Меньшиковы/Менщиковы.

Больше
23 мая 2019 12:46 #42866 от Lyubchinova
не помню было или нет

Омский архив
фонд 1 опись 1 дело 96

файл 1710-1711 стр. 1156 и стр. 1156 об.

Список учиненный командированным Кузнецкой линии на Семипалатинские и Нерчинские границы казакам и старшинам... (1761 год)
...............
№ 195 из казаков
(двумя фамилиями ранее написано "из Томских", но имеет ли это отношение к нижеследующим фамилиям, которые подписаны "из казаков" - не знаю)
Иван Менщиков 27 лет женат жена при нем (не уверена в прочтении), есть 1 лошадь, исправен
........................
№ 220 (видимо, тоже из казаков, не подписано)
Иван Менщиков 31 год, холост, имеет 1 лошадь, исправен
Спасибо сказали: Куренев, Нечай

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
29 мая 2019 16:57 - 30 мая 2019 17:50 #42942 от Тамара
МК Крестовоздвиженской церкви крепости Звериноголовской 1787 год ОГАЧО И226-1-4

л.240 16 сентября венчан Звериноголовской крепости вдовый малолеток Иван Менщиков со вдовою солдатской женою Ириной Степановой вторым браком.
л.241об. 15 августа у малолетка Ивана Менщикова жена Дарья Фокина 38 лет.
7 сентября его же сын Емельян 3 мес.
Последнее редактирование: 30 мая 2019 17:50 от Тамара.
Спасибо сказали: Patriot, Куренев, Нечай, elnik

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
06 июнь 2019 16:53 #43026 от elnik
Спасибо, Тамара!
Я правильно поняла, что у малолетка Ивана Менщикова сначала 15 августа умерли первая жена Дарья Фокина и 7 сентября сын Емельян, а 16 сентября он уже женился во второй раз, на Ирине Степановой? Как-то всё быстро! Если только детей полон дом.
А возраст жениха в записи о браке не указан? Наверное, около сорока лет. Может быть братом моего пращура Василия. Жаль нет исповедок! Ясно только, что проживал он, в то время, в крепости Звериноголовской. Это факт!
Спасибо сказали: Нечай

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
13 июнь 2019 16:51 #43047 от elnik
Из окладной имянной книги г. Томска 1693г

Томские конные казаки
...
По 7 рублев с четью
Мишка Максимов сын Менщиков и Великих Государей жалованья на нынешней 201 год в оклад ево ис томских доходов рубль да из московской присылки кумач за рубль да денег гривна ему ж горячего вина на два рубли
Спасибо сказали: Нечай

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
09 июль 2019 09:14 #43145 от Нечай
Елена Николаевна, не знаю было или нет, имеет ли к Вам какое - либо отношение, возможно даже прочла неверно (не дружу с плохим почерком), но тут попалось:

Вознесенская церковь, г. Петропавловск 1872 год
Июнь месяц, похоже, что сотник Менщиков ст. Котуркульской:

Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Спасибо сказали: elnik

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
12 июль 2019 12:07 #43156 от elnik
Спасибо, Людмила Руслановна!
Я тоже не смогла прочесть ни имен жениха и невесты, ни их возраст. Поняла, что жених вдов, и это у него второй брак. В Котуркуле жил сотник Меньщиков Николай Яковлевич, жена которого умерла, если правильно помню, в 1871 году. Здесь невеста - "умершаго протоирея Алексея Таранова(?) дочь девица Елисавета(?) Алексеева православного вероисповедания первым браком, 37(?) лет". Имена восприемников тоже не разобрать. Может кто сможет прочесть?
Спасибо сказали: Нечай

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
12 июль 2019 17:55 #43159 от Нечай
Мусолила, мусолила... что удалось прочесть:

"Станицы Кутуркульской сотник Иоанн Яковлев Менщиков, вдов после первого брака, вторым. (возраст жениха не указан)
Умершего протоирея Алексея Таранова дочь девица Елисавета Алексеева, православного вероисповедания, первым браком, 37 лет.
По жениху: Регист(?) 2 Отдела Сибирского казачьего войска Петр Стефанов Герасимов(?) / Горшенинов(?) - вовсе нет уверенности ни в чем.
По невесте: г. Петр(опавловска) коллежского Асессора сын Иоанн Григорьев Ту.../ Пу... и мещ(анин) Василий Иакимов(?) Пуртов."

