начале XVIII века.
В первые десятилетия XVIII века, в эпоху преобразований Петра I, когда Россия активно осваивала Сибирь как вширь, так и вглубь, в среднем течении Иртыша появляются первые крепости Иртышской линии: Ямышевская, Омская и основанная в 1717 году экспедицией полковника Ступина - Железинская. Она располагалась на полпути между Омской и Ямышевской крепостями и первоначально состояла из земляного вала с частоколом и рва, заполненного водой.
Везде, где бы ни появлялся русский человек, будь-то Крайний Север, Дальний Восток или Сибирь, на освоенной им территории одновременно с поселком вырастал храм. Первая церковь в Железинке появилась, вероятно, в первые же годы существования крепости и была деревянной. Вот что повествует написанная в конце XIX века “Летопись о Железинской Свято-Троицкой церкви”: “...Из дел же Железинского церковного архива, сохранившегося с 1751 года, видно, что в 1751 году в Железинской крепости была уже крепостная церковь во имя Всемилостивого Спаса, которая, как видно из донесений коменданта Железинской крепости майора Баженова, в феврале 1765 года сгорела, и он, Баженов, по предложению господина генерал-поручика и кавалера Шпрингера в 1766 году просил Тобольское Епархиальное начальство вместо сгоревшей деревянной крепостной церкви построить вновь на каменном фундаменте деревянную же церковь во имя Всемилостивого Спаса, на что в том же году последовало разрешение...”
В этом же источнике в разделе “О причте” сказано, что в 1747-1751 годах священником был иеромонах Михаил, первый из известных нам железинских священнослужителей.
Во второй половине XVIII века в Железинский приход помимо Железинской крепости входили и другие укрепления Иртышской линии: форпост Черлаковский (ныне райцентр Черлак Омской области), форпост Татарский (ныне поселок Татарка в Омской области), редуты Осморыжский и Чернорыжский, станица Песчанская (ныне одноименные села в Павлодарской области). Численность населения прихода по данным “Летописи”... состояла из 473 душ мужского пола и 476 душ женского пола, дворов же в приходе насчитывалось 103. Приведенные данные относятся к 1783 году и не учитывают численность населения Татарского и Черлаковского форпостов, которые в этом году образовали самостоятельный приход.
На содержание причта по данным 1768 года отпускалось 45 рублей, 25 рублей ассигнациями священнику и по 10 рублей причетникам. Жалование получали через Омское Духовное заказное правление из Омской главной комендантской канцелярии.
Сама же Железинская крепость в 70-х годах XVIII века становится довольно крупным поселком. Вот что пишет о Железинской крепости российский ученый академик П. С. Паллас, бывший в Железинке проездом летом 1770 года. “...Железинская крепость получила свое название от ручья, сим именем называемого, текущего с киргизской стороны в Иртыш... в крепости находится новая деревянная церковь, полковничий и комендантский дома, офицерские дворы, казармы, конюшни, запасной и пороховой магазины, также некоторое число простых домов. Вне крепости выше по Иртышу, находится слобода, а ниже - многие крепости, сад и еще по обеим сторонам реки, а особливо на киргизской, находятся в великом множестве весьма хорошие сенокосы”.
В течение столетий крепость неоднократно расширялась и перестраивалась, в крепости имелся меновой двор и таможенная застава, мельницы, пристань и кирпичный завод. Местное население занималось в основном скотоводством и рыболовством; хлебопашество же, в силу не совсем благоприятных условий, было не развито.
Этнический состав жителей Иртышской линии был довольно пестрым. В формировании местного казачества приняли участие: русские, украинцы, крещеные татары, казахи, башкиры, калмыки, ссыльные поляки и др.
Спустя 16 лет, после посещения Палласом Железинки в 1786 году, главнокомандующий Сибирским военным корпусом генерал-поручик и кавалер Николай Гаврилович Огарев, осматривая крепость, нашел, что деревянная церковь обветшала, и предложил вместо старой деревянной построить новую каменную церковь во имя Всемилостивого Спаса с пределом в честь Казанской иконы Божьей Матери.
