Казанцев Александр Петрович
- Нечай
- Автор темы
- Не в сети
Меньше
Больше
- Сообщений: 5941
- Репутация: 146
- Спасибо получено: 14968
06 март 2014 06:41 - 06 март 2014 06:42 #19719
от Нечай
Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
НАШИ ЗЕМЛЯКИ
Александр Петрович Казанцев
родился 2 сентября 1906 года в Акмолинске. Окончил Томский технологический институт, работал инженером-механиком на Белорецком металлургическом заводе, затем занялся изобретательством и перешел на работу во Всесоюзный научно-исследовательский институт электромеханики. В фантастике дебютировал в 1936 году, заняв 1-е место на конкурсе киносценариев с написанным вместе с И. С. Шапиро сценарием фантастического фильма «Аренида», который позже стал сюжетной основной романа «Пылающий остров». Публикация романа (в 1940—1941 годах его печатала с продолжением газета «Пионерская правда», исправления и дополнения 1957; исправления 1962, исправления 1975) стала началом 60-летней литературной карьеры Александра Казанцева.
Перед войной
С первых дней войны находится в армии, делает важное оборонное изобретение, за что ему было присвоено звание воен-инженера III ранга с назначением командиром спецчасти и главным инженером завода, вскоре превращенного в научно-исследовательский институт. Испытывал новую технику в боевых условиях на Крымском фронте весной 1942. В 1944 получает звание полковника и новое назначение, вместе с армией входит в Будапешт и Вену.
Описание взрыва атомной бомбы в Хиросиме и Нагасаки (6 авг. 1945) напоминает ему подробности катастрофы в Тунгусской тайге в 1908, и он пишет рассказ «Взрыв», вызвавший яростные дискуссии. Организует экспедицию к месту взрыва и участвует в ней.
При содействии А.Фадеева получает возможность совершить два рейса на ледоколе «Георгий Седов» и посетить множество полярных станций. Пишет серию полярных новелл: «Против ветра» (1950), «Гость из космоса» (1958).
Уже в 1941 году появляется в печати фрагмент его романа «Арктический мост» (полностью опубликован 1946 году), в 1952 году издается «Мол „Северный“» (переработан в 1956 году в роман «Полярная мечта», а в 1970 году — в роман «Подводное солнце»), а в 1964 году — роман «Льды возвращаются». Казанцев очень точно и совершенно буквально воспринял эстетические и идеологические установки своего времени и его романы идеально соответствовали «линии партии». В значительной степени именно они сформировали базис так называемой «фантастики ближнего прицела» и «антиимпериалистической» фантастики. Роман «Внуки Марса» (1963, другое название — «Планета бурь»), был экранизирован Павлом Клушанцевым в 1962 году под названием «Планета бурь».
Уже в 1960-е годы проза Александра Казанцева стала выглядеть архаичной по сравнению с произведениями авторов, начавших публиковаться после выхода революционной «Туманности Андромеды» Ивана Ефремова. Казанцев чувствовал происходящие в литературе изменения, но эстетически и идеологически принять их не мог, а потому занял позицию активного консерватизма, которой последовательно придерживался всю оставшуюся жизнь. В его критике и публицистике произведения других авторов часто рассматриваются с позиций соответствия «линии партии», что в те времена могло послужить поводом для идеологических репрессий против критикуемых.
Возвращение Казанцева к активной литературной работе состоялось в начале 1970-х, когда режим Брежнева уже вполне утвердился и «оттепель» 1960-х годов окончательно ушла в прошлое. В этот период им написаны романы «Сильнее времени» (1973), «Фаэты» (1974), «Купол Надежды» (1980), которые были архаичны по стилистике и наивны по языку, однако по-прежнему строго выдержаны с идеологической точки зрения. В это время выходят несколько собраний сочинений Казанцева, а сам он становится одним из активных «моторов» так называемой «молодогвардейской» школы фантастики.
