Учебные заведения СКВ.
- Нечай
- Не в сети
Меньше
Больше
- Сообщений: 5941
- Репутация: 146
- Спасибо получено: 14968
09 нояб 2014 12:00 #24779
от Нечай
Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.
Спасибо сказали: Patriot, bgleo, Пётр, evstik, Полуденная
- Нечай
- Не в сети
Меньше
Больше
- Сообщений: 5941
- Репутация: 146
- Спасибо получено: 14968
09 нояб 2014 15:33 #24788
от Нечай
Вот последнее - это к Омску?
Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Вот последнее - это к Омску?
Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.
Спасибо сказали: bgleo
- Козечич
- Не в сети
Меньше
Больше
- Сообщений: 132
- Репутация: 8
- Спасибо получено: 436
- Нечай
- Не в сети
Меньше
Больше
- Сообщений: 5941
- Репутация: 146
- Спасибо получено: 14968
09 нояб 2014 15:42 #24790
от Нечай
Вот, Вадим Валерианович, Вам и производить разведку боем, поскольку - Ваша сфера...
- Козечич
- Не в сети
Меньше
Больше
- Сообщений: 132
- Репутация: 8
- Спасибо получено: 436
10 нояб 2014 14:13 #24829
от Козечич
Спасибо большое за доверие!
Жаль, что текст приказа не весь и не видно подписи издавшего приказ.
Документов, которые могли-бы пролить свет на этот документ и на лица указанные в приказе, пока не нашел.
Однако, сей приказ несомненно относится к жизни Училища Сибирского линейного казачьего войска.
В приказе речь идет о воспитанниках ВОЙСКОВОГО училища.
Дата 31 декабря 1823 года разъясняет многое.
Подобное Сибирскому - Оренбургское Неплюевское военное училище было учреждено только через год после издания представленного на наше обозрение приказа, а именно в 1824 году. Другие училища казачьих войск (Ставропольское и Новочеркасское) были образованы значительно позже.
Мне, как и издавшему этот приказ, очень приятно, что среди экзаменуемых воспитанников слабознающих не оказалось.
Жаль, что текст приказа не весь и не видно подписи издавшего приказ.
Документов, которые могли-бы пролить свет на этот документ и на лица указанные в приказе, пока не нашел.
Однако, сей приказ несомненно относится к жизни Училища Сибирского линейного казачьего войска.
В приказе речь идет о воспитанниках ВОЙСКОВОГО училища.
Дата 31 декабря 1823 года разъясняет многое.
Подобное Сибирскому - Оренбургское Неплюевское военное училище было учреждено только через год после издания представленного на наше обозрение приказа, а именно в 1824 году. Другие училища казачьих войск (Ставропольское и Новочеркасское) были образованы значительно позже.
Мне, как и издавшему этот приказ, очень приятно, что среди экзаменуемых воспитанников слабознающих не оказалось.
Спасибо сказали: bgleo, Нечай
- Нечай
- Не в сети
Меньше
Больше
- Сообщений: 5941
- Репутация: 146
- Спасибо получено: 14968
10 нояб 2014 14:17 #24830
от Нечай
А еще упоминается учитель Соколов,и в тексте о судьбах... есть Соколов.
Вот бы найти всех преподавателей! И студентов! И начальников!
Вот бы найти всех преподавателей! И студентов! И начальников!
Спасибо сказали: bgleo, Козечич
- Козечич
- Не в сети
Меньше
Больше
- Сообщений: 132
- Репутация: 8
- Спасибо получено: 436
10 нояб 2014 17:25 #24835
от Козечич
Через 8 лет после издания вышепредставленного приказа (в 1831 году) какой-то сотник Костылецкий командует 6-м Сибирским казачьим полком.
Не бывший ли хорунжий Костылецкий из нашего приказа?
Рост в чине малый, но учитывая льготу...
Это изображения скрыто для гостей.
Не бывший ли хорунжий Костылецкий из нашего приказа?
Рост в чине малый, но учитывая льготу...
Это изображения скрыто для гостей.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите, чтобы увидеть его.
Спасибо сказали: Patriot, bgleo, Нечай
- Пётр
- Не в сети
Меньше
Больше
- Сообщений: 1878
- Репутация: 89
- Спасибо получено: 3713
11 нояб 2014 03:35 #24843
от Пётр
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Встречал ,Типа Военнопленные великой армии в СКВ,что Костылецкий из французской армии 1812г
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
- Козечич
- Не в сети
Меньше
Больше
- Сообщений: 132
- Репутация: 8
- Спасибо получено: 436
11 нояб 2014 04:09 #24844
от Козечич
Вполне возможно.
С Наполеоном пришло много литовцев и русских из Речи Посполитой.
С Наполеоном пришло много литовцев и русских из Речи Посполитой.
- Козечич
- Не в сети
Меньше
Больше
- Сообщений: 132
- Репутация: 8
- Спасибо получено: 436
11 нояб 2014 12:23 - 11 нояб 2014 12:27 #24861
от Козечич
А вот кого нашел на просторах интернета.
Может быть и сын нашего хорунжего из приказа.
Тем более, что 2-я сотня 6-го Сибирского казачьего полка стояла в редуте Урлютюбском...
