- ФОРУМ
- ИСТОРИЯ СИБИРСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА
- ИСТОРИЯ СТАНИЦ ПЕРВОГО ВОЕННОГО ОТДЕЛА
- СТАНИЦА КОКЧЕТАВСКАЯ
- Об основании города Кокчетава
Об основании города Кокчетава
- Аввакум
- Не в сети
- sib_cossack@mail.ru
- Сообщений: 565
- Репутация: 15
- Спасибо получено: 2014
Азатский пикет, урочище Азат.
Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Речник
- Не в сети
- Сообщений: 221
- Спасибо получено: 419
Грандиозный труд.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Viacheslav
- Не в сети
- Сообщений: 473
- Репутация: 13
- Спасибо получено: 1399
С уважением,
Плотников Вячеслав.
web: ok.ru/uznatbolsh
Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- bgleo
- Не в сети
- Сообщений: 2123
- Репутация: 106
- Спасибо получено: 5426
С уважением, Борис Леонтьев
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Viacheslav
- Не в сети
- Сообщений: 473
- Репутация: 13
- Спасибо получено: 1399
С уважением,
Плотников Вячеслав.
web: ok.ru/uznatbolsh
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- SKV
- Не в сети
- Сообщений: 59
- Спасибо получено: 131
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Нечай
- Не в сети
- Сообщений: 5941
- Репутация: 146
- Спасибо получено: 14959
Гульчехра Перлей - научный сотрудник Музея истории города Кокшетау
газета «Любимый город», 6, 13 октября 2009 г.
muz-kokshe.akmol.kz/content/iz-istorii-narodnogo-obrazovaniya-v-g-kokshetau-1824-1917gg
Не знаю, было - не было.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- GVB
- Не в сети
- Сообщений: 416
- Репутация: 15
- Спасибо получено: 1118
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Нечай
- Не в сети
- Сообщений: 5941
- Репутация: 146
- Спасибо получено: 14959
Наиболее раннее упоминание о школе в Кокчетавском окружном приказе, которое удалось обнаружить среди архивных документов, относится к 1836 году. В «Ведомости казенных зданий и временных помещений, состоящих в Кокчетавском внешнем окружном приказе» за этот год под № 6 фигурирует «дом о двух комнатах (1824), в коем помещается отрядная канцелярия и училище для казачьих детей с пристройкою (1836г.) сборной для казаков» (ЦГА РК, ф.338-1, д.889, с.45).
К 1861 году по всей огромной «Горькой линии» Сибирского казачьего войска для обучения первоначальной грамоте только казачьих детей было устроено всего 14 школ, об обучении же детей крестьян-переселенцев и детей коренного казахского населения в то время не могло быть и речи. Оживление школьного дела в Акмолинской области наметилось только с начала 70-х годов 19 века. В это время в крае создаются учебные округа; Акмолинская и Семипалатинская области находились в ведении Западно-Сибирского учебного округа. Учреждаются должности областных школьных инспекторов, подчиненных областному правлению. Открываются мужские и женские гимназии и прогимназии, учительская семинария, уездные приходские училища для мальчиков, войсковое окружное училище, станичные и поселковые школы и др. Всего в области в то время было 76 учебных заведений с 2767 учащимися. Не остался в стороне от этого веяния и Кокчетав.
После того, как рядом с казачьей станицей образовалось городское поселение, и количество жителей Кокчетава существенно увеличилось, в 1876 году было открыто приходское училище для мальчиков, а в 1881 году – такое же для девочек. Содержались они за счет войсковых средств Сибирского казачьего войска, с 1884 года стали именоваться церковно-приходскими школами. Школы эти были одноклассными, с продолжительностью обучения в два года. В них преподавались: закон божий, чтение, письмо, счет и пение. Естественные науки игнорировались. По сути, это были низшие образовательные учебные заведения, в которых осуществлялось начальное обучение.
Первой учительницей кокчетавской женской школы, в которой в то время обучались 22 девочки (в 1886г. – уже 54), была выпускница Тобольской женской гимназии Юлия Пашкова. Школа располагалась в одном здании со станичным правлением (на углу улиц Воздвиженская, ныне ул.Красная и Тюремная, ныне ул.Канай би), что в то время было обычным явлением для казачьих станиц
(«Планъ Кокчетавского городского поселения со станицею Кокчетавской. 1893г.»). По возможности, для школ строились и типовые здания. Так, на плане города 1893 года обозначено здание «вновь построенной школы», на углу улиц Георгиевская (ул.Дзержинского) и Малая садовая (ул.С.Сейфуллина), хорошо сохранившееся и по сегодняшний день.
