ЗОЛОТАЯ ЛЕГЕНДА САНДЫКТАУ

Больше
24 июнь 2011 03:47 #1263 от sergey75
Интересное из Областной общественно-политической газеты "Акмолинская правда" (сайт "Акмолинской правды" akmolinka.narod.ru )

ЗОЛОТАЯ ЛЕГЕНДА САНДЫКТАУ

Эту историю столичному журналисту рассказал Геннадий Левицкий, пенсионер. Он не один год своей жизни занимался изучением интереснейшего исторического факта - легенды о сокровищах хана Абулхаира, якобы спрятанных в лесах Сандыктау.
Нужно отметить, что поначалу к существованию клада на территории Сандыктау все отнеслись скептически. Ну, разве там могут быть сокровища? Да еще и такие древние? Даже если что-то и было, то их уже давным-давно нашли бы. К тому же местные жители сами ничего об этом не знают! Однако выводы «самопровозглашенного историка» позволяют усомниться в правильности застоявшихся стереотипов. Вот изложенная Левицким история: – На то, что сокровища скрыты в лесах Сандыктау, указывает ряд исторических фактов. Информация об этом в свое время тщательно скрывалась сотрудниками НКВД. Именно они сделали все для того, чтобы у людей, в том числе и у местных жителей, не возникало и тени сомнения относительно вероятной находки, но обо всем по порядку...
Абулхаир родился в 1693 году. Детство его прошло в условиях, когда Казахское ханство подвергалось нападениям со стороны Джунгарии и волжских калмыков. К началу 18 века зона влияния Джунгарского ханства значительно расширилась и включала в себя Алтай, Восточный Туркестан, среднее и верхнее течение Иртыша, среднее течение Тобола и Ишима.
С юных лет Абулхаир активно участвовал в походах казахских ханов. В 17-летнем возрасте он становится одним из военных предводителей казахского ополчения, общее руководство которым осуществлял батыр Богембай.
Историки зафиксировали участие Абулхаира в военных действиях против джунгар при обороне Ташкента, Туркестана и Сайрама, которыми владели его предки.
Помимо отражения нападения ойратов, казахи вынуждены были воевать с башкирами, волжскими калмыками. В этот период происходит активизация казахско-русских дипломатических контактов.
В сентябре 1730 года Абулхаир направил посольство в Уфу к императрице Анне с просьбой о принятии в подданство с подвластными ему родами и племенами Младшего жуза.
Получив согласие, хан Абулхаир утверждает территории своих летних кочевок, очень живописные места – окрестности нынешней Зеренды и Сандыктау. По рассказам историков, хан Абулхаир души не чаял в этих местах и использовал их как некий форпост и место отдыха. Кроме того, могучие и глухие леса внушали доверие. Законно нажитое по тем временам добро хан укрыл у себя в ставке на летней кочевке.
В 1741 году ойраты вновь осуществили вторжение на территорию казахских кочевий. Российское посольство было вынуждено для урегулирования отношений с Джунгарией в 1742 году направить в Угру посольство во главе с К. Миллером. С обострением джунгаро-русских отношений совпал указ императрицы от 30 сентября 1742 года «О запрещении киргизам кочевать близ реки Яик» (река Урал). Этот шаг царских властей вызвал огромное возмущение кочевников. В результате этого отношения Абулхаира и оренбургской администрации обострились. Оренбургский губернатор И. Неплюев попытался усмирить хана и уменьшить его влияние в степи. Для этих целей был задержан в аманатах сын Абулхаира – Кожахмет. Неплюев надеялся в лице Абулхаира найти послушного проводника российской политики в степи, тогда как хан, обладая определенным честолюбием и амбициями, предполагал в лице российской администрации найти опору собственного влияния в степи.
Абулхаир давно уже вступил в соперничество с ханской династией Среднего жуза, в частности, с ханом Бараком. Зная это, оренбургская администрация всячески пыталась противодействовать усилению того или иного степного правителя. И.Неплюев косвенно подталкивал их к конкурентной борьбе, рассчитывая еще более укрепить позиции России в степи.
В результате различных хитросплетений и прочих политических действий обеими сторонами было принято решение помириться друг с другом и начать работу по укреплению обоюдных позиций на территории. Хан Абулхаир для переговоров был приглашен в Орск.
Встреча хана Младшего жуза с Тевкелевым произошла в Орской крепости в июле 1748 года. Абулхаир прибыл со всем своим семейством и приближенными, демонстрируя тем самым доверие к России. В целом произошла нормализация отношений Абулхаира с российской администрацией. Выехав из Орска, Абулхаир не стал заезжать в Оренбург, держа в душе большую обиду на Неплюева. В начале августа 1748 года по пути домой он встретился с Бараком.
За несколько дней до этого хан Абулхаир, предвидя возможность подобной встречи, отправил все семейство вместе с охранниками на свои летние кочевки. Вместе с родными и близкими себе людьми он под усиленной охраной отправил свою казну, с которой он перемещался в этот период времени, для того, чтобы она не досталась Бараку. Отряд разделился, и чтобы отвести беду от семейства, Абулхаир принимает удар на себя.