КОСТЫЛЕЦКИЙ Николай Федорович (1818-1869) - преподаватель Сиб. кадетского корпуса. Род. в 1818 в семье зажиточного каз. ст. Урлютюбской (ныне с. Урлютюб Железинского р-на Павлодарской обл.). Учился сначала в уч-ще Сиб. линейного каз. войска (позднее оно было переименовано в Сиб. кадетский корпус). Через 2 года К. перешел в Омскую азиатскую школу. В 1831 продолжил обучение в казанской гимн., к-рую окончил в 1834. В 1835 был определен на полное содержание на ф-т вост. языков Казанского ун-та. После его окончания в 1840 К. прибыл в Омск и поступил на службу в уч-ще сиб. линейного каз. войска, в к-ром стал преподавать словесность. С 16 янв. 1846 он занял должность ст. учителя. К. ввел в курс обучения запрещенные в то время произведения Н. В. Гоголя, В. Г. Белинского и др. Среди учеников К. были известные ученые и общ. деятели: Г. Н. Потанин, Ф. Н. Усов, Ч. Ч. Валиханов и др. Хорошо владел араб., персид. и татар. языками, долгое время занимался изучением быта народов степи, собирал образцы казах. нар. творчества. К сбору этногр. и фольклорного материала привлекал Ч. Ч. Валиханова (совместно переложили на рус. язык древний вариант поэмы "Козы-Корпеш и Баян-Слу"). С К. переписывались и советовались мн. просвещенные люди Казахстана. С 1867 преподавал рус. язык в жен. гимн. и татар. язык в прогимн. Умер К. 11 дек. 1869. Был отпет в Каз. Никольском соборе.
ГАОО. Ф. 19. Оп. 1. Д. 975; Лит. наследство Сиб. - Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1983.- Т. 6.- С. 306. Приложения; Соколкин Э. Учитель словесности //Прииртышье мое. Омск: Кн. изд-во, 1488. - С. 163- 170.
Пугачева Н. М.
Может быть и сын нашего хорунжего из приказа.
Тем более, что 2-я сотня 6-го Сибирского казачьего полка стояла в редуте Урлютюбском...
КОСТЫЛЕЦКИЙ Николай Федорович (1818-1869) - преподаватель Сиб. кадетского корпуса. Род. в 1818 в семье зажиточного каз. ст. Урлютюбской (ныне с. Урлютюб Железинского р-на Павлодарской обл.). Учился сначала в уч-ще Сиб. линейного каз. войска (позднее оно было переименовано в Сиб. кадетский корпус). Через 2 года К. перешел в Омскую азиатскую школу. В 1831 продолжил обучение в казанской гимн., к-рую окончил в 1834. В 1835 был определен на полное содержание на ф-т вост. языков Казанского ун-та. После его окончания в 1840 К. прибыл в Омск и поступил на службу в уч-ще сиб. линейного каз. войска, в к-ром стал преподавать словесность. С 16 янв. 1846 он занял должность ст. учителя. К. ввел в курс обучения запрещенные в то время произведения Н. В. Гоголя, В. Г. Белинского и др. Среди учеников К. были известные ученые и общ. деятели: Г. Н. Потанин, Ф. Н. Усов, Ч. Ч. Валиханов и др. Хорошо владел араб., персид. и татар. языками, долгое время занимался изучением быта народов степи, собирал образцы казах. нар. творчества. К сбору этногр. и фольклорного материала привлекал Ч. Ч. Валиханова (совместно переложили на рус. язык древний вариант поэмы "Козы-Корпеш и Баян-Слу"). С К. переписывались и советовались мн. просвещенные люди Казахстана. С 1867 преподавал рус. язык в жен. гимн. и татар. язык в прогимн. Умер К. 11 дек. 1869. Был отпет в Каз. Никольском соборе.
ГАОО. Ф. 19. Оп. 1. Д. 975; Лит. наследство Сиб. - Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1983.- Т. 6.- С. 306. Приложения; Соколкин Э. Учитель словесности //Прииртышье мое. Омск: Кн. изд-во, 1488. - С. 163- 170.
Пугачева Н. М.
Последнее редактирование: 11 нояб 2014 12:27 от Козечич.
Спасибо сказали: bgleo, Нечай, GalinaPavlodar
- Redut
13 нояб 2014 18:34 #24909
от Redut
Уважаемая Людмила Руслановна!
Этот лист 67 из дела ИАОО ф67 оп1 д94
"Приказы командующего СКВ о назначении, повышении в разрядах, отстранении от должности за плохое поведение.Списки штаба обер-офицеров. Документы о полковых школах и училищах. Отчет Сибирского Линейного казачьего войска о воспитанниках, с обозначением успеха в науках. Замечания о дообучении нижних чинов",
т.е отрывок из приказа лейб-гвардии полковника, командующего СКВ Броневского Семена Богдановича, инициатора внедрения ланкастерской системы военного обучения
Нечай пишет:
Вот последнее - это к Омску?
Уважаемая Людмила Руслановна!
Этот лист 67 из дела ИАОО ф67 оп1 д94
"Приказы командующего СКВ о назначении, повышении в разрядах, отстранении от должности за плохое поведение.Списки штаба обер-офицеров. Документы о полковых школах и училищах. Отчет Сибирского Линейного казачьего войска о воспитанниках, с обозначением успеха в науках. Замечания о дообучении нижних чинов",
т.е отрывок из приказа лейб-гвардии полковника, командующего СКВ Броневского Семена Богдановича, инициатора внедрения ланкастерской системы военного обучения
- Redut
13 нояб 2014 18:45 #24910
от Redut
Уважаемый Вадим Валерьянович!
сотник Костылецкий командующий 6 СКП - Костылецкий С. А.
Возможно, что хорунжий из училища СЛКВ - это Костылецкий Лаврентий
Козечич пишет: Через 8 лет после издания вышепредставленного приказа (в 1831 году) какой-то сотник Костылецкий командует 6-м Сибирским казачьим полком.
Не бывший ли хорунжий Костылецкий из нашего приказа?