Надо сказать, что в «Инструкции станичным и поселковым обществам Сибирского казачьего войска» параграф №12 гласил: «Особенно заботиться, чтобы в станицах и поселках имелось достаточное число школ по населению; чтобы школы эти содержались всегда исправно, а где их нет – строились новые. При школах должны быть гимнастические городки, садики и по возможности огороды и древесные питомники». Представление о типовом школьном здании того времени можно получить из исследования Н.В.Третьякова «Начальное образование Сибирского казачьего войска в конце 19 века», изданного в Санкт-Петербурге в 1903 году. Там сказано следующее: «В отношении внутреннего расположения и устройства здания, специально для школ назначенные, представляют в большинстве случаев пятистенные или так называемые крестовые дома; внутренняя стена обыкновенно вырублена, так что из 2-х комнат получается одна большая, в которой и проводятся занятия. Для верхней одежды детей в одном из ближайших к входу углов комнаты ставится вешалка, иногда отгораживающаяся от класса перегородкой. В тех случаях, когда внутренняя стена не вырубается, то в первой от входа половине дети оставляют свое верхнее платье, а классные занятия происходят в следующей дальнейшей от входа комнате». Заботы о материальном обеспечении и благоустройстве школ входили в обязанности школьных попечителей. В той же работе Н.В.Третьякова сказано, что «непосредственные нужды школ со стороны хозяйственной и отчасти военной администрации решено было в 1884 году возложить на институт школьных попечителей, воспользовавшись для этого лучшими силами из местных жителей».
В 1876 году, по распоряжению генерал-губернатора Акмолинской области В.С Цитовича, в Кокчетаве были открыты две школы-интерната для детей казахского населения, одна для 25 мальчиков, вторая для такого же количества девочек. Эти школы не являлись казахскими в сегодняшнем понимании, так как их целью было обучить детей лишь основам русской грамоты и ремеслам – плотничному, столярному, портняжному и шорному. Содержались эти учебные заведения за счет казахских волостных обществ, курс обучения в них количеством лет не ограничивался – выпускались те из воспитанников, которые считались усвоившими программу. Царское правительство считало важным в подобных интернатах не столько обучение грамоте, сколько воспитание детей кочевников «в
среде оседлого русского общества». В «Сведениях об учебных заведениях, находящихся в Акмолинской области» за 1887 год есть информация о школе кокчетавского муллы Наурызбая Таласова, которая при его доме «существует по пожеланию родителей учащихся, устава и положения с 1886 года, расходы (из казны) не производятся». (ЦГА РК, ф.359, с.1, д.10, св.2) Что касается открытия в Кокчетаве медресе – точная дата этого события неизвестна, но на плане города 1893 года на углу улиц Большая садовая (им.Абая) и Малая садовая (им.С.Сейфуллина) обозначено здание мечети и «при ней училище и помещение для учеников».
По положению 31 мая 1872 года в Российской империи стали создаваться мужские городские училища. Они были повышенного, по сравнению с начальной школой, типа, рассчитанные на обучение детей мелкой городской буржуазии, служащих и мелкого чиновничества. Училища имели шестигодичный курс обучения, но в зависимости от числа классных комнат и учителей делились на одноклассные, двухклассные, трех- и четырехклассные. В двухклассных городских училищах курс первого класса продолжался 4 года, а курс второго – 2 года; в трехклассных курс каждого класса был двухгодичным; в четырехклассных – курс первых двух классов продолжался в каждом классе по два года, а курсы 3-го и 4-го классов были одногодичными.
В первый класс городского училища принимались дети не моложе 7-летнего возраста. Преподавались в этих учебных заведениях: Закон Божий, чтение и письмо, русский язык, арифметика, практическая геометрия, география, история, черчение, рисование, пение, гимнастика.
27 января 1881 года было «Высочайше утверждено» «Положение об устроении училищной части в Акмолинской и Семипалатинской областях». Согласно ему в Кокчетаве, ставшем в 1868 году уездным центром, 17 июля 1881 года было открыто трехклассное городское училище. Располагалось оно на пересечении улиц Большая садовая (им.Абая) и Граничная (им.З.Темирбекова), на том месте, где сейчас находится здание Центра крови. В 1886 году в этом учебном заведении обучалось 76 учеников, из них – 16 мальчиков-казахов, проживавших в интернате. Учителей было четверо. (Обзор по Акмолинской области за 1886г, Омск, 1885г.) Открытие учебного заведения такого рода стало для Кокчетава знаменательным событием, т.к. большая часть поселений Сибирского казачьего войска была способна содержать только церковно-приходские школы.
Из «Отчета о состоянии поселковых и станичных школ за 1892 г.» (ГАОО, ф.67, оп.2, д.1684) следует, что из 633 мужчин,
проживавших в станице Кокчетовской в это время, грамотными были 310 человек, из 602 женщин – грамотных только 103, тем не менее, по степени распространения грамотности в Акмолинской области станица Кокчетавская занимала второе (после ст. Сандыктавской) место. Небольшой процент грамотности среди женщин объясняется тем, что казаки неохотно отдавали девочек даже в женские школы, не говоря уже об учебных заведениях смешанного типа, в которых совместно обучались девочки и мальчики.