В ходе завязавшейся схватки Барак убивает Абулхаира. Позиции двух крупных фигур 18 века – Абулхаира и Барака, в силу их личностных харизматических качеств стали основой для личной неприязни и соперничества, что и привело к трагической развязке.
Узнав о несчастье, помощники Абулхаира понимают, что рано или поздно Барак настигнет обоз с сокровищами. Было принято решение о захоронении клада в лесах своих уже бывших кочевок. В результате пять телег с драгоценностями растворились в районе нынешних Зеренды либо Сандыктау. Облегчив себе задачу, люди Абулхаира свободно могли уйти от погони. Теперь только они знали, где находились сокровища, но, оставаясь верными памяти своего хана, поклялись молчать!
Однако жадность или нужда сделали свое дело, и на смертном одре один из охранников проговорился об этом своему внуку, и тот в 1862 году вместе с отрядом выдвигается к месту предполагаемого клада.
Однако усилия оказываются тщетными.
На этих территориях уже больше года жили казаки-переселенцы, которые никого не подпускали к себе на расстояние орудийного выстрела. Неизвестно как, но казакам стало известно о сокровищах... Здесь Геннадий Левицкий прервался и пояснил, что далее он использовал другие источники, а именно воспоминания потомков тех казаков - переселенцев.
– А знаете, как сложно восстановить ход событий? - говорит Геннадий Петрович.
– Попробуй, отыщи нужного тебе человека. Думал, что никогда не узнаю о сокровищах Абулхаира, однако случайно встретил своего знакомого Георгия Кульбабу, который при встрече поведал мне следующее:
«Эту историю рассказал мне мой дед, а ему его отец и т.д. В общем, узнал мой далекий пращур о том, что в лесах Сандыктау спрятаны сокровища Абулхаира. Случилось это при довольно странных и трагических обстоятельствах. Прадед мой стоял в карауле, как вдруг услышал, что с соседнего поста открыли огонь. Ну, естественно, вся станица в ружье (времена были довольно смутные). Все бросились на поиск нарушителей. Нашли. Подстрелили, как оказалось, какого-то седовласого старика, непонятно как забредшего на охраняемую территорию. Тяжело раненный, он успел рассказать про спрятанные в этих местах сокровища и умер. Казаки потом долго размышляли: «Зачем было старику ночью, в такое время проходить мимо станицы? Ведь он мог запросто искать свой клад днем?» Да и в последнее время на караулы стали часто нападать разбойники, которые после расправы с охранниками зачастую угоняли скот и поджигали дома. В общем, казаки похоронили горе-искателя, а сами устремились на поиски. Однако ничего не нашли, к тому же время было тяжелое, а казачки – люди подневольные, очередная война – они по коням и вперед».
После этого история о сокровищах хана Абулхаира всплывает уже в закрытых документах НКВД. Как рассказывает Левицкий, он лично пять лет назад был в Москве, где с помощью своего школьного друга получил доступ к необходимой архивной информации, и вот что ему удалось узнать. В 1930 году по распоряжению центрального комитета из Москвы в станицу Сандыктау был направлен специальный отряд на поиски этого клада. В задачу чекистов входил поиск, а если это не представлялось возможным, развенчание мифа о кладе до лучших времен. После неудачных поисков НКВД-шниками было принято решение известить местных жителей и людей, знающих о существовании клада, что никакого сокровища не было и нет. Доподлинно чекистам было известно одно – сокровища до сих пор не найдены! По данным оперативного наблюдения, в процессе поисков, да и после них, на протяжении нескольких лет никто из жителей внезапно не разбогател, никто скоропалительно не уехал с насиженных мест. Молчала и обширная агентура. Это подтвердили документы допросов за стенками НКВД.
– Сегодня, – рассказывает Левицкий, – было бы очень хорошо найти эти сокровища, ведь это, прежде всего, была бы научная, историческая находка. Прошлым летом я ездил в Сандыктау, прошелся по лесам, разговаривал с местными жителями и выяснил такую деталь: леса занимают огромную территорию, одному ходить по ним небезопасно, нужен проводник. У меня есть даже примерный план-схема маршрута.
На самом деле в районе Зеренды и Сандыктау ходит легенда о сокровищах, молва народная неоднократно трансформировала ее в различные версии, вплоть до фантастических. По одной версии в тех местах запрятано золото адмирала Колчака, по другой – золото спрятали красноармейцы, спасаясь от казаков, по третьей версии – золото спрятал батька Махно! Каким ветром батьку-то занесло в Казахстан? Исторический парадокс. Есть версии и о Чингисхане. Вакантны версии о чикагских гангстерах и инопланетянах. Факты, конечно, вещь упрямая, да и слухи на пустом месте не возникают. К великому сожалению побеседовать мне с Геннадием Петровичем Левицким не удалось, в конце сентября он умер в городе Гродно, куда уехал на ПМЖ к детям. Свое золото он так и не нашел. Жаль, конечно. Но свою историю написал. Возможно, она через время пригодится, когда Сандыктау и Зеренда станут международными курортами, да еще будут спорить, на чью карту нанести «относительно точное» место закопанного сокровища хана Абулхаира.

Материал подготовил Александр КАЗАЧЕНКО.
Спасибо сказали: Анатолий

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.