Рост в чине малый, но учитывая льготу...
Это изображения скрыто для гостей.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите, чтобы увидеть его.
Уважаемый Вадим Валерьянович!
сотник Костылецкий командующий 6 СКП - Костылецкий С. А.
Возможно, что хорунжий из училища СЛКВ - это Костылецкий Лаврентий
- Козечич
- Не в сети
Меньше
Больше
- Сообщений: 132
- Репутация: 8
- Спасибо получено: 436
14 нояб 2014 03:45 #24916
от Козечич
Redut А нет ли у Вас всего приказа? Интересно читать такие документы.
- Нечай
- Не в сети
Меньше
Больше
- Сообщений: 5941
- Репутация: 146
- Спасибо получено: 14968
14 нояб 2014 13:53 - 14 нояб 2014 13:54 #24948
от Нечай
Сибирский кадетский корпус
Первого мая 1813 года в Омске было открыто училище Сибирского казачьего войска, а в 1846 году его преобразовали в кадетский корпус.
Среди преподавателей корпуса в 50 – 60 годах XIX века мы видим Н. Ф. Костылецкого, В. П. Лободовского. Г. В. Гонсевского, К. К. Гутковского и других. Эти люди были не только украшением военного учебного заведения, но и всего города, проводниками знаний и радикально-демократических идей, почерпнутых из трудов Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова.
Преподаватель словесности Костылецкий, окончивший Омское казачье училище, а затем Восточный факультет Казанского университета, имел большое влияние на своих учеников. Он познакомил их с творчеством Пушкина, Гоголя, Лермонтова по критическим статьям Белинского, за что получил замечание от корпусного генерала. Академик А. X. Маргулан писал: «Костылецкий оставался до конца жизни стойким борцом против крепостничества, верил, что придет час свободы. Это был человек кристальной чистоты, всегда смело стоявший за правду. Он с убийственным сарказмом говорил о крепостнических порядках в России, о несправедливости и косности, с которой надо бороться... Впоследствии за открытую пропаганду освободительных идей Костылецкий был уволен из кадетского корпуса и умер в большой нужде».
Историк Гонсевский, очутившийся в Сибири за участие в студенческих волнениях, сочувствовал декабристам и, несмотря на то, что курс истории в кадетских корпусах доводился лишь до конца Отечественной войны 1812 года, он в своих лекциях захватывал и более поздние, «крамольные», как тогда говорилось, периоды истории.
В корпусе вел педагогическую работу друг, ученик и последователь Н. Г. Чернышевского Лободовский. Он быстро выдвинулся в ряды передовых учителей, как прекрасный эталон русской и европейской литературы. Чернышевский так его характеризовал: «...Это человек, которого я люблю от души и уважаю, как никого почти... очень редки люди с таким умом: удивительно умный человек».
Интересные сведения о влиянии преподавателей корпуса на общественную жизнь города содержатся в новой книге С. Зиманова и А. Атишева «Политические взгляды Чокана Валиханова». На основе глубокого исторического исследования авторы пришли к выводу, что существенными чертами внутренней жизни Омского кадетского корпуса, отличавшими его от многих военных учебных заведений России, было известное вольнодумство и буржуазный демократизм ряда ведущих преподавателей. В частности, они пишут, что преподаватель физики, тактики и артиллерии Гутковский являлся организатором «клуба избранной омской интеллигенции». Гутковский был энциклопедически образован, сочувствовал ссыльным и имел с ними связи. Он организовал в Омске приют для девушек-сирот. Душой омского общества было и семейство Я. Ф. Капустина. Капустин был женат на сестре русского химика Д. И. Менделеева. Все, что здесь говорилось, имело определенный резонанс в городе. В 60-е годы свободомыслие в Омске было в большем почете, чем преданность царю и престолу.
Кадеты, не все, конечно, кроме знаний, имели возможность общаться с передовыми людьми и втягивались в прогрессивное общественное движение. Известное влияние на омское общество имел поэт-петрашевец С. Ф. Дуров, который и после выхода из «мертвого дома» остался убежденным революционером, пропагандистом идей Фурье.
В литературе имеются сведения о том, что получившие амнистию, оставшиеся в живых декабристы и петрашевцы нередко назначали свои съезды для свидания в Омске, на которых присутствовало немало передовых людей Сибири, в том числе и воспитанников корпуса. Потанин, в своих воспоминаниях, писал: «Мы вышли из корпуса с большим интересом к общественным делам... Еще на школьной скамье мы задумывались, как будем служить прогрессу... Любовь к прогрессу у нас включалась в любовь к Родине... Мы смотрели на себя как на будущих борцов... Мы даже сочувствовали революциям там, где общество не могло мирными средствами проложить путь к прогрессивным учреждениям...».
Передовая молодежь Омска со временем стала переходить к активным практическим действиям в борьбе за свои идеалы. В 1858 году создается «Казачий кружок». Вначале в него входили бывшие воспитанники корпуса: Потанин, Валиханов, Усов, Колосов, Чукреев. Позднее в корпусе среди кадетов распространялась прокламация «Патриотам Сибири». Как писал Зиманов, руководители кружка Потанин и Валиханов, подобно Герцену и Огареву, дали друг другу клятву служения родине «для достижения общественных идеалов». Есть сведения о том, что видные деятели революционной демократии, включая ближайших сотрудников Чернышевского, были в контакте со многими членами кружка и поддерживали с ними связь.