Вопросы через раз, увы. Может быть, правда, кто - то лучше прочтет?

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
13 июль 2019 05:25 #43160 от Lyubchinova
Кто зарегистрирован на ВГД в теме forum.vgd.ru/27/96016/7810.htm "Помогите прочитать" этот файл надо выложить в максимально возможном крупном размере. Там есть спецы читающие очень неразборчивые тексты, только надо фрагмент текста максимальный выложить

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
13 июль 2019 15:57 #43162 от nataleks
Посмотрела эту запись на FamilySearch

Станицы Кутуркульской сотник Иоанн Иаковлев Менщиков
Умершаго протоиерея Алексея Таранова дочь девица Елисавета Алексеева

По женихе есаул 2-го отдела Сибирскаго казачьяго войска Петр Стефанов Герасимов
По невесте г. Петр. колежскаго асессора сын Иоанн Григорьев Тутолмин и мещ(анин) Василий Иоаннов Пуртов

Протоиерей Иоанн Таранов с дьяконом Захарием Рождественским и дьячками Алексеем Ксенофонтовым и Стефаном Александровым
Спасибо сказали: Patriot, Нечай, Lyubchinova

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
13 июль 2019 17:05 #43163 от Нечай
Cпасибо, Наталья Алексеевна!
Как всегда - на высоте!

Вот в жизни бы не угадала, что Герасимов там есаулом записан. Жутчайший почерк по всем книгам Петропавловска.
Низкий поклон Вашему таланту.
Спасибо сказали: Пётр

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
13 июль 2019 18:35 #43164 от nataleks
Спасибо на добром слове, Людмила Руслановна!

Почерк -- да, неразборчивый. Но читается: язык родной, буквы известные.
Тут главное увидеть не одну запись, а всю книгу или хотя бы несколько листов...
Спасибо сказали: Пётр, Нечай

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
17 июль 2019 07:00 #43167 от elnik
Спасибо большое! Одна голова хорошо, а две (или три) ещё лучше!
Подумалось, кто как вошел в историю. Например, в приказах по ОСК, чуть ли не в каждом втором, попадалась фамилия офицера (не СКВ) пьяницы и дебошира в связи с его проступками. А этот Иван Яковлевич, несмотря что сотник, одной записью в МК. Нет, наверное есть и ещё. Но не факт, что сохранились.
Похоже, он брат Николая Яковлевича Менщикова. Два брата и оба сотники.
Спасибо сказали: Нечай

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
22 июль 2020 09:34 #45324 от elnik
Из списка отставных обер - офицеров 12 полка СКВ 1862г

54. Семен Абрамов Меньщиков - из казачьих детей; 24л; в службу вступил в 1854г; находится в полку; ведет себя на службе изрядно подвигов никаких не оказывал и в сражениях не бывал; в домашнем быту вел себя порядочно; в память минувшей войны 1853-1856 годов получил бронзовую медаль на Владимирской ленте

87. Абрам Иванов Меньщиков - из казачьих детей; 45л; с 1833г с поступления в службу находился в Томском Городском полку (ныне 12й казачий полк) на жительстве в г. Колыване; по нахождении в полку вел себя изрядно подвигов никаких не оказывал и в сражениях не бывал; в домашнем быту вел себя порядочно; Приказом Наказного Атамана СКВ от 5 июня 1861г № 128 причислен к СКВ; в память минувшей войны 1853-1856 годов получил бронзовую медаль на Владимирской ленте
Спасибо сказали: Куренев, Нечай

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
03 окт 2020 14:18 #45503 от elnik
Послужные списки солдат и офицеров Иркутского драгунского полка, июль 1798г

Список драгунского Сакена 2го полку о случившейся в течении 798г военнослужителям убыли

Драгуны
...
№79 Василей Прокопьев Меньщиков
...
- по Высочайшему Повелению отчислены для Укомплектования Конной Гвардии с 1 числа Генваря 798г


Хорошо бы ещё понять, что это за Конная Гвардия. Кто - нибудь в курсе?