В 1981 году Казанцев публикует автобиографию «Пунктир воспоминаний» — весьма характерный документ, по которому вполне можно составить представление о том, какую роль отводил себе писатель в истории науки и литературы. В том же 1981 году за вклад в развитие фантастики Казанцев был удостоен премии «Аэлита».
В 1980-е годы Александр Казанцев издает романы о Пьере Ферма («Острее шпаги», 1984) и о Сирано де Бержераке («Клокочущая пустота», 1986), где пытается соединить свои обычные фантастические идеи с антуражем «мушкетерского» исторического романа. Произведения следующих лет вполне укладываются в уже освоенные им темы — это трилогия коммунистических утопий «Тайна нуля», «Донкихоты Вселенной» и «Спустя тысячелетие» (переизданы в 1997 году), дилогия «Иномиры» (1997) и историко-фантастическая дилогия «Звезда Нострадамуса» (2000). В 2001 году был издан также фантастико-автобиографический роман «Фантаст», написанный в соавторстве с Никитой Казанцевым.
Роль Александра Казанцева в истории отечественной фантастики многократно подвергалась крайне резким оценкам, как этическим, так и эстетическим, однако невозможно отрицать, что его ранние книги стали заметными вехами в развитии русской НФ.
Александр Петрович Казанцев скончался 13 сентября 2002 года на своей даче в Переделкино.
© из Википедии
Фамилия Казанцев хорошо известна среди казаков Сибиского Казачьего Войска. Тем не менее здесь история другого Сибирсского наследия в фотографиях:
Дом деда писателя - купца первой гильдии Казанцева Г.И. в Петропавловске.
Тот же дом сегодня.
Александр Петрович Казанцев
родился 2 сентября 1906 года в Акмолинске. Окончил Томский технологический институт, работал инженером-механиком на Белорецком металлургическом заводе, затем занялся изобретательством и перешел на работу во Всесоюзный научно-исследовательский институт электромеханики. В фантастике дебютировал в 1936 году, заняв 1-е место на конкурсе киносценариев с написанным вместе с И. С. Шапиро сценарием фантастического фильма «Аренида», который позже стал сюжетной основной романа «Пылающий остров». Публикация романа (в 1940—1941 годах его печатала с продолжением газета «Пионерская правда», исправления и дополнения 1957; исправления 1962, исправления 1975) стала началом 60-летней литературной карьеры Александра Казанцева.
Перед войной
С первых дней войны находится в армии, делает важное оборонное изобретение, за что ему было присвоено звание воен-инженера III ранга с назначением командиром спецчасти и главным инженером завода, вскоре превращенного в научно-исследовательский институт. Испытывал новую технику в боевых условиях на Крымском фронте весной 1942. В 1944 получает звание полковника и новое назначение, вместе с армией входит в Будапешт и Вену.
Описание взрыва атомной бомбы в Хиросиме и Нагасаки (6 авг. 1945) напоминает ему подробности катастрофы в Тунгусской тайге в 1908, и он пишет рассказ «Взрыв», вызвавший яростные дискуссии. Организует экспедицию к месту взрыва и участвует в ней.
При содействии А.Фадеева получает возможность совершить два рейса на ледоколе «Георгий Седов» и посетить множество полярных станций. Пишет серию полярных новелл: «Против ветра» (1950), «Гость из космоса» (1958).
Уже в 1941 году появляется в печати фрагмент его романа «Арктический мост» (полностью опубликован 1946 году), в 1952 году издается «Мол „Северный“» (переработан в 1956 году в роман «Полярная мечта», а в 1970 году — в роман «Подводное солнце»), а в 1964 году — роман «Льды возвращаются». Казанцев очень точно и совершенно буквально воспринял эстетические и идеологические установки своего времени и его романы идеально соответствовали «линии партии». В значительной степени именно они сформировали базис так называемой «фантастики ближнего прицела» и «антиимпериалистической» фантастики. Роман «Внуки Марса» (1963, другое название — «Планета бурь»), был экранизирован Павлом Клушанцевым в 1962 году под названием «Планета бурь».