Сибирские патриоты были социалистами-утопистами. В 1865 году ведущие деятели сибирского революционно-демократического движения были арестованы. Три года провел Потанин в Омском остроге. Наконец, 15 мая 1868 года, на базарной площади Ильинского форштадта над ним был совершен обряд «гражданской казни». В тот же день его отправили на каторгу в Свеаборг. Многие участники кружка подверглись репрессиям царизма. И в возникновении Западно-Сибирского географического общества и его деятельности видное место принадлежит преподавателям и воспитанникам корпуса – И. В. Певцову, Ф. Н. Усову, Г. Е. Катанаеву. Эти люди занимают почетное место в русской географической науке своими трудами.
Целый ряд питомцев корпуса обогатил географическую науку составлением топографических карт – Нифатьев, Бородин, Кокулин, Ваганов и другие. Наряду с вышеназванными, некоторые воспитанники корпуса стали известными учеными и публицистами: Н. М. Ядринцев. Н. Ф. Анненский, В. И. Вагин.
Отсюда выходили не только такие как Л. Корнилов, которому была уготована впоследствии роль русского Ковеньяка. Здесь учились Д. М. Карбышев и В. В. Куйбышев. С их именами связано становление командных кадров армии Страны Советов.
Такова одна из страниц истории сибирского кадетского корпуса.
Сибирский кадетский корпус / Е. Евсеев // Молодой сибиряк. – 1966. – 27 июля. – С. [3].
Источник: lib.omsk.ru/ip/evseev/node/139?page=1
Первого мая 1813 года в Омске было открыто училище Сибирского казачьего войска, а в 1846 году его преобразовали в кадетский корпус.
Среди преподавателей корпуса в 50 – 60 годах XIX века мы видим Н. Ф. Костылецкого, В. П. Лободовского. Г. В. Гонсевского, К. К. Гутковского и других. Эти люди были не только украшением военного учебного заведения, но и всего города, проводниками знаний и радикально-демократических идей, почерпнутых из трудов Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова.
Преподаватель словесности Костылецкий, окончивший Омское казачье училище, а затем Восточный факультет Казанского университета, имел большое влияние на своих учеников. Он познакомил их с творчеством Пушкина, Гоголя, Лермонтова по критическим статьям Белинского, за что получил замечание от корпусного генерала. Академик А. X. Маргулан писал: «Костылецкий оставался до конца жизни стойким борцом против крепостничества, верил, что придет час свободы. Это был человек кристальной чистоты, всегда смело стоявший за правду. Он с убийственным сарказмом говорил о крепостнических порядках в России, о несправедливости и косности, с которой надо бороться... Впоследствии за открытую пропаганду освободительных идей Костылецкий был уволен из кадетского корпуса и умер в большой нужде».
Историк Гонсевский, очутившийся в Сибири за участие в студенческих волнениях, сочувствовал декабристам и, несмотря на то, что курс истории в кадетских корпусах доводился лишь до конца Отечественной войны 1812 года, он в своих лекциях захватывал и более поздние, «крамольные», как тогда говорилось, периоды истории.
В корпусе вел педагогическую работу друг, ученик и последователь Н. Г. Чернышевского Лободовский. Он быстро выдвинулся в ряды передовых учителей, как прекрасный эталон русской и европейской литературы. Чернышевский так его характеризовал: «...Это человек, которого я люблю от души и уважаю, как никого почти... очень редки люди с таким умом: удивительно умный человек».
Интересные сведения о влиянии преподавателей корпуса на общественную жизнь города содержатся в новой книге С. Зиманова и А. Атишева «Политические взгляды Чокана Валиханова». На основе глубокого исторического исследования авторы пришли к выводу, что существенными чертами внутренней жизни Омского кадетского корпуса, отличавшими его от многих военных учебных заведений России, было известное вольнодумство и буржуазный демократизм ряда ведущих преподавателей. В частности, они пишут, что преподаватель физики, тактики и артиллерии Гутковский являлся организатором «клуба избранной омской интеллигенции». Гутковский был энциклопедически образован, сочувствовал ссыльным и имел с ними связи. Он организовал в Омске приют для девушек-сирот. Душой омского общества было и семейство Я. Ф. Капустина. Капустин был женат на сестре русского химика Д. И. Менделеева. Все, что здесь говорилось, имело определенный резонанс в городе. В 60-е годы свободомыслие в Омске было в большем почете, чем преданность царю и престолу.
Кадеты, не все, конечно, кроме знаний, имели возможность общаться с передовыми людьми и втягивались в прогрессивное общественное движение. Известное влияние на омское общество имел поэт-петрашевец С. Ф. Дуров, который и после выхода из «мертвого дома» остался убежденным революционером, пропагандистом идей Фурье.
В литературе имеются сведения о том, что получившие амнистию, оставшиеся в живых декабристы и петрашевцы нередко назначали свои съезды для свидания в Омске, на которых присутствовало немало передовых людей Сибири, в том числе и воспитанников корпуса. Потанин, в своих воспоминаниях, писал: «Мы вышли из корпуса с большим интересом к общественным делам... Еще на школьной скамье мы задумывались, как будем служить прогрессу... Любовь к прогрессу у нас включалась в любовь к Родине... Мы смотрели на себя как на будущих борцов... Мы даже сочувствовали революциям там, где общество не могло мирными средствами проложить путь к прогрессивным учреждениям...».
Передовая молодежь Омска со временем стала переходить к активным практическим действиям в борьбе за свои идеалы. В 1858 году создается «Казачий кружок». Вначале в него входили бывшие воспитанники корпуса: Потанин, Валиханов, Усов, Колосов, Чукреев. Позднее в корпусе среди кадетов распространялась прокламация «Патриотам Сибири». Как писал Зиманов, руководители кружка Потанин и Валиханов, подобно Герцену и Огареву, дали друг другу клятву служения родине «для достижения общественных идеалов». Есть сведения о том, что видные деятели революционной демократии, включая ближайших сотрудников Чернышевского, были в контакте со многими членами кружка и поддерживали с ними связь.
