СТАНИЧНИКИ

Больше
24 фев 2013 07:57 #12401 от bgleo
Опубликована МК станицы за 1915 год в теме Коллекция метрических книг на Казакстан.рф

С уважением, Борис Леонтьев
Спасибо сказали: Светлана

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
10 фев 2014 09:31 #19127 от elnik
Метрические книги Котуркульской Николаевской церкви.

РОДИВШИЕСЯ.
1908 год.
№75 - Константин.
Родители: Щучинской станицы казак Косьма Михайлов Артемьев и законная его жена Александра Симеонова, оба православные.
Восприемники: той же Станицы казак Елеазар Александров Филипьев и казачья жена Котуркульской станицы Матрена Симеонова Романико.

1910 год.
Александра.
Р.: Щучинской станицы казак Яков Ефремов Лузин и закон. его жена Анастасия Иоакимова, оба православные.
В.:Котуркульской станицы казачья девица Соломия Иоакимова Дорогань.

1911 год.
Андрей.
Р.: Щучинской станицы казак Сергей Глебов Рыбинцев и закон. его жена Анастасия Петрова, оба православные.
В.: Щучинской станицы казак Глеб Иоаннов Л...в.

1912 год.
Трофим.
Р.: Щучинской станицы казак Елеазар Александров Филипьев и законная его жена Валентина Симеонова, оба православные.
В.: Станицы Щучинской урядник Григорий Косминов Дорогов и станицы Котуркульской казачья жена Матрона Симеонова Романико.

Священник Стефан Куратов.
Спасибо сказали: Светлана

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
12 мая 2014 09:32 #21507 от денис

современные казаки щучинска и котуркуля.

Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Спасибо сказали: Patriot, bgleo, svekolnik, sibirec, Alegrig, Светлана, Куренев, evstik, Полуденная, Redut у этого пользователя есть и 1 других благодарностей

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
22 мая 2014 16:06 #21806 от galrom
Верховод Михаил. Из казаков ст.Щучинской Кокчетавского у. 1-я Омская школа прапорщиков
1916. Офицер 2-й Сибирской казачьей запасной сотни. В белых войсках Восточного
фронта и Дальневосточной армии в Сибирском казачьем дивизионе. Есаул. Убит
весной 1921 в с.Покровке под Никольск-Уссурийском. Жена (осталась в Сибири).
Спасибо сказали: bgleo, Светлана, Куренев, elnik

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
14 март 2016 17:17 #34168 от Larionov
Всем привет!
А кто-нибудь пытался искать своих предков до переселения? Я тут нашел интересную информацию о крестьянских волнениях в Саратовской губернии в 1830-х годах, так там много знакомых (по метрическим книгам) Щучинских фамилий встречал. Правда, тогда еще не фамилий, отчеств.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
15 март 2016 00:03 #34170 от Аввакум
Пока до этого не дошло. Мне интересно. Есть подробности? информация в инете или в архиве?
Щучинские -они же Котуркульские на половину. Там 11 км прим., они там через лес пешком ходили друг к другу.
Спасибо сказали: bgleo, Куренев, elnik

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
15 март 2016 14:32 - 15 март 2016 14:32 #34173 от Larionov
Просто наберите в поисковике:
Восстание 1837 г. в Шалкинской волости.
Там, похоже, наши предки шороху наводили. Может, поэтому их и отправили через 13 лет "Осваивать целину".
А Вы, часом, не в Кутуркуле живете?

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Последнее редактирование: 15 март 2016 14:32 от Larionov.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
17 март 2016 01:31 - 17 март 2016 02:28 #34182 от Аввакум
Очень интересно. "Будем посмотреть". Спасибо!
Не знаю, есть ли у вас такая информация:

М.Книга по ст. Котуркульской 1855 г. "О родившихся".

31 (мая)/26 июня Феодосия (жен.)
Р: Щучинского выселка строевой казакъ Козьма Егоровъ Ларионовъ и законная его жена Матрона Иванова (отчество), оба православные
В: Тоже станицы резервн. казак Максимъ Степановъ Дороговъ с казачьей женой ст.Котуркульской Марфой Степановой Андреевой.

29/30 декабря Анисъя (Анисiя, Анисия)
Р: того же выселка строевой казак Ефимъ Егоровъ Ларионовъ и законная его жена Марфа (?) Пахомова
В: того же выселка строевой казакъ Моисей Самойловъ Данчевъ с казачьей женой Прасковiей Ивановой Сергеевой.