Уже в 1960-е годы проза Александра Казанцева стала выглядеть архаичной по сравнению с произведениями авторов, начавших публиковаться после выхода революционной «Туманности Андромеды» Ивана Ефремова. Казанцев чувствовал происходящие в литературе изменения, но эстетически и идеологически принять их не мог, а потому занял позицию активного консерватизма, которой последовательно придерживался всю оставшуюся жизнь. В его критике и публицистике произведения других авторов часто рассматриваются с позиций соответствия «линии партии», что в те времена могло послужить поводом для идеологических репрессий против критикуемых.
Возвращение Казанцева к активной литературной работе состоялось в начале 1970-х, когда режим Брежнева уже вполне утвердился и «оттепель» 1960-х годов окончательно ушла в прошлое. В этот период им написаны романы «Сильнее времени» (1973), «Фаэты» (1974), «Купол Надежды» (1980), которые были архаичны по стилистике и наивны по языку, однако по-прежнему строго выдержаны с идеологической точки зрения. В это время выходят несколько собраний сочинений Казанцева, а сам он становится одним из активных «моторов» так называемой «молодогвардейской» школы фантастики.
В 1981 году Казанцев публикует автобиографию «Пунктир воспоминаний» — весьма характерный документ, по которому вполне можно составить представление о том, какую роль отводил себе писатель в истории науки и литературы. В том же 1981 году за вклад в развитие фантастики Казанцев был удостоен премии «Аэлита».
В 1980-е годы Александр Казанцев издает романы о Пьере Ферма («Острее шпаги», 1984) и о Сирано де Бержераке («Клокочущая пустота», 1986), где пытается соединить свои обычные фантастические идеи с антуражем «мушкетерского» исторического романа. Произведения следующих лет вполне укладываются в уже освоенные им темы — это трилогия коммунистических утопий «Тайна нуля», «Донкихоты Вселенной» и «Спустя тысячелетие» (переизданы в 1997 году), дилогия «Иномиры» (1997) и историко-фантастическая дилогия «Звезда Нострадамуса» (2000). В 2001 году был издан также фантастико-автобиографический роман «Фантаст», написанный в соавторстве с Никитой Казанцевым.
Роль Александра Казанцева в истории отечественной фантастики многократно подвергалась крайне резким оценкам, как этическим, так и эстетическим, однако невозможно отрицать, что его ранние книги стали заметными вехами в развитии русской НФ.
Александр Петрович Казанцев скончался 13 сентября 2002 года на своей даче в Переделкино.
© из Википедии
Фамилия Казанцев хорошо известна среди казаков Сибиского Казачьего Войска. Тем не менее здесь история другого Сибирсского наследия в фотографиях:
Дом деда писателя - купца первой гильдии Казанцева Г.И. в Петропавловске.
Тот же дом сегодня.
Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.
Последнее редактирование: 06 март 2014 06:42 от Нечай.
Спасибо сказали: bgleo
- Нечай
- Автор темы
- Не в сети
Меньше
Больше
- Сообщений: 5941
- Репутация: 146
- Спасибо получено: 14968
06 март 2014 06:48 #19722
от Нечай
Александр с братом Виктором 1909г
Семья Казанцевых с детьми 1911г
Отец писателя Петр Григорьевич Казанцев
Мать писателя Магдалина Казимировна Казанцева
Семейный дом Казанцевых в Петропавловске на углу ул.Пушкина и ул.Партизанской. Здесь писатель жил с 1912 по 1919гг
Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Александр с братом Виктором 1909г
Семья Казанцевых с детьми 1911г
Отец писателя Петр Григорьевич Казанцев
Мать писателя Магдалина Казимировна Казанцева
Семейный дом Казанцевых в Петропавловске на углу ул.Пушкина и ул.Партизанской. Здесь писатель жил с 1912 по 1919гг
Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.