Сибирские патриоты были социалистами-утопистами. В 1865 году ведущие деятели сибирского революционно-демократического движения были арестованы. Три года провел Потанин в Омском остроге. Наконец, 15 мая 1868 года, на базарной площади Ильинского форштадта над ним был совершен обряд «гражданской казни». В тот же день его отправили на каторгу в Свеаборг. Многие участники кружка подверглись репрессиям царизма. И в возникновении Западно-Сибирского географического общества и его деятельности видное место принадлежит преподавателям и воспитанникам корпуса – И. В. Певцову, Ф. Н. Усову, Г. Е. Катанаеву. Эти люди занимают почетное место в русской географической науке своими трудами.
Целый ряд питомцев корпуса обогатил географическую науку составлением топографических карт – Нифатьев, Бородин, Кокулин, Ваганов и другие. Наряду с вышеназванными, некоторые воспитанники корпуса стали известными учеными и публицистами: Н. М. Ядринцев. Н. Ф. Анненский, В. И. Вагин.
Отсюда выходили не только такие как Л. Корнилов, которому была уготована впоследствии роль русского Ковеньяка. Здесь учились Д. М. Карбышев и В. В. Куйбышев. С их именами связано становление командных кадров армии Страны Советов.
Такова одна из страниц истории сибирского кадетского корпуса.
Сибирский кадетский корпус / Е. Евсеев // Молодой сибиряк. – 1966. – 27 июля. – С. [3].
Источник: lib.omsk.ru/ip/evseev/node/139?page=1
Последнее редактирование: 14 нояб 2014 13:54 от Нечай.
Спасибо сказали: Patriot, bgleo, Куренев, Козечич
- Козечич
- Не в сети
Меньше
Больше
- Сообщений: 132
- Репутация: 8
- Спасибо получено: 436
20 нояб 2014 01:32 #25029
от Козечич
Парад воинских частей, казаков, кадет, скаутов, гимназистов и учеников реальных училищ 26 мая 1922 года во Владивостоке по поводу годовщины прихода к власти правительства братьев Меркуловых.
На 3 мин.30 сек. показана шеренга кадет Сибирского кадетского корпуса с исправляющим должность директора 1-го Сибирского Императора Александра I кадетского корпуса
полковником Поповым-Азотовым на правом фланге.
6 мин.10 сек. идут казаки, жаль войско не определить.
6 мин.55 сек идут кадеты, видимо Иркутского и Хабаровского кадетских корпусов,
7 мин. 47 сек. идут шеренги кадет Сибирского кадетского корпуса с полковником Поповым-Азотовым на правом фланге.
На 3 мин.30 сек. показана шеренга кадет Сибирского кадетского корпуса с исправляющим должность директора 1-го Сибирского Императора Александра I кадетского корпуса
полковником Поповым-Азотовым на правом фланге.
6 мин.10 сек. идут казаки, жаль войско не определить.
6 мин.55 сек идут кадеты, видимо Иркутского и Хабаровского кадетских корпусов,
7 мин. 47 сек. идут шеренги кадет Сибирского кадетского корпуса с полковником Поповым-Азотовым на правом фланге.
Спасибо сказали: Patriot, денис
- Нечай
- Не в сети
Меньше
Больше
- Сообщений: 5941
- Репутация: 146
- Спасибо получено: 14968
20 нояб 2014 05:39 #25095
от Нечай
Разве у нас нет этого видео в коллекции?
"Коллекции на сайте" - "Видео" - стр.1 Прислано Петром Михайловичем Патриотом- Последний парад русской армии.
Там же о судьбе корпуса на дальнем востоке.
"Коллекции на сайте" - "Видео" - стр.1 Прислано Петром Михайловичем Патриотом- Последний парад русской армии.
Там же о судьбе корпуса на дальнем востоке.
Спасибо сказали: bgleo
- Козечич
- Не в сети
Меньше
Больше
- Сообщений: 132
- Репутация: 8
- Спасибо получено: 436
20 нояб 2014 14:02 #25109
от Козечич
Хотел днем ответить. Начал писать, но у нас в квартале "вырубили свет".
Это здорово, что этот фильм уже есть в архиве форума. Каюсь - не хватает времени прочитать все темы и разделы.
Однако, мне думается, что документы по различным темам форума должны быть в этих самих темах.
По себе помню - искал любые упоминания о Сибирском кадетском корпусе, "забил в поисковик" - среди десятков ссылок увидел ссылку на эту тему на форуме "Сибирский казак". Зашел, почитал с интересом и решил зарегистрироваться. А вот тема "коллекции на сайте" не высветилась.
Это здорово, что этот фильм уже есть в архиве форума. Каюсь - не хватает времени прочитать все темы и разделы.
Однако, мне думается, что документы по различным темам форума должны быть в этих самих темах.
По себе помню - искал любые упоминания о Сибирском кадетском корпусе, "забил в поисковик" - среди десятков ссылок увидел ссылку на эту тему на форуме "Сибирский казак". Зашел, почитал с интересом и решил зарегистрироваться. А вот тема "коллекции на сайте" не высветилась.
Спасибо сказали: Нечай
- Нечай
- Не в сети
Меньше
Больше
- Сообщений: 5941
- Репутация: 146
- Спасибо получено: 14968
20 нояб 2014 14:11 #25110
от Нечай
Очень даже понимаю, материала столько! Уже не упомнишь где и что...