В 1904 году, как следует из «Обзора по Амолинской области», в Кокчетаве существовало Общество попечения о начальном образовании, «имеющее целью не только оказание материальной помощи школам и учащимся, но и возможно широкое содействие развитию начального образования и грамотности среди местного населения путем устройства школ, библиотек, народных чтений и др.»
По положению от 25 июля 1912 года кокчетавское городское училище было реорганизовано в высшее начальное училище. Принимали в него детей 10-13 лет, окончивших начальную школу. Преподавались: Закон божий, русский язык и словесность, арифметика и начала алгебры, геометрия, география, история России со сведениями из всеобщей истории, естествознание и физика, рисование и черчение, физические упражнения. Ученики, прошедшие курс 1-го и 2-го классов, могли поступать соответственно во 2-ой и 3-ий классы средних учебных заведений.
Однако получить среднее образование детям станицы, а позднее города Кокчетава, было непросто. Дело в том, что средним общеобразовательным учебным заведением в дореволюционной России являлась гимназия; только окончившие гимназию имели право на поступление в университет, т.е. на получение высшего образования. С 1804 года гимназии открывались в каждом губернском городе России, но Кокчетав был всего лишь уездным центром, ближайшие к нему гимназии располагались в Омске и Петропавловске. Родители, которые имели необходимые материальные средства, отправляли своих детей на учебу именно туда. Теоретически выпускники кокчетавского училища имели право на поступление в гимназию, однако это право являлось фикцией, т.к. при переходе требовалось сдать экзамен по иностранным языкам, которые в высшем начальном училище не изучались. Без экзаменов в гимназию могли поступать окончившие прогимназию (от лат. про – вместо и гимназия, в дореволюционной России мужское или женское 4-классное учебное заведение, соответствующее 4 младшим классам гимназии, учрежденные в 1864 году). Но на содержание даже прогимназии кокчетавцам не хватало средств. Горожане не хотели
мириться с такой ситуацией. В 1908 году «Кокчетавское станичное общество», поддержанное атаманом первого военного отдела, обращается в канцелярию попечителя Западно-Сибирского учебного округа с ходатайством «об открытии в г.Кокчетаве 4-х классной прогимназии ведомства Министерства народного просвещения для детей обоего пола, с программой 4-х классов реальных училищ и классических и женских гимназий» за счет государственной казны. Ходатайство станичников было отклонено. Мотивировался отказ тем, что такого типа учебных заведений (т.е. смешанных) в Российской Империи не существует. Но упрямые кокчетавцы, получив такой ответ от канцелярии, вновь отправляют туда свое ходатайство, дополнив его новыми соображениями, в том числе и теми, что по их словам, министерством народного просвещения в последнее время уже разрешены смешанные учебные заведения в Ярославле и Кременчуге и что проектируемое учебное заведение будет содержаться не полностью за счет государства, «а только при субсидии от министерства». И, видимо, снова получили отказ. Но в 1909 году повторили свою попытку. К ним присоединилось Собрание уполномоченных кокчетавского городского общественного управления, которое ходатайствовало об открытии в городе мужской 8-ми классной гимназии.
В 1910 году Собрание уполномоченных города обращается к Акмолинскому губернатору с ходатайством «о прирезке молодому безземельному городу Кокчетаву земли в размере 13 000 десятин», мотивируя свою просьбу тем, что «без прирезки г.Кокчетаву просимой земли он, по своему скудному доходному бюджету в 10 – 11 тысяч рублей, не только не может содержать гимназию или прогимназию, в которой назрела неотложная потребность – не может содержать необходимое число начальных училищ; народонаселение в городе Кокчетаве быстро увеличивается, поэтому потребуются вновь и начальные училища» ( ЦГА РК, ф.342, д,71, с.1). И, наконец, в «Обзоре по Акмолинской области за 1912 год», в разделе «Образование», появляется информация о том, что «по положению 25 июня 1912 года в Кокчетаве открыта на первых порах 4-х классная женская гимназия или высшее начальное училище». Первое время прогимназия располагалась в помещениях, арендуемых у местных жителей. В 1914 году, например, в доме Никифора Кузьмина, который получал за это по 160 рублей за каждую треть года. Надо сказать, немалые деньги по тем временам, поэтому было решено построить для учебного заведения собственное кирпичное здание в два этажа, но начавшаяся первая мировая война, а затем революция и война гражданская помешали осуществить это намерение.