Спасибо сказали: Patriot, bgleo, Андрей Машинский, 1960
- Нечай
- Автор темы
- Не в сети
Меньше
Больше
- Сообщений: 5941
- Репутация: 146
- Спасибо получено: 14968
06 март 2014 06:53 #19724
от Нечай
Дядя писателя Василий Григорьевич Казанцев 1905г
Семья Казанцевых 1915г
Ученик Петропавловского реального училища Александр Казанцев. Будующий писатель являлся студентом училища 1910-11гг
1912г - братья Саша и Витя Казанцевы
1920г - Александр студент Томского Университета.
Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Дядя писателя Василий Григорьевич Казанцев 1905г
Семья Казанцевых 1915г
Ученик Петропавловского реального училища Александр Казанцев. Будующий писатель являлся студентом училища 1910-11гг
1912г - братья Саша и Витя Казанцевы
1920г - Александр студент Томского Университета.
Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.
- Нечай
- Автор темы
- Не в сети
Меньше
Больше
- Сообщений: 5941
- Репутация: 146
- Спасибо получено: 14968
06 март 2014 06:55 - 02 апр 2014 14:10 #19726
от Нечай
встреча с космонавтом Алексеем Леоновым
В кругу семьи
Могила писателя.
Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
встреча с космонавтом Алексеем Леоновым
В кругу семьи
Вложение не найдено
Могила писателя.
Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.
Последнее редактирование: 02 апр 2014 14:10 от Нечай.
Спасибо сказали: Patriot, bgleo, Андрей Машинский, 1960
- Андрей Машинский
- Не в сети
Меньше
Больше
- Сообщений: 543
- Репутация: 15
- Спасибо получено: 457
06 март 2014 09:43 #19738
от Андрей Машинский
Людмила Руслановна, не знаете, кто родители Магдалины Казимировны?
- Нечай
- Автор темы
- Не в сети
Меньше
Больше
- Сообщений: 5941
- Репутация: 146
- Спасибо получено: 14968
06 март 2014 09:58 #19740
от Нечай
Девичья фамилия Магдалены Казимировны - Курдвановская. Больше ничего мне не известно. Надеюсь, кто-нибудь добавит материала. Может быть есть связь Казанцевых с казаками?
- Андрей Машинский
- Не в сети
Меньше
Больше
- Сообщений: 543
- Репутация: 15
- Спасибо получено: 457
06 март 2014 11:00 - 06 март 2014 11:00 #19743
от Андрей Машинский
Казанцевы казаки встречались где-то
Последнее редактирование: 06 март 2014 11:00 от Андрей Машинский.
- Lyubchinova
- Не в сети
Меньше
Больше
- Сообщений: 1303
- Репутация: 63
- Спасибо получено: 2736
06 март 2014 11:35 - 06 март 2014 11:37 #19745
от Lyubchinova
Может быть не совсем в тему... моя бабушка родилась в 1907 году, в Петропавловске. Семья её родителей была близко знакома с Казанцевыми, её и назвали-то Магдалиной (в советской "транскрипции" она стала Магда) по имени Магдалины Казанцевой... Александр Казанцев и моя бабушка были товарищами по детским играм. Бабушка всегда вспоминала его как "Шурка Казанцев" )))
Вот здесь www.pkzsk.info/o-dinastii-kazancevyx/ (и где-то еще точно читала)
Магдалина Казимировна Курдвановская (умерла в 1962 году – учительница музыки, дочь гусарского полковника, сосланного в Сибирь за участие в восстании 1863 г.)
Это изображения скрыто для гостей.
фото из интернета. Родители Александра Казанцева - Казанцев Петр Григорьевич и Курдвановская-Казанцева Магдалина Казимировна
Вот здесь www.pkzsk.info/o-dinastii-kazancevyx/ (и где-то еще точно читала)
Магдалина Казимировна Курдвановская (умерла в 1962 году – учительница музыки, дочь гусарского полковника, сосланного в Сибирь за участие в восстании 1863 г.)