- GalinaPavlodar
- Не в сети
Меньше
Больше
- Сообщений: 499
- Репутация: 27
- Спасибо получено: 1624
25 нояб 2014 10:44 #25134
от GalinaPavlodar
Учебным делом в корпусе руководил инспектор классов Ждан-Пушкин, и ему были мы, конечно, обязаны своим воспитанием; это был прекрасный, благородный педагог, и в его программу, вероятно, не входило создать из нас таких двоеверов; это вышло само собою.
Его намерением было только сделать из нас рыцарей, способных бесстрашно прямить царю. С этой целью он старался лучше поставить наше религиозное воспитание и преподавание всеобщей истории. Для преподавания истории он пригласил Гонсевского; это был молодой, чрезвычайно застенчивый поляк; хотя по тогдашней программе преподавание истории должно было кончаться 1815 годом, Гонсевский довел свой рассказ до 1835 г. и, таким образом, запретный период сократил наполовину. Историю французской революции 1789 г. он рассказал подробно и сделал из нас республиканцев; Лафайот и Демулен стали нашими любимцами.
В Омск приехал из Петербурга для ревизии генерал-адъютант Анненков. В день восшествия на престол императора Николая I в городском соборе был отслужен молебен и в городе состоялся парад; за обедней наш учитель Сулоцкий говорил проповедь о значении миропомазания. Ему хотелось как можно резче выразить, какая сила перерождения заключается в этом таинстве, какая разница между помазанником и человеком непомазанным; разъяснив, что такое значит священная особа императора, оратор задал вопрос: «А что же такое был император Николай I до помазания?» и ответил: «Всего только кирасирский полковник». Петербургский генерал сильно смутился, но ему объяснили, что тривиальное выражение выскочило у проповедника без дурного намерения, от недостатка навыка в официозном языке. Инцидент окончился благополучно, без дурных последствий.
Третий учитель, имевший влияние на формирование наших убеждений и правил жизни, был Костылецкий, преподаватель русского языка и истории русской словесности. Двое предыдущих, Гонсевский и Сулоцкий, были мирные проповедники истины, в их спокойной речи не было протеста; не в том роде был Костылецкий. В классах он нам ничего не рассказывал и не читал из курса, а к концу года приносил записки по истории русской литературы, по которым мы должны были готовиться к экзамену. Впоследствии, может быть, лет через десять, мы узнали, что эти записки Костылецкий составлял по критическим статьям Белинского, тайным поклонником которого он был. В классах же Костылецкий все время или занимался грамматическим разбором или заставлял декламировать стихи и избранную прозу, или заставлял нас писать сочинение. Во время этих классных занятий он часто вставлял свои замечания, которые нередко приобретали характер ядовитых насмешек; он поднимал на смех наши маленькие ученические грехи, но не щадил и начальство, которому здорово-таки от него доставалось. Эти его ядовитые заметки и вставки, сыпавшиеся в процессе учебных занятий, сливались в нашей памяти и формировали в душе непрерывный протест против глупости, пошлости, ложного мишурного блеска, против бездарности, пользующейся незаслуженной почестью, и т. п. В Гонсевском и Сулоцком мы признавали большое количество знаний, Костылецкий действовал на нас своим умом. Те двое расскажут свою лекцию с кафедры и уйдут, Костылецкий же всегда вел практические занятия, поэтому отношения его с отдельными учениками были чаще, он лучше знал каждого ученика в отдельности, давал ученикам меткие клички и, вышучивая отъявленных лентяев и тупоголовых, вносил свое участие в нашу товарищескую жизнь. У Гонсевского и Сулоцкого мы учились думать, у Костылецкого - жить.
Благодаря такому составу учителей мы вышли из корпуса с большим интересом к общественным делам. Еще на школьной скамье мы задумывались, как мы будем служить прогрессу. Любовь к прогрессу у нас включалась в любовь к Родине. Ждан-Пушкин хотел, чтобы любовь к Родине являлась руководящей идеей в будущей нашей жизни, и любовь к России действительно стала религией нашего сердца.
Опубликовано в кн.: Валиханов Ч. Ч. Собрание сочинений. т. 4. – Алма-Ата: Наука, 1968. – С. 550-551.
Нечай пишет: Вот бы найти всех преподавателей! И студентов! И начальников!
Учебным делом в корпусе руководил инспектор классов Ждан-Пушкин, и ему были мы, конечно, обязаны своим воспитанием; это был прекрасный, благородный педагог, и в его программу, вероятно, не входило создать из нас таких двоеверов; это вышло само собою.
Его намерением было только сделать из нас рыцарей, способных бесстрашно прямить царю. С этой целью он старался лучше поставить наше религиозное воспитание и преподавание всеобщей истории. Для преподавания истории он пригласил Гонсевского; это был молодой, чрезвычайно застенчивый поляк; хотя по тогдашней программе преподавание истории должно было кончаться 1815 годом, Гонсевский довел свой рассказ до 1835 г. и, таким образом, запретный период сократил наполовину. Историю французской революции 1789 г. он рассказал подробно и сделал из нас республиканцев; Лафайот и Демулен стали нашими любимцами.
В Омск приехал из Петербурга для ревизии генерал-адъютант Анненков. В день восшествия на престол императора Николая I в городском соборе был отслужен молебен и в городе состоялся парад; за обедней наш учитель Сулоцкий говорил проповедь о значении миропомазания. Ему хотелось как можно резче выразить, какая сила перерождения заключается в этом таинстве, какая разница между помазанником и человеком непомазанным; разъяснив, что такое значит священная особа императора, оратор задал вопрос: «А что же такое был император Николай I до помазания?» и ответил: «Всего только кирасирский полковник». Петербургский генерал сильно смутился, но ему объяснили, что тривиальное выражение выскочило у проповедника без дурного намерения, от недостатка навыка в официозном языке. Инцидент окончился благополучно, без дурных последствий.