ПС: я там прописался в "наших людях".
Последнее редактирование: 17 март 2016 02:28 от Аввакум.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
17 март 2016 16:57 #34193 от Larionov
Спасибо за ценную информацию. Это, скорее всего - два брата из переселенцев. Но если с отцами все понятно и сходится, то с их "законными женами" что-то не то - у Кузьмы Егорова (иногда - Георгиева) Ларионова жена была Макрида Ивановна (в Вашем варианте - Матрена Ивановна). Скорее всего - это одно лицо, просто неправильное написание или прочтение.
А у Ефима Егорова Ларионова по моим расчетам жена была Наталья Андреевна - упоминается в восприемниках МК Кутуркульской за 1876 г. Второй брак? Или неправильный расчет?
Пишу в личку.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
02 дек 2016 21:49 - 02 дек 2016 21:50 #36514 от bgleo
Прислал Олег Ларионов
Ревизская сказка 1850 г. (9-я ревизия)
Тысяча восемь сот пятидесятого года Сентября двенадцатого дня Саратовской губернии Хвалынского уезда, Барановской волости, Никитинскаго сельскаго общества сельца Никитина о состоящих мужеска и женска пола государственных крестьянах.




От него же "Если народу понравится, могу поделиться и оцифровкой 8-й ревизии за 1835 г."

С уважением, Борис Леонтьев

Это сообщение содержит прикрепленные файлы.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Последнее редактирование: 02 дек 2016 21:50 от bgleo.
Спасибо сказали: Пётр, Нечай, nataleks, elnik, Надежда

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
15 март 2018 15:24 #40000 от Диваев
Потомкам казаков Дороговых информация об их легендарном предке.

Баюш мурза Разгильде́ев, мордовский князь, прямой предок Дороговых. У Баюша было два сына — Богдан и Чепкун. Во второй половине XVII века внуки Баюша: Нестор и Смольян Богдановы, а также Ибран (Обран) и Кипкай Чепкуновы, владевшие поместьями в Алатырском, Курмышском и Галицком уездах. Они крестились и получили христианские имена. Например, Ибрана при крещении назвали Петром, а Кипкая — Данилой. За их потомками остались фамилии Чепкуновы и Богдановы. Внук князя Богдана Баюшева сын Разгильдеева , князь Дорогун (Дорогой) Нестеров сын Богданов, после крещения получивший имя Степан, оставил потомкам фамилию, - Дороговы.

1613. Список с грамоты с признанием за Баишем Мурзою Разгильдеевым, за многия службы и за отечество, княжескаго достоинства, данная по совету всей земли и по приговору воевод, боярина князя Дмитрия Трубецкаго и стольника князя Дмитрия Пожарскаго.

Московскаго государства боярин и воевода князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой да стольник и воевода князь Дмитрий Михайлович Пожарский с товарищи, и по совету всей земли, приговорили: Алатырскаго города Баишу Мурзе Разгильдееву, за его многую службу и за раденье, что он в прошлом де во 120 году служил, как приходили Нагайские люди на Арзамаские и на Алатырские места, и воевода де князь Андрей Хилков велел ему збирать Алатырских Мурз и Мордву и всяких служивых людей и послал де его воевода против Нагайских людей, и Нагайские люди воюют Арзамаския места и Алатырской уезд. И как де он Баиш пришел на Пьяну реку на Чуколы, и тут де с Нагайскими людьми был бой два дни, и в деревне Чуколе от Нагайских людей в осаде сидели, и на выласках многих Нагайских людей побили и переранили: да и в Ардатовском лесу в воротех был бой с Нагайскими людьми и побили Нагайских людей с пять сот человек, да у них же у Нагайских людей убили Мурзу Курмамета и знамя взяли, и их прогнали к Озерам, и многие от того бою Нагайские люди потопли, и отгромили у Нагайских людей на том деле всяких людей семь тысяч; а его, Баишу Мурзу, на том деле сбили с коня и отшибли у него на тем бою коня. А родство де его были изстари деды и прадеды в княжестве. И за ту его за многую службу и за отечество дать ему, Баишу Мурзе Разгильдееву, княжество, и впредь у них того княжества и у его детей и у его родства не отымати; а как же даст Бог на Московское государство Государя, и тогда велите ему Государь на то княжество дать свою Царскую жалованную грамоту, за красною печатью. К сей грамоте боярин и воевода Князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой да стольник и воевода князь Димитрий Михайлович Пожарский велели земскую печать приложити, лета 7121, Генваря в 24-й день.
По окончании оной подлинной грамоты написано тако: Подписал дьяк Афонасий Евдокимов сын Жданова, и под тем приложена печать чернаго воску.
Доставлен кн. В. И. Баюшевым в копии позднейшаго времени.