На свое прошение от 7 октября 1786 года епископу Тобольскому и Сибирскому Варлааму Огарев получает положительный ответ. Закладка нового храма состоялась в 1787 году, а 22 ноября 1793 года Архиепископ Тобольский и Сибирский выдал грамоту за № 1780 на имя Омского Духовного правления заказчику Андрею Неводчикову, священнику Пророкоильинской церкви, который и освятил церковь 18 декабря 1793 года. Через несколько лет после окончательной доводки, храм вновь был освящен 20 июля 1801 года Семипалатинским священником Никитой Дерябиным, но не в честь Всемилостивого Спаса, а в честь Святой Троицы. Старая обветшавшая деревянная церковь в 1804 году была разобрана и употреблена в пользу новой церкви.
Крепостная Железинская церковь в административном отношении подчинялась Тобольской епархии и до 1764 года подлежала ведению Тарского Заказного Духовного правления; с 1764 года находилась в ведении Омского Духовного правления; с 1800 года по 1840 год в ведении Семипалатинского Духовного правления, но расстояние до Семипалатинска было больше, чем до Омска, и с 1840 по 1870 год она вновь - в ведении Омского Духовного правления; лишь с 70-х годов XIX века Железинская церковь перешла под начальство Павлодарскому священнику Дмитрию Серебренникову.
В XIX веке Железинский приход уменьшился в результате образования в станице Песчанской в 1823 году своего прихода. С этого времени в состав Железинского прихода входили поселки Бобровка, Пяторыжск, Башмачное, Урлютюб и Крутоярка.
Численность населения прихода в 1857 году достигала 960 душ мужского пола и 1004 души женского пола, дворов же в приходе насчитывалось 267.
Железинское казачество заботилось о церковном благолепии, о чем в церковной “летописи” есть такие сведения: “В 1824 году к существующему Железинскому Троицкому храму сделали новый придел благодаря усердию прихожан во имя Святителя и Чудотворца Архиепископа Николая Мирликийского.
В 1828 году майор Алексей Симонов пожертвовал ризы и подризник из черного атласа стоимостью 65 руб. ассигнациями. В 1830 году мещанин Павел Бушковский пожертвовал ризу и епитрахиль стоимостью в 60 руб.
С 1836 по 1842 год отставной казак Фаддей Новоселов пожертвовал паникадило стоимостью 20 руб. Кроме того 8 серебряных риз и столько же золотых венцов на образа святых и Божьей Матери общей стоимостью 5660 руб.
С 1848 по 1850 год отставной урядник Федор Костылицкий пожертвовал на завесу царских врат церкви алой канфы стоимостью 50 руб. и ризу парчовую стоимостью 25 руб. серебром (для сравнения: ценность трехгодовалого барана приравнивалась к 1 руб. серебром).”
В 1851 году казаки помогли вместо деревянной ограды церкви устроить металлическую на чугунных столбиках. Столбики были отлиты по заказу на Каслинском заводе (Урал).
То, что казаки так заботились о храме, не удивительно - ведь на протяжении столетий церковь являлась единственным духовно-религиозным центром этой далекой провинциальной окраины России.
Нести свет Православия в этой глуши было не просто: суровый континентальный климат, трудность сообщения с городами (до ближайших из них Омска и Павлодара несколько дней пути); бескрайние, почти безлюдные просторы, да тонкая цепочка маленьких сел Иртышской линии, населенной казачеством, полуголодными переселенцами и каторжанами. Частые эпидемии, неурожаи, скудное жалование и неизменный монотонный ритм жизни сельской глубинки, оживляемый разве что церковными праздниками - таков был скромный удел железинского священника.
Такое служение было по плечу только сильному духом и верой человеку.
Некоторые, прослужив год-другой, уезжали, другие служили в Железинке подолгу, до самой смерти. История сохранила их имена (приводим выборочно):
иеромонах Михаил (1747-1751),
о. Сергий Васильев (1773-1800),
о. Иван Васильев (1794-1807),
о. Николай Лапин (1812-1837),
о. Фома Вахнин (1846-1865) и др.
Из церковнослужителей дольше всех служил дьячок Авим Лапин: с 1839 года пономарем, а с 1859 - в звании дьячка. В 1888 г. по случаю исполнения 50-летнего служения ему была вручена золотая медаль для ношения на шее.
В конце XIX - начале XX века Железинка переживает не самые лучшие времена. Еще в 1838 году переименованная из крепости в станицу она к 1900-му году теряет и этот статус, и называется просто поселком.