Третий учитель, имевший влияние на формирование наших убеждений и правил жизни, был Костылецкий, преподаватель русского языка и истории русской словесности. Двое предыдущих, Гонсевский и Сулоцкий, были мирные проповедники истины, в их спокойной речи не было протеста; не в том роде был Костылецкий. В классах он нам ничего не рассказывал и не читал из курса, а к концу года приносил записки по истории русской литературы, по которым мы должны были готовиться к экзамену. Впоследствии, может быть, лет через десять, мы узнали, что эти записки Костылецкий составлял по критическим статьям Белинского, тайным поклонником которого он был. В классах же Костылецкий все время или занимался грамматическим разбором или заставлял декламировать стихи и избранную прозу, или заставлял нас писать сочинение. Во время этих классных занятий он часто вставлял свои замечания, которые нередко приобретали характер ядовитых насмешек; он поднимал на смех наши маленькие ученические грехи, но не щадил и начальство, которому здорово-таки от него доставалось. Эти его ядовитые заметки и вставки, сыпавшиеся в процессе учебных занятий, сливались в нашей памяти и формировали в душе непрерывный протест против глупости, пошлости, ложного мишурного блеска, против бездарности, пользующейся незаслуженной почестью, и т. п. В Гонсевском и Сулоцком мы признавали большое количество знаний, Костылецкий действовал на нас своим умом. Те двое расскажут свою лекцию с кафедры и уйдут, Костылецкий же всегда вел практические занятия, поэтому отношения его с отдельными учениками были чаще, он лучше знал каждого ученика в отдельности, давал ученикам меткие клички и, вышучивая отъявленных лентяев и тупоголовых, вносил свое участие в нашу товарищескую жизнь. У Гонсевского и Сулоцкого мы учились думать, у Костылецкого - жить.
Благодаря такому составу учителей мы вышли из корпуса с большим интересом к общественным делам. Еще на школьной скамье мы задумывались, как мы будем служить прогрессу. Любовь к прогрессу у нас включалась в любовь к Родине. Ждан-Пушкин хотел, чтобы любовь к Родине являлась руководящей идеей в будущей нашей жизни, и любовь к России действительно стала религией нашего сердца.
Потанин Г. Н. Встреча с Дуровым.
Опубликовано в кн.: Валиханов Ч. Ч. Собрание сочинений. т. 4. – Алма-Ата: Наука, 1968. – С. 550-551.
Спасибо сказали: Patriot, bgleo, Нечай, Козечич
- Нечай
- Не в сети
Меньше
Больше
- Сообщений: 5941
- Репутация: 146
- Спасибо получено: 14968
25 нояб 2014 12:27 - 25 нояб 2014 12:40 #25136
от Нечай
Тогда заодно туда же:
"Учителями в старших классах были казачьи офицеры, в младших —урядники. Внешняя обстановка училища была бедная, нравы грубоватые, требования к учащимся ограниченные.
В этом училище порядок жизни был таков. Утром детей будили до рассвета. Накинув серые шинели, они строились во фронт и пели утреннюю молитву; затем их вели через двор в столовую, где они получали по куску серой булки. Каждая круглая булка была надрезана на 4 части крест-накрест, служитель несший десяток таких булок на
левой руке в виде колонны, донимавшейся до его лба, бежал вдоль столов, за которыми сидели мальчики, и правой рукой разбрасывал их по столам. Мальчики подхватывали булки, разрывали их на четыре части и ели. Четвертушка серой булки и составляла весь завтрак, после которого дети шли в классы, где занимались три часа с одним перерывом. Потом обедали в столовой. Обед составляли ежедневно одни и те же два блюда — щи из кислой капусты и каша с маслом. То и другое подавали в оловянных мисках. После обеда еще три часа шли занятия. День кончался ужином из каши с маслом и кружки кваса".
"...кроме казачьих сыновей в училище учились дети чиновников и пехотных офицеров, гак как в Омске не было других
учебных заведений; затраты на их содержание и учение производились из средств Сибирского казачьего войска, что вызывало недовольство казаков. При преобразовании училища в кадетский корпус воспитанников разделили на две части — роту и эскадрон.
В роту были выделены дети чиновников и пехотных офицеров; в эскадрон — казачьи дети; первых было около двухсот, последних — 50. Деление это было проведено и в классах, и в спальнях; только обедали в общей столовой. Роту поместили в бельэтаже, эскадрон — в нижнем этаже. Рота и эскадрон получили разные формы и оружие.
Ротные получили двубортные сюртуки с металлическими пуговицами, каски с белыми султанами и ранцы; казаки — казакины на крючках, кивера с помпонами, шпоры и шашки. В роту были присланы офицеры из столичных корпусов; им было поручено установить в роте порядки столичных корпусов и уничтожить в ней «казачий дух».
Обращение к кадетам стало более мягким, им говорили «вы». В эскадроне остались казачьи офицеры, лучшие из прежнего состава; им было приказано присматриваться к порядкам бельэтажа ипереносить их в камеры эскадрона.
Все это усиливало рознь между ротой и эскадроном. Рота чувствовала себя привилегированной частью корпуса, к тому же ротные состояли преимущественно из дворян; в роте заводились столичные манеры обращения, которые, впрочем, позже, привились и в эскадроне. Последний чувствовал себя демократией корпуса. Все казачата помнили детские годы, проведенные на полатях изб, на улицах станиц в играх в бабки, в мячик или в клюшки на льду реки.