Возможно, кроме вышеупомянутой государственной прогимназии в городе существовало и аналогичное частное учебное заведение. По крайней мере, известно, что в 1907 году был учрежден «устав Кокчетавского общества для учреждения и содержания частного учебного заведения 2-го разряда для детей обоего пола» (ЦГА РК, ф.389, д.2741, с.1). А в отчете кокчетавского городского управления за 1913 год есть такие строки: «Слушали заявление бывшего учителя Пузанова о выдаче ему постановления на предмет ходатайства об открытии в Кокчетаве частного среднего учебного заведения. Постановили: ввиду того, что жители города не имеют возможности дать своим детям среднее образование, изъявить полное согласие на открытие в городе частного среднего учебного заведения смешанного типа» (ЦГА РК, ф.394-1,д.69). Однако, в официальных отчетах об этом учебном заведении не упоминается.
Таким образом, основываясь на архивных документах и воспоминаниях современников, можно считать, что накануне Октябрьской революции 1917 года в городе работали следующие учебные заведения: мужское высшее начальное училище, женское высшее начальное училище, два городских приходских одноклассных училища (тоже мужское и женское), мусульманская школа-мектеб.
Гульчехра Перлей
научный сотрудник Музея истории города Кокшетау
газета «Любимый город», 6, 13 октября 2009 г.
Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- GVB
- Не в сети
- Сообщений: 416
- Репутация: 15
- Спасибо получено: 1118
Хотелось бы побольше узнать о кокчетавских учителях, чтобы идентифицировать молодую учительницу на снимке выпускниц станичной школы 1902 года в теме "Фото Кокчетава". Но, увы...
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Нечай
- Не в сети
- Сообщений: 5941
- Репутация: 146
- Спасибо получено: 14959
Я знаю, что в начале века 1901 - 1913 гг была учительница Акилина Потанина. Она преподавала в школе Якши - Янгистава, затем в Верхне - Бурлукской, Островской, Екатерининской, затем опять в Островской школах. Преподавала ли она в Кокчетаве - уже вопрос. Вероятно, что на фото не она, но как знать... Хотелось бы знать.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- GVB
- Не в сети
- Сообщений: 416
- Репутация: 15
- Спасибо получено: 1118
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Нечай
- Не в сети
- Сообщений: 5941
- Репутация: 146
- Спасибо получено: 14959
GVB пишет: Людмила Руслановна! А памятные книги этого периода есть? Что-то в них можно найти?
В Адрес - календарях Акмолинской обл. есть учителя. Пример, одного из найденных данных здесь (таблица ближе к концу страницы):
ka-z-ak.ru/index/134--/14322-istoriya-posjolka?start=20
Есть еще Памятные книжки Западно - Сибирского Учебного округа. Там тоже имеются данные. Здесь например, кое - какие данные я ставила давно #35143 - "Училища Сибирского Казачьего Войска в административном отношении подчинялись Войсковому Хозяйственному Управлению....":
ka-z-ak.ru/index/80--/175-istoriya-st-novorybinskoj?start=60
Еще есть приказы по войску о назначении учителями с указанием поселков и отчислении их с должности, как несоответствующих.
Из приказов, например, узнаем, что казачьи жены и дочери, а также сыновья, будучи учителями, преподавали не только в казачьих школах, но направлялись в министерские школы крестьянских районов. Так, мои порой работали в Тобольской губернии в школах Курганского района (это помимо станичных и поселковых). То есть, куда пошлют.
Отсюда стоит проверять Адрес - календари и Тобольской губ., не только Акмолинской обл. Я в них нашла своих. Но тут труднее с 1-м отделом. Не легче ли было их посылать в местные школы, в деревни и села переселенцев, вместо Тобольской губернии? Вопросы...
Мне еще повезло таким образом: дядя моего деда преподавал в министерской школе села Лебяжинского, где и женился на Курганской девице, а на нее обнаружилось целое отдельное дело в АИСе ГАТО, бумаги переписки инстанций, когда она подавала прошение на должность помощницы учителя в школу мужа. После переименования школы в училище оба были уволены с должности (узнала из этих самых документов ГАТО) и оказались учителями уже в казачьих поселках, где она осталась преподавать в смешанной школе ст. Новорыбинской до самого конца, перед войной (ПМВ) являясь членом экзаменационной комиссии (приказы). А вот ее муж был отчислен из школы пос. Новоникольского, как несоответствующий своему назначению, и после этого дальнейших данных о его учительской деятельности найти не получилось. Пример его жены единственный в моем опыте, когда она прослужила на одном месте от первого назначения до последнего, без передвижений. Другие учителя по моей фамилии переводились с места на место.
То есть, приходится собирать кругом кусочками, выцарапывать информацию. И еще не известно где повезет. Но наверное, доскональный и подробный путь вычислить будет трудно, особенно когда их посылали из поселка к поселку / станицу, из поселка в село и обратно.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.