Первая четверть XX века, несмотря на хронологическую близость, изучена довольно слабо. Из справочника Омской Епархии, изданного в 1914 году, можно узнать, что в поселке Железинском имеется каменная трехпрестольная церковь с колокольней. В селе Пятерыжском находилась приписная церковь во имя святых Апостолов Петра и Павла, в поселках Башмачинском и Бобровском имелись молитвенные дома в честь великомученика Пантелеимона и великомученика Димитрия Солунского.
В летнее время во всех поселках совершались крестные ходы по полям.
В поселке Железинском 27 июля совершался крестный ход в память по случаю избавления от холеры в 1892 году. В дни Великого поста и в храмовые праздники в молитвенных домах совершались богослужения.
Воинствующий атеизм большевиков не обошел стороной Железинский приход, и в 20-е годы храмы Железинского прихода уже не функционировали. Старожилы вспоминают, что кто-то все же в 20-30 годы крестил младенцев и отпевал усопших, но фамилию этого человека они не помнят. Железинская Свято-Троицкая церковь - один из старейших православных храмов в Казахстане - была приспособлена для просмотров фильмов, собраний, использовалась и в качестве складского помещения, затем была разрушена, а кирпич употреблен для строительства общественных зданий.
С той поры прошло немало времени, и уже на исходе века, в середине 90-х годов в Железинку, являвшейся к этому времени крупным районным центром Павлодарской области, архиепископом Алматинским и Семипалатинским Алексием (Кутеповым; ныне – Астанайский и Алматинский) был направлен священник Сергий Казимиров, возродивший жизнь старейшего казахстанского прихода.
За время его служения был построен новый, четвертый уже по счету, храм в Железинке, освященный в знак преемственности и незыблемости православных традиций - в честь Святой Троицы...
Тимур и Ольга Смагуловы,
студенты исторического факультета ПГУ
Село Железинка - районный центр Железинского района Павлодарской области - расположено на правом берегу реки Иртыш в 188 километрах от Павлодара, неподалеку от границы с Омской областью Российской Федерации. Как и во многих других селах и городах Казахстана, Железинский Свято-Троицкий храм возник не на пустом месте: его история берет свое начало еще в начале XVIII века.
В первые десятилетия XVIII века, в эпоху преобразований Петра I, когда Россия активно осваивала Сибирь как вширь, так и вглубь, в среднем течении Иртыша появляются первые крепости Иртышской линии: Ямышевская, Омская и основанная в 1717 году экспедицией полковника Ступина - Железинская. Она располагалась на полпути между Омской и Ямышевской крепостями и первоначально состояла из земляного вала с частоколом и рва, заполненного водой.
Везде, где бы ни появлялся русский человек, будь-то Крайний Север, Дальний Восток или Сибирь, на освоенной им территории одновременно с поселком вырастал храм. Первая церковь в Железинке появилась, вероятно, в первые же годы существования крепости и была деревянной. Вот что повествует написанная в конце XIX века “Летопись о Железинской Свято-Троицкой церкви”: “...Из дел же Железинского церковного архива, сохранившегося с 1751 года, видно, что в 1751 году в Железинской крепости была уже крепостная церковь во имя Всемилостивого Спаса, которая, как видно из донесений коменданта Железинской крепости майора Баженова, в феврале 1765 года сгорела, и он, Баженов, по предложению господина генерал-поручика и кавалера Шпрингера в 1766 году просил Тобольское Епархиальное начальство вместо сгоревшей деревянной крепостной церкви построить вновь на каменном фундаменте деревянную же церковь во имя Всемилостивого Спаса, на что в том же году последовало разрешение...”
В этом же источнике в разделе “О причте” сказано, что в 1747-1751 годах священником был иеромонах Михаил, первый из известных нам железинских священнослужителей.
Во второй половине XVIII века в Железинский приход помимо Железинской крепости входили и другие укрепления Иртышской линии: форпост Черлаковский (ныне райцентр Черлак Омской области), форпост Татарский (ныне поселок Татарка в Омской области), редуты Осморыжский и Чернорыжский, станица Песчанская (ныне одноименные села в Павлодарской области). Численность населения прихода по данным “Летописи”... состояла из 473 душ мужского пола и 476 душ женского пола, дворов же в приходе насчитывалось 103. Приведенные данные относятся к 1783 году и не учитывают численность населения Татарского и Черлаковского форпостов, которые в этом году образовали самостоятельный приход.