Тип этих казачат описал украинский литератор казак Железнов. Рота состояла из уроженцев разных губерний, многие до корпуса жили за Уралом. Эскадрон состоял исключительно из уроженцев казачьих станиц Горькой и Иртышской линий. Бельэтаж чувствовал себя «Европой», нижний этаж — «Азией». В первом учили танцам и немецкому языку, казачат в те же часы — верховой езде и татарскому языку. Если в корпус отдавали киргизских мальчиков, они попадали к
казакам.
Эскадронные кадеты представляли более дружную, сплоченную семью, чем ротные. Их было гораздо меньше, их состав был однороднее. Среди эскадронных кадетов было много родственников,соседей, товарищей по детским играм. К тому же в то время уровень образования казачьих офицеров мало отличался от уровня образования простых казаков, а жизненная обстановка у всех казаков на Иртышской и Горькой линиях была более или менее одинаковая.
...Обособленность ротных и эскадронных кадет сказалась и в их играх.
Во время перемен их выпускали на двор, где они играли в городки,лапту, завари-кашу и другие игры. Играли также в войну русских с киргизами, причем роль киргизов доставалась, конечно, казачатам.
Противники ходили друг на друга, стена на стену, хватали пленных и уводили в укромное место, в уборную, где держали под стражей до конца игры".
(В.А.Обручев "Г.Н.Потанин. Жизнь и деятельность")
"Учителями в старших классах были казачьи офицеры, в младших —урядники. Внешняя обстановка училища была бедная, нравы грубоватые, требования к учащимся ограниченные.
В этом училище порядок жизни был таков. Утром детей будили до рассвета. Накинув серые шинели, они строились во фронт и пели утреннюю молитву; затем их вели через двор в столовую, где они получали по куску серой булки. Каждая круглая булка была надрезана на 4 части крест-накрест, служитель несший десяток таких булок на
левой руке в виде колонны, донимавшейся до его лба, бежал вдоль столов, за которыми сидели мальчики, и правой рукой разбрасывал их по столам. Мальчики подхватывали булки, разрывали их на четыре части и ели. Четвертушка серой булки и составляла весь завтрак, после которого дети шли в классы, где занимались три часа с одним перерывом. Потом обедали в столовой. Обед составляли ежедневно одни и те же два блюда — щи из кислой капусты и каша с маслом. То и другое подавали в оловянных мисках. После обеда еще три часа шли занятия. День кончался ужином из каши с маслом и кружки кваса".
"...кроме казачьих сыновей в училище учились дети чиновников и пехотных офицеров, гак как в Омске не было других
учебных заведений; затраты на их содержание и учение производились из средств Сибирского казачьего войска, что вызывало недовольство казаков. При преобразовании училища в кадетский корпус воспитанников разделили на две части — роту и эскадрон.
В роту были выделены дети чиновников и пехотных офицеров; в эскадрон — казачьи дети; первых было около двухсот, последних — 50. Деление это было проведено и в классах, и в спальнях; только обедали в общей столовой. Роту поместили в бельэтаже, эскадрон — в нижнем этаже. Рота и эскадрон получили разные формы и оружие.
Ротные получили двубортные сюртуки с металлическими пуговицами, каски с белыми султанами и ранцы; казаки — казакины на крючках, кивера с помпонами, шпоры и шашки. В роту были присланы офицеры из столичных корпусов; им было поручено установить в роте порядки столичных корпусов и уничтожить в ней «казачий дух».
Обращение к кадетам стало более мягким, им говорили «вы». В эскадроне остались казачьи офицеры, лучшие из прежнего состава; им было приказано присматриваться к порядкам бельэтажа ипереносить их в камеры эскадрона.
Все это усиливало рознь между ротой и эскадроном. Рота чувствовала себя привилегированной частью корпуса, к тому же ротные состояли преимущественно из дворян; в роте заводились столичные манеры обращения, которые, впрочем, позже, привились и в эскадроне. Последний чувствовал себя демократией корпуса. Все казачата помнили детские годы, проведенные на полатях изб, на улицах станиц в играх в бабки, в мячик или в клюшки на льду реки.
Тип этих казачат описал украинский литератор казак Железнов. Рота состояла из уроженцев разных губерний, многие до корпуса жили за Уралом. Эскадрон состоял исключительно из уроженцев казачьих станиц Горькой и Иртышской линий. Бельэтаж чувствовал себя «Европой», нижний этаж — «Азией». В первом учили танцам и немецкому языку, казачат в те же часы — верховой езде и татарскому языку. Если в корпус отдавали киргизских мальчиков, они попадали к
казакам.
Эскадронные кадеты представляли более дружную, сплоченную семью, чем ротные. Их было гораздо меньше, их состав был однороднее. Среди эскадронных кадетов было много родственников,соседей, товарищей по детским играм. К тому же в то время уровень образования казачьих офицеров мало отличался от уровня образования простых казаков, а жизненная обстановка у всех казаков на Иртышской и Горькой линиях была более или менее одинаковая.
...Обособленность ротных и эскадронных кадет сказалась и в их играх.
Во время перемен их выпускали на двор, где они играли в городки,лапту, завари-кашу и другие игры. Играли также в войну русских с киргизами, причем роль киргизов доставалась, конечно, казачатам.
Противники ходили друг на друга, стена на стену, хватали пленных и уводили в укромное место, в уборную, где держали под стражей до конца игры".
(В.А.Обручев "Г.Н.Потанин. Жизнь и деятельность")
Последнее редактирование: 25 нояб 2014 12:40 от Нечай.
Спасибо сказали: Patriot, bgleo, Куренев, Козечич