Это изображения скрыто для гостей.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите, чтобы увидеть его.
фото из интернета. Родители Александра Казанцева - Казанцев Петр Григорьевич и Курдвановская-Казанцева Магдалина Казимировна
Последнее редактирование: 06 март 2014 11:37 от Lyubchinova.
Спасибо сказали: Patriot, bgleo, Нечай, Андрей Машинский
- Андрей Машинский
- Не в сети
Меньше
Больше
- Сообщений: 543
- Репутация: 15
- Спасибо получено: 457
06 март 2014 12:16 #19748
от Андрей Машинский
Очень интересно. Может быть, он встречался с моим отцом во время войны в Австрии. Во всяком случае, отец рассказывал, как там демонтировали заводы.
Спасибо сказали: bgleo, Нечай
- Нечай
- Автор темы
- Не в сети
Меньше
Больше
- Сообщений: 5941
- Репутация: 146
- Спасибо получено: 14968
06 март 2014 12:59 - 24 март 2014 07:08 #19749
от Нечай
Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Еще немного:
Ресторан купцов Казанцевых. Ныне один из корпусов психиатрической больницы.
Дом отца писателя, Петра Григорьевича Казанцева, в Астане. В нем ныне музей Сакена Сейфуллина, классика казахской литературы..
Вложение не найдено
Ресторан купцов Казанцевых. Ныне один из корпусов психиатрической больницы.
Дом отца писателя, Петра Григорьевича Казанцева, в Астане. В нем ныне музей Сакена Сейфуллина, классика казахской литературы..
Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.
Последнее редактирование: 24 март 2014 07:08 от Нечай.
Спасибо сказали: bgleo, 1960
- Нечай
- Автор темы
- Не в сети
Меньше
Больше
- Сообщений: 5941
- Репутация: 146
- Спасибо получено: 14968
06 март 2014 13:17 #19751
от Нечай
Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Во время Гражданской войны брошенный белым командованием запасной полк колчаковцев перешёл на сторону красных. В результате Петр Григорьевич Казанцев, отец будущего писателя, наследник и совладелец миллионной купеческой империи, мобилизованный в белую армию, вернулся из Красной армии заслуженным фронтовиком и инвалидом.
Сам Александр Петрович в анкетах писал: «из служащих» (отец – директор протезной мастерской, мать - учительница). Вероятность получения Александром Казанцевым высшего образования в 1920-х годах с подлинными анкетными данными можно оценить как очень небольшую.
Разносторонние способности ребенка поражали близких. От родителей Саша унаследовал любовь к музыке, исполнял на фортепиано произведения Бетховена, Моцарта и Шопена. С детского возраста Саша обыгрывал взрослых в шахматы. Он учился в реальном училище в Петропавловске, затем в техническом училище в Омске. Позже, став студентом Томского технологического института, он поражал однокурсников и профессоров феноменальными математическими способностями.
После окончания института Казанцев получил назначение на Белорецкий металлургической комбинат. Начинал Казанцев как инженер-электрик. Он придумал и внедрил передвижение вагонеток с рудой на электромагнитной тяге. Здесь же он сделал свое первое изобретение, которое существенным образом повлияло на всю его дальнейшую судьбу. Он изобрел «электрическую пушку», которая, по его расчетам, могла бы стрелять на огромные расстояния и не только на земле, но и в космосе.
Никому неизвестный инженер с уральского металлургического комбината сумел попасть к Орджоникидзе и Тухачевскому, которые поддержали конструктора, предоставив ему отдел в КБ артиллерийского завода в Подлипках – того самого, который в 1946-м году стал головным предприятием ракетно-космической отрасли. Пушку сделали, но проблема источника питания осталась и тогда, и на последующие полвека нерешенной.