1618 года.
Грамота, данная князю Баюшу Разгильдееву да Ямашу мурзе князь Мангушеву с товарищи.
Божиею милостию мы великий государь царь и великий князь Михаил Федорович всея России самодержец пожаловали есьми Алатырскаго города князей и мурз и татар: князя Баюша Разгильдеева да Ямаша мурзу князь Мангушева с товарищи, что били они нам челом, а сказали служать де они нам всякия наши службы зимния и летния, рядовыя и выборныя, и ни которая де их служба не минует, а поместья де их не великие, а деды де и отцы их искони вечно служили прежним государям, а данных и посошных и ямских и подымных денег не давывали, и городоваго и острожнаго и за засечное и мостов не делывали, а ныне де их заставляют рвы копать и острожное и городовое и засечное дело делать, и ямские и подымные деньги с них емлют, а их де братье Касимовским, Кадомским, Темниковским, Цненским и Арзамасским князям и мурзам всех городов даны жалованныя тарханныя грамоты, что им опричь нашей службы никаких податей не давати и нам бы их пожаловать велети и им дать нашу жалованную грамоту, таковую ж, какия даваны их братье Касимовским, Кадомским, Темниковским, Цненским и Арзамасским князем и мурзам и татарам и про то посылане сыскивать на Алатырь с Алатырских князей и с мурз при прежних государях данных и посошных и ямских и подымных денег с них не имывали, и городоваго и острожнаго и засечнаго дела не делывали и в обыску всяких обыскных людей 240 человек сказали: Алатырские князи и мурзы, князь Баюш Разгильдеев да Емаш мурза князь Мангушев с товарищи служат всякия наши службы с своих поместей зимния и летния и рядовыя и выборныя и ни которая их служба не минует, а данных, и посошных и ямских и подымных денег не плачивали, и я царь и великий князь Михаил Федорович всея России Алатырских князей и мурз и татар князя Баюша Разгильдеева да Емаша мурзу князь Мунгушева с товарищи и которые и Арзамасские князи мурзы и татаровя испомещены в Алатырском уезде пожаловал велел им дати нашу жалованную грамоту, таковую ж каковыя даваны их братье Касимовским, Кадомским и Темниковским князем и мурзам и татарам, что с их поместных земель ямских и подымных денег и крестьян их к нашему делу в целовальники и наям в емщики имати на них не велел, а им с тех поместей из денежнаго жалованья всякия наши зимние и летние быть по наряду дана сия наша царская жалованная грамота. Лета 7126 апреля в 29 день.
По окончании оной подлинной грамоты написано тако: великаго государя царя и великаго князя Михаила Федоровича всея России дьяк Федор Апраксин и под тем приложена печать красного воску с шелковым красным снурком.
А на обороте оной же грамоты подписано тако: царь и великий князь Михаил Федорович всея России.