На содержание причта по данным 1768 года отпускалось 45 рублей, 25 рублей ассигнациями священнику и по 10 рублей причетникам. Жалование получали через Омское Духовное заказное правление из Омской главной комендантской канцелярии.
Сама же Железинская крепость в 70-х годах XVIII века становится довольно крупным поселком. Вот что пишет о Железинской крепости российский ученый академик П. С. Паллас, бывший в Железинке проездом летом 1770 года. “...Железинская крепость получила свое название от ручья, сим именем называемого, текущего с киргизской стороны в Иртыш... в крепости находится новая деревянная церковь, полковничий и комендантский дома, офицерские дворы, казармы, конюшни, запасной и пороховой магазины, также некоторое число простых домов. Вне крепости выше по Иртышу, находится слобода, а ниже - многие крепости, сад и еще по обеим сторонам реки, а особливо на киргизской, находятся в великом множестве весьма хорошие сенокосы”.
В течение столетий крепость неоднократно расширялась и перестраивалась, в крепости имелся меновой двор и таможенная застава, мельницы, пристань и кирпичный завод. Местное население занималось в основном скотоводством и рыболовством; хлебопашество же, в силу не совсем благоприятных условий, было не развито.
Этнический состав жителей Иртышской линии был довольно пестрым. В формировании местного казачества приняли участие: русские, украинцы, крещеные татары, казахи, башкиры, калмыки, ссыльные поляки и др.
Спустя 16 лет, после посещения Палласом Железинки в 1786 году, главнокомандующий Сибирским военным корпусом генерал-поручик и кавалер Николай Гаврилович Огарев, осматривая крепость, нашел, что деревянная церковь обветшала, и предложил вместо старой деревянной построить новую каменную церковь во имя Всемилостивого Спаса с пределом в честь Казанской иконы Божьей Матери.
На свое прошение от 7 октября 1786 года епископу Тобольскому и Сибирскому Варлааму Огарев получает положительный ответ. Закладка нового храма состоялась в 1787 году, а 22 ноября 1793 года Архиепископ Тобольский и Сибирский выдал грамоту за № 1780 на имя Омского Духовного правления заказчику Андрею Неводчикову, священнику Пророкоильинской церкви, который и освятил церковь 18 декабря 1793 года. Через несколько лет после окончательной доводки, храм вновь был освящен 20 июля 1801 года Семипалатинским священником Никитой Дерябиным, но не в честь Всемилостивого Спаса, а в честь Святой Троицы. Старая обветшавшая деревянная церковь в 1804 году была разобрана и употреблена в пользу новой церкви.
Крепостная Железинская церковь в административном отношении подчинялась Тобольской епархии и до 1764 года подлежала ведению Тарского Заказного Духовного правления; с 1764 года находилась в ведении Омского Духовного правления; с 1800 года по 1840 год в ведении Семипалатинского Духовного правления, но расстояние до Семипалатинска было больше, чем до Омска, и с 1840 по 1870 год она вновь - в ведении Омского Духовного правления; лишь с 70-х годов XIX века Железинская церковь перешла под начальство Павлодарскому священнику Дмитрию Серебренникову.
В XIX веке Железинский приход уменьшился в результате образования в станице Песчанской в 1823 году своего прихода. С этого времени в состав Железинского прихода входили поселки Бобровка, Пяторыжск, Башмачное, Урлютюб и Крутоярка.
Численность населения прихода в 1857 году достигала 960 душ мужского пола и 1004 души женского пола, дворов же в приходе насчитывалось 267.
Железинское казачество заботилось о церковном благолепии, о чем в церковной “летописи” есть такие сведения: “В 1824 году к существующему Железинскому Троицкому храму сделали новый придел благодаря усердию прихожан во имя Святителя и Чудотворца Архиепископа Николая Мирликийского.
В 1828 году майор Алексей Симонов пожертвовал ризы и подризник из черного атласа стоимостью 65 руб. ассигнациями. В 1830 году мещанин Павел Бушковский пожертвовал ризу и епитрахиль стоимостью в 60 руб.