Работа над «электрической пушкой» позволила Казанцеву встречаться с такими великими физиками, как Абрам Иоффе и лауреат Нобелевской премии Петр Капица. Как-то Иоффе посоветовал Казанцеву принять участие в Международном конкурсе на лучшее либретто научно-фантастического фильма. И сценарий Казанцева «Аренида» победил на конкурсе. Случилось это в 1936 году. Однако режиссер Эггерт, взявшийся за постановку, был репрессирован, и фильму не суждено было осуществиться. Но издательство «Детгиз» предложило Казанцеву написать по своему сценарию приключенческо-фантастический роман для детей. Так сценарий «Аренида», где советские ученые спасают Землю от летящего на нее астероида, расстреляв его из «электрической пушки», превратился позже в роман «Пылающий остров».
Творческая энергия писателя искала выход. Он принимал участие во многих творческих и научных конкурсах. Для участия во Всемирной выставке «Мир завтра» в Нью-Йорке он выиграл в конкурсе механизмов и поехал в Америку в качестве главного инженера Советского павильона, где проработал почти год.
Началась война. В последнюю свою мирную ночь, Казанцев написал либретто «Арктического моста». А утром, по направлению военкомата, Казанцев приехал в Серпухов. Там он должен был попасть в 39-й запасной саперный батальон. Но батальон еще только предстоит сформировать. Александру Петровичу повезло - услышав его фамилию, комбат первым делом спросил, не он ли написал «Пылающий остров»? А узнав об инженерной специальности Писателя, но еще больше поразившись его не только технической, но и организационной смекалке, назначил Казанцева помпотехом.
Александр Петрович прошёл путь от солдата до полковника – были и ранения, и контузии, и ужасы отступления.
Казанцев изобрел знаменитую «сухопутную торпеду», о большинстве подвигов которой узнал только через сорок лет. Получилось все почти само собой - в батальон приехал автомобиль на смешанном колесно-гусеничном ходу. Увидев небольшие гусеничные шасси, Писатель придумал снабдить нечто подобное зарядом взрывчатки и дистанционным управлением. Из подручных материалов изготовили опытный экземпляр, и испытали в присутствии начальства. Начальство оценило. И вместе со старинным знакомым и другом, профессором Иосифяном, Александр Петрович наладил в эвакуирующейся Москве производство этого нового оружия. Институт и производство при нем назвали «Институтом имени Жюля Верна».
Маленькая торпеда быстро преодолевала препятствия, а попасть в нее практически невозможно. Испытывать ее на улицах Москвы не пришлось, и Казанцев вместе с группой специалистов был отправлен на Керченский полуостров. Испытания прошли более чем успешно, но все танкетки пришлось уничтожить, а самим эвакуироваться из-за отступления армии. Группа Казанцева с потерями достигла Керченской переправы, но организована переправа была плохо. У англичан, в Дюнкерке, на такую же армию, работал весь флот, а здесь - несколько небольших суденышек. Александр Петрович взял организацию переправы в свои руки. В книге «Фантаст», он подробно описал эту переправу. Один из снарядов сбросил писателя во время переправы в воду, и ему пришлось добираться до берега вплавь.
История сухопутной торпеды на этом не закончилась. Она сыграла очень важную роль в прорыве Ленинградской блокады.
В самом конце войны Александр Петрович получил новое задание - отправиться в австрийскую Штирию, и начать демонтаж фашистских заводов, отправляя оборудование на наши разрушенные предприятия. Вместе с отправкой немецких заводов, он организовал работу австрийских предприятий, без которых репарации были невозможны. И там же, в Штирии, попал в тяжелую автомобильную аварию. Теперь за его плечами уже солидный аварийный список - начиная с железнодорожной катастрофы и катастрофы АНТ-25, заканчивая автомобильной аварией в Австрии, где его кто в шутку, а кто и всерьез называл "Вице-королем Штирии".
Его танкетка позже была выставлена в мемориальном Музее Отечественной войны на Поклонной горе, где был указан автор, и там же находилась золотая медаль Олимпиады 1964 года, в которой Казанцев стал олимпийским чемпионом по шахматному этюду.