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
03 окт 2020 17:23 - 04 окт 2020 07:09 #45504 от Нечай
Единственное, что приходит на ум - это кавалерийская бригада под командованием А.А. Скалона. (Антона Антоновича)
С 1797 года под командованием Скалона находился Иркутский драгунский полк, с 1800 года Скалон стал шефом полка и оставался им до конца. Позже к Иркутскому полку добавился Сибирский драгунский полк, вместе они вошли в состав 25 дивизии, образовав эту самую кавалерийскую бригаду Скалона.

Но в 1808 году оба полка, с ними Оренбургские драгунские полки, Ширванский мушкетерский полк, 19-й егерский полк (все под начальством Скалона) выступили из Сибири к западным границам Империи, прибыв на Волынь в 1809 году.
В войне 1812 года - 10-я бригада 3-й кавалерийской дивизии Русской армии, командир Генерал-майор А.А. Скалон.

Были еще скомплектованы разные команды, вроде как Конный Ландмилицейский полк. Сформирован «выписными казаками», набранными из государственных крестьян Томского и Кузнецкого уездов. Но рано по времени. Это 1762 год. К тому же, полк был назван Якутским и переведен в Забайкалье в том же самом году. Потом всякие заводские команды, куда совсем уже не подходит никак.

Думаю, что что - то связано со Скалоном. Подходит по полку и по времени. Возможно, что Василия просто перевели в ново - образованное подразделение Кавалерийской бригады.

Вот еще что подумалось к ночи. А не могли ли его отчислить куда - то в Лейб - гвардию? На примере Александра Уткова, что Вы находили, Елена Николаевна.
Уткова туда отправили примерно в то же время.
В конце 18 века гвардейских полков было несколько, это были привелигированные подразделения. Можно многое почерпнуть про лейб - гвардию на инете.
Здесь, например:
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BB%D0%B5%D0%B9%D0%B1-%D0%B3%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B8%D0%B8_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BA

Совпадение фамилий интересное :)

В этом случае, Василия бы перечислили на службу из Сибири в Россию. Но он мог вернуться после службы в Сибирь (как и Утков).
Эта версия мне кажется более правдоподобная.
Последнее редактирование: 04 окт 2020 07:09 от Нечай.
Спасибо сказали: Куренев, Redut, elnik

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
08 окт 2020 15:13 #45534 от elnik
Да, Людмила Руслановна. Спасибо. Вполне может быть, что речь идет о Лейб Гвардии. В пользу этой версии говорят слова "... по Высочайшему Повелению...". Видимо, этот Меньщиков Василий Прокопьевич был рослым и подтянутым. Именно таких отбирали из всех полков в гвардейские полки (может и еще по каким качествам). Такая история была, например, с прадедом моего мужа. Судя по фотографии, он был высоким и стройным. Его приняли в рекруты рядовым в 46й пехотный батальон в 1867г. Через год отчислили в Гвардию. Попал в Лейб Гвардии Семеновский полк. Дослужился до старшего унтер офицера. В 1878г был уволен в запас, женился и продолжил род. Учет в таких полках образцовый, нашла его ПС.
Правда, это было на 70 лет позже. Но, думаю, в этом порядке мало что изменилось. И вернуться со службы Василий мог бы, как раз, к моменту образования СКВ в 1808г. Только мой пращур Меньшиков Василий в 1798г уже имел 10ти летнего сына Козьму, который числился в ФС 1812г казачьим сыном. Не клеится. И искать его дальше, скорее всего, не имеет смысла.
Спасибо сказали: Куренев