С 1836 по 1842 год отставной казак Фаддей Новоселов пожертвовал паникадило стоимостью 20 руб. Кроме того 8 серебряных риз и столько же золотых венцов на образа святых и Божьей Матери общей стоимостью 5660 руб.
С 1848 по 1850 год отставной урядник Федор Костылицкий пожертвовал на завесу царских врат церкви алой канфы стоимостью 50 руб. и ризу парчовую стоимостью 25 руб. серебром (для сравнения: ценность трехгодовалого барана приравнивалась к 1 руб. серебром).”
В 1851 году казаки помогли вместо деревянной ограды церкви устроить металлическую на чугунных столбиках. Столбики были отлиты по заказу на Каслинском заводе (Урал).
То, что казаки так заботились о храме, не удивительно - ведь на протяжении столетий церковь являлась единственным духовно-религиозным центром этой далекой провинциальной окраины России.
Нести свет Православия в этой глуши было не просто: суровый континентальный климат, трудность сообщения с городами (до ближайших из них Омска и Павлодара несколько дней пути); бескрайние, почти безлюдные просторы, да тонкая цепочка маленьких сел Иртышской линии, населенной казачеством, полуголодными переселенцами и каторжанами. Частые эпидемии, неурожаи, скудное жалование и неизменный монотонный ритм жизни сельской глубинки, оживляемый разве что церковными праздниками - таков был скромный удел железинского священника.
Такое служение было по плечу только сильному духом и верой человеку.
Некоторые, прослужив год-другой, уезжали, другие служили в Железинке подолгу, до самой смерти. История сохранила их имена (приводим выборочно):
иеромонах Михаил (1747-1751),
о. Сергий Васильев (1773-1800),
о. Иван Васильев (1794-1807),
о. Николай Лапин (1812-1837),
о. Фома Вахнин (1846-1865) и др.
Из церковнослужителей дольше всех служил дьячок Авим Лапин: с 1839 года пономарем, а с 1859 - в звании дьячка. В 1888 г. по случаю исполнения 50-летнего служения ему была вручена золотая медаль для ношения на шее.
В конце XIX - начале XX века Железинка переживает не самые лучшие времена. Еще в 1838 году переименованная из крепости в станицу она к 1900-му году теряет и этот статус, и называется просто поселком.
Первая четверть XX века, несмотря на хронологическую близость, изучена довольно слабо. Из справочника Омской Епархии, изданного в 1914 году, можно узнать, что в поселке Железинском имеется каменная трехпрестольная церковь с колокольней. В селе Пятерыжском находилась приписная церковь во имя святых Апостолов Петра и Павла, в поселках Башмачинском и Бобровском имелись молитвенные дома в честь великомученика Пантелеимона и великомученика Димитрия Солунского.
В летнее время во всех поселках совершались крестные ходы по полям.
В поселке Железинском 27 июля совершался крестный ход в память по случаю избавления от холеры в 1892 году. В дни Великого поста и в храмовые праздники в молитвенных домах совершались богослужения.
Воинствующий атеизм большевиков не обошел стороной Железинский приход, и в 20-е годы храмы Железинского прихода уже не функционировали. Старожилы вспоминают, что кто-то все же в 20-30 годы крестил младенцев и отпевал усопших, но фамилию этого человека они не помнят. Железинская Свято-Троицкая церковь - один из старейших православных храмов в Казахстане - была приспособлена для просмотров фильмов, собраний, использовалась и в качестве складского помещения, затем была разрушена, а кирпич употреблен для строительства общественных зданий.
С той поры прошло немало времени, и уже на исходе века, в середине 90-х годов в Железинку, являвшейся к этому времени крупным районным центром Павлодарской области, архиепископом Алматинским и Семипалатинским Алексием (Кутеповым; ныне – Астанайский и Алматинский) был направлен священник Сергий Казимиров, возродивший жизнь старейшего казахстанского прихода.
За время его служения был построен новый, четвертый уже по счету, храм в Железинке, освященный в знак преемственности и незыблемости православных традиций - в честь Святой Троицы...
Тимур и Ольга Смагуловы,
студенты исторического факультета ПГУ
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Спасибо сказали: Таран, bgleo, Нечай