Однажды Казанцев услышал сообщение об атомной бомбардировке Хиросимы. Диктор описал подробности взрыва, указав, в частности, на сохранившиеся в эпицентре взрыва отдельные дома и стоячие деревья. Это послужило для Казанцева отправной точкой его гипотезы о природе Тунгусского метеорита, с подробностями которой он был хорошо знаком по рассказам Л.Кулика, побывавшего до войны на месте катастрофы. Александр Петрович встречался с советскими физиками, например, с Игорем Таимом, консультируясь по конструктивным особенностям атомной бомбы. Поскольку царское правительство не могло в 1908 году создать ядерное устройство, Казанцев предположил, что над сибирской тайгой взорвался инопланетный корабль на атомных двигателях. В январе 1946 года в журнале «Техника молодежи» был опубликован его рассказ-гипотеза «Взрыв», с которого началась отечественная уфология.
Ученые словно не замечали рубрику, под которой был размещен рассказ в журнале, воспринимая его как научный доклад и устраивая жаркие дебаты. К Подкаменной Тунгуске был организован ряд научных и любительских экспедиций. С тех пор вопросы внеземных цивилизаций и возможных контактов с инопланетянами становятся одной из центральных тем в творчестве Казанцева. Именно с этой неудобной для ортодоксальной науки позиции писатель-фантаст пытается осмыслить многие «пятна истории» человечества: сказания разных народов о Сынах Неба, «одетые в скафандры» японские статуэтки догу (которым 4500 лет), каменные шары в Южной Америке, пирамиды и т.д. Рекордное количество версий на данную тему можно встретить в ярчайшем романе «Фаэты» (1968-1971). Писатель пытался раскрыть секреты «красной планеты», великих катаклизмов на Земле, вызвавших гибель Атлантиды и поднятие Анд, появление на земном небе Луны, отсутствие промежуточного звена в эволюции от животного мира к человеку и прочее. Толчком к рождению «Фаэтов» послужила беседа с физиком Нильсом Бором, который согласился с дерзкой идеей Казанцева о том, что обнаруженные скопления астероидов между Марсом и Юпитером – это не результат столкновения кометы с планетой, условно названной астрономами Фаэтоном, а ядерный взрыв, произведенный на этой планете разумными, но агрессивными существами.
Вступление в 1946-м году в Союз писателей не только дало Александру Петровичу «официальный статус», но и ввело в совершенно новый круг общения. Там Казанцев знакомится с Фадеевым и Ефремовым. С Иваном Антоновичем они остались друзьями до самой смерти Ефремова.
У писателя появились последователи. В одном из интервью Казанцев описал свое знакомство в начале 1970-х годов с армейским программистом Валентином Терешиным. «Марсианин» - так назвал Казанцев своего нового друга за его поистине внеземные познания и необыкновенную внешность. Терешин утверждал, что многое из того, что он знает, внушалось ему внеземным разумом. С результатами этих «внушений» он знакомил Казанцева. Эти изыскания дорабатывались по просьбе Казанцева ученым В.Авинским (Тюриным). Так появлялись сенсации. Выяснилось, что в мегалитической постройке Стоунхендж в Англии закодированы все параметры Солнечной системы - в развалинах древнейшей обсерватории заложены основные модули всего сущего на Земле и во Вселенной, так называемая альфаметрика. То есть, угол альфа (32,72°), построенный на пентаграмме, вытекающей из 11-угольника, где определенные стороны соединяются линиями и проводится угол. А этот угол лежит в основе всего сущего. Все естественные образования кратны этому углу и цифре 11, являющейся всемирным модулем, заложенным во всем, от микро- до макромира.
В память о Терешине Казанцев написал рассказ «Колодец лотоса» и рядом со своей фамилией поставит необычную фамилию Мариан Сиянин. В рассказе была дана подробная расшифровка Терешиным задачи древнеегипетских жрецов храма бога Ра, раскопанного в 1912 году в Египте.