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
09 окт 2020 12:07 #45542 от Нечай
Елена Николаевна, на запрос по Менщиковым, есть ли какие - либо координаты в каком районе более вероятно их проживание?
Фамилия настолько распространенная, что отмечается в разных округах: Курганском, Ишимском, Ялуторовском. Ну и с миграциями тех же личностей в разные округа.
Есть ли у Вас подозрения где они могли проживать более вероятно?
Спасибо сказали: elnik

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
10 окт 2020 12:51 #45549 от Кусков Евгений
ГАТО ф.173 оп.1 д.44 Метрическая книга Благовещенской церкви города Томска 1765
09.01.1765. Венчан казак Алексей Данилов сын Меншиков, у вдовы служивской жены Парасковьи Кузнецовой с дочерью девицей Анной первым браком
Спасибо сказали: elnik

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
12 окт 2020 14:56 - 13 окт 2020 10:20 #45558 от elnik
Людмила Руслановна! По Меньшиковым я пока дошла только до пращура Козьмы Васильевича 1775гр. В списках СЛКВ 1812г он числится из казачьих детей, в службе с 1810г, женат на крестьянской дочери Лукерье Михайловой, жена взята г. Ялуторовска. В обзоре 1812г в теме "Станица Новорыбинская. Ищем предков в службе" он помещен Вами в список крепости Становой, то есть в 4й сотне 2го полка. Так и есть в списках СЛКВ 1812г. А в списках СЛКВ 1813г он уже во 2й сотне 2го полка, то есть должен числиться уже в редуте Новорыбинском. Это подтверждают и данные о рождении его сына Степана Козьмина Меньшикова в 1798г в редуте Новорыбинском из ФС 1845г. Там же Степан женился и крестил своих детей (есть записи МК).
Тут возникает непонятка. В ревизии 1795г никакие Меньшиковы/Менщиковы не числятся ни в редутах, ни в самой крепости Становой. Возможно, появилась семья моего Меньшикова Козьмы Васильевича в редуте Новорыбинском через два-три года после этой ревизии. Но в качестве кого? Если в службу Козьма вступил только в 1810г в возрасте 35ти лет? Был дан на пропитание родителям, которые умерли в 1810м? Получается, перевели в редут его отца, служилого казака Василия Меньшикова?
Теперь вопрос, откуда Василий переведен в редут Новорыбинский? Из городовой казачьей команды Ялуторовска, Тобольска, Кургана или Тюмени? Или мог быть солдатским/драгунским сыном, переведенным или записавшимся затем в казачью службу? По рождению он попадает в "черную дыру" (по наличию архивных документов) второй половины 18 века. В списках полков в Сибири 1754г встретила только одного подходящего Василия 1726гр, писаря 3й роты Сибирского гарнизона Пехотного полка. Он из солдатских детей школьных учеников г. Тобольска, женат, детей мужского пола на 1754г не имеет. У него, теоретически, мог родиться сын Козьма в 1775 году.
В общем, как Вы поняли, с конкретными координатами "откуда", не очень получается. Определенно можно сказать только про временные рамки источников, в которых могут фигурировать одновременно отец Василий и сын Козьма Меньшиковы. Это 1776-1797 годы.
Кстати, почти такая же история с моими Бородиными. Также сын в службе с 1810г. Тогда же попали в редут Новорыбинский. Только сын Самойла у Акинтея родился в 1810 году.
Последнее редактирование: 13 окт 2020 10:20 от elnik. Причина: исправление ошибки года рождения Козьмы
Спасибо сказали: Куренев, Нечай

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
12 окт 2020 16:43 - 12 окт 2020 18:41 #45559 от Нечай
Дааа…. Уж…, Елена Николаевна. Фамилия Меньшиков / Менщиков крайне распространенная. Тут сложно найти иголку в стоге сена.

Попробуем рассуждать логично:

1 – Козма числится казачьим сыном и начнем с казаков.