1688. Меновная запись, данная князем Яковом Баюшевым Семену Ростригину на промененное последнему в Саранском уезде поместье.
Се яз, Яков Петров сын княж Баюшев, в нынешнем во 196 году Августа в 4 день, дал я, сию на себя запись Семену Яковлеву сыну Ростригину в том: что променил я, Яков ему, Семену Ростригину Великих Государей жалованье, а свою поместную землю, в Саранском уезде, что преж сего та земля была Алаторскаго уезду, на речке Тарлейке двадцать восемь четвертей и меж дву речек Тарлеек девяноста четвертей и всего той поместной земли 118 чети в поле, а в дву потому ж, с пашнею и с лесы и с сенными покосы и со всеми угодьи, по писцовым книгам, что мне дано в нынешнем же во 196 году, Августа в 1 день, после родственника моего новокрещена Дорогова Нестерова сына князь Баюшева, а Разгильдяев он же, а во крещении ему имя было Степан, а крестясь тот мой родственник Степан пропал безвестно. ……. А будет кто станет на него, Семена Великим Государем бить челом или вступаться иной кто или он, новокрещен Дорогой князь Баюшев, а во крещении ему имя Степан, либо откуда нибудь объявится и станет Великим Государем бити челом о том поместьи, что за ним было кое ему, Семену Ростригину по мене достанется и ему, Семену Ростригину очищаться от них самому, а на меня, Якова того поместья в той очистке Великим Государем не бить челом; а будет по промене моей той дачи, ста осьмнадцати четвертей, по мере столько тех четвертей той земли не будет и ему, Семену на меня, Якова, о тех четвертях в дополнку Великим Государем не бить же челом из иных поместий моих. А сия запись ему, Семену и жене его и детям и впредь в запись.
Столпец дл. 9, шир. 3 2/3 в.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
15 март 2018 16:36 #40001 от Аввакум
Что б во все это поверить осталось всего-лишь найти прямую генеалогическую связь между людьми из XVII и сер. XIX века.
И попутно объяснять, как мордовская княжеская династия превратилась в Саратовских крестьян Дороговых.
Спасибо сказали: Lyubchinova, Larionov, Margom127

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
18 март 2018 16:11 #40022 от Larionov
"...И попутно объяснять, как мордовская княжеская династия превратилась в Саратовских крестьян Дороговых."

Это как раз объясняется довольно просто - часто помещичьих крестьян именовали по фамилии владельца.
"Чьи это крестьяне?"
"Романовы" (или Голицыны, Пушкины, Строгановы, Оболенские, Дороговы и т.д).
То есть, современная "знатная" фамилия совсем не свидетельствует о дворянском происхождении, а скорее всего о том, что предки были крепостными крестьянами.
А вот государственные (они же дворцовые) или монастырские, или ясашные крестьяне чаще имели фамилии, образованные от прозвищ или отчеств предков, или от местности, в которой проживали.
Как то так.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Спасибо сказали: Куренев, evstik, Margom127

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
19 март 2018 13:04 - 19 март 2018 16:51 #40023 от Аввакум
Объяснение присвоения крестьянам фамилии тема известная. Я же спросил про смену сословия, ведь автор указывает именно на это: предок - мордовский князь, потомок - мордовский крестьянин. ....??!! Как эта схема сработала с Дороговыми? Факты-факты?
Последнее редактирование: 19 март 2018 16:51 от Аввакум.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
19 март 2018 18:42 #40027 от Lyubchinova

А вот государственные (они же дворцовые) или монастырские, или ясашные крестьяне чаще имели фамилии, образованные от прозвищ или отчеств предков, или от местности, в которой проживали

Немного не в тему станицы, но по поводу фамилий:

Тульская губерния, крепостные крестьяне. В ревизии 1748 года один из моих прямых предков записан с отчеством, которое в ревизии 1858 года, когда потомки его из помещичьих крестьян перешли в категорию экономических (государственных) стало фамилией! Причем в метриках и исповедках они еще долго все записаны как бесфамильные, к 20 веку с фамилией стали писать. Т.е. в течении 100 с лишним лет фамилия, образованная от отчества, передавалась устно, ни в каких документах не была записана!
Спасибо сказали: Patriot, bgleo, аиртавич

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
20 март 2018 17:43 #40039 от Larionov
Да, я тоже с такими фактами сталкивался - официальная фамилия появилась только в конце 19 века от имени (или прозвища) предка, жившего еще в 18-м веке.
Или еще пример: наша школа носит имя Арсения Ворожейкина - летчика-истребителя, дважды Героя СССР. Когда мы стали исследовать его родословную, оказалось, что эта фамилия (согласитесь, довольно редкая) в начале 19 века появилась во время переписи (ревизские сказки 1835 г.) одновременно в нескольких деревнях. Стали копать глубже - оказалось, что все Ворожейкины - от одного корня, из маленькой деревни, которой уже и нет на современной карте.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Спасибо сказали: Patriot, elnik, аиртавич

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
16 апр 2018 08:01 #40231 от Полуденная
Нерусские народности Поволжья и Приуралья причислялись к государственным крестьянам. А мордва как?

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
19 апр 2018 05:52 #40241 от Larionov
Так же. По крайней мере, в том регионе, что я изучал, все мордовские деревни относились к ясашным (считай, государственным).

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Спасибо сказали: bgleo, Полуденная

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.