2 - Городовые гарнизоны имелись в Тобольске, Тюмени, Таре, Пелыме, Туринске, Мангазее, Березове, Сургуте, Нарыме, Кетском острожке, Томске и в Кузнецке. Далее уже Красноярск и Енисейский острог. Ни в Ялуторовске, ни в Кургане не было городовых гарнизонов. Их исключаем сразу. С ними Красноярск и Енисей, Мангазею, Нарым, Кетский острожок, Томск и Кузнецк. Казаки тех краев охраняли Колывано – Воскресенские заводы на Колывано – Кузнецкой линии и потом, в большинстве, попали в Алтайские казаки и на Иртыш. Ничто не бывает без исключений, но пока возьмем как общее правило.

3 – Из всех городовых гарнизонов на Горькую линию перечисляли, в основном, Тюменских и Тарских казаков (опять же, не твердое правило, с исключениями, но в большинстве своем). Тура уже окрестьянилась, а в Березове, Пелыме гарнизоны всегда были малочисленные, там их к моменту второй половины 18 века совсем горстка казаков осталась. И на линию попали единицы. Потому, возьмем как точку опоры Тюмень и Тару, пока нет других точек опоры. К тому же, в Тобольске Меньшиковы не встречались, Тобольск тоже пока отметем.

4 – Зато! Фамилия «Меньшиков» числится и в Тюмени, и в Таре.

5 – Жена у Козьмы из Ялуторовска, а это ближе к Тюмени. Если бы его перевели из Тары, да в отрезок линии Становая – Новорыбинская, то найти жену в Ялуторовске ему было бы гораздо сложнее. А Тюменский уезд граничил с Ялуторовским. Хотя тут может быть исключение. Жена могла взяться уже в Ишимском уезде из Ялуторовских переселенцев. Но пока лучше думать о более вероятном.

6 – Казачьих детей до последнего дня из городовых гарнизонов определяли к поселению на линию. Потому, Козьма мог еще проживать в Тюмени до 1810 года, как разночинец или сын казачий, но в конечном итоге получил указ к поселению на линию. Или же сам попросился в линейную службу, такое тоже встречалось, да и рекрутства боялись. Людей на линиях было еще мало, а к тому времени регулярные полевые полки уже выводились из Сибири. В любом случае «Добро пожаловать». После чего он мог быть причислен на службу в 1810 году уже в зрелом возрасте.

7 – Изначально могли приписать к Становой, а потом уже перевести куда было нужнее. Переводов масса. Пример – Допшинские (Добшинские). Начали в Гагарьем, мелькнули в Становой, Сенжарке по пути в Пресновку, а потом вовсе осели в Омске и укреплениях под Омском. Бородины начали с Сенжарки (и не только), а потом все оттуда куда – то разбежались. Фроловы тоже перебежками наполовину отсеялись в Новорыбинку. Казанцевы из Становой добрели до Кладбинки и т.д. и т.п. И моих гоняли туда – сюда, как оказалось. В доме Облонских все начисто смешалось, а кое кто и вовсе исчез без следа. Потому Становая – Новорыбинская, особенно если учесть, что полк один и штаб полка один, тут вовсе понятно.

Пока такая пунктирная версия получилась на основании того, что Козьма сын казачий, жена Ялуторовская, а в Тюмени фамилия числилась.
Конечно, он мог быть сыном отставного регулярного, но возникает вопрос: почему таковым не числился и не был еще ранее забран в рекруты? Мог быть оставлен отцу в пропитание, конечно. Но это не объясняет «сына казачьего». И избежание рекрутства после смерти родителей, в условиях военной обстановки в России.

Думаю, что стоит чуток покопать Тюмень. Во всяком случае это легче, чем перебирать по крупинке вечно мигрирующее население всех уездов и волостей Западной Сибири. На данном этапе, на «а вдруг». Тюмени уже хватит за глаза. Там куча населения и волостей в 18 веке. Как Вы считаете? Стоит?
Последнее редактирование: 12 окт 2020 18:41 от Нечай.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.