Единомышленники писателя появились и за рубежом – знаменитый фильм археолога и исследователя Эриха фон Дэникена «Воспоминания о будущем» в немалой степени обязан своим успехом идеям Казанцева. Совместно с американским ученым-уфологом Жаком Валле Казанцев разработал одну из своих последних теорий, нашедших отражение в романе «Альсино». Книга эта была издана малым тиражом, так как идея, изложенная в ней, показалась книготорговцам слишком безумной, чтобы претендовать на жанр романа-гипотезы. Суть «сумасшедшей» идеи такова: наша Вселенная, согласно теории подобия, на основе которой построена вся современная кристаллография, одиннадцатимерна. Это можно представить себе как три трехмерных мира, разделенных, как этажи дома, двумя измерениями-перекрытиями. В каждом из этих самостоятельных миров время течет по-разному. Соответственно и развитие их разное – это мир, в котором мы живем, первобытный «прамир» и опережающий наше развитие «неомир». Миры обладают свойством контактировать между собой по временным перекрытиям-переходам. Из «прамира» в наш мир приходят снежные люди или йети, а из «неомира» залетают НЛО. Существование трех параллельных миров Казанцев объяснял и на другом, более простом, примере – если бросить камень в воду: пойдут круги, и каждая последующая волна будет копией предыдущей - но не полным аналогом. Так и эти миры - оставляют след в слоях времени, и идущая следом волна жизни, как программу использует проложенную колею и повторяет то, что было. Получается, через несколько столетий наши потомки пересядут в тарелки, но это будут не те знаменитые «зеленые человечки» с антенками на голове, а всего лишь граждане нашего мира, дошедшие до схожих высоких технологий в процессе эволюции. Подобные свои мысли Казанцев называл фантастикой «дальнего прицела», намного опережающей время и потому кажущейся просто псевдонаучной сказкой.
Очень много произведений написано Казанцевым с «ближним прицелом». Его гипотезы и открытия находили воплощение уже при жизни писателя. К примеру, в трилогии «Арктический мост» им описывается гигантское сооружение – водный туннель длиной 4 000 километров, и если в период работы над книгой (1939-1946) эта идея была сверхфантастична, то сейчас все знают о знаменитом туннеле Ла-Манш, соединившем под проливом Англию и Францию.
Космонавт Георгий Береговой отмечал, что задолго до того, как первый отечественный луноход проложил колею на спутнике нашей планеты, Казанцев предвосхитил в своей повести «Лунная дорога» в 1960 году основные элементы его конструкции. А в фантастическом романе «Сильнее времени» (1964-1972) Заслуженный деятель науки и техники, профессор М.Протодьяконов насчитал почти сто авторских научно-технических открытий и изобретений.
Навестив однажды Казанцева в его московской квартире на Ломоносовском проспекте, Береговой подарил писателю свою книгу «Угол атаки» с автографом, в котором упоминал о предвидении фантаста по конструкции лунохода, и советовал подумать о «марсоходе», чтобы путешествовать по руслам высохших рек в поисках исчезнувшей марсианской цивилизации.
«Вы правы, Георгий Тимофеевич, - ответил Казанцев. - Я не сомневаюсь в существовании инопланетной цивилизации». И показал археологическую находку - статуэтку «догу», сделанную из обожженной глины на Японских островах четыре с половиной тысячи лет назад. Статуэтка напоминала скафандр космонавта: герметичный шлем, щелевидные очки, дырчатый фильтр для дыхания, крепления в виде винтов и заклепок. «Чудеса, сопровождающие людей на протяжении всей истории человечества, - утверждал Казанцев, - неотъемлемая часть существования Вселенной, Природы, Человека. То, что предстает сегодня фактом аномальным, завтра, не исключено, станет нормой».
В круг увлечений Казанцева входила история. Он переосмысливал в своих произведениях давние факты и темы, заставляя читателей иначе взглянуть на них. Вслед за Александром Дюма Александр Казанцев в романах «Острее шпаги» и «Клокочущая пустота» переносил читателей во Францию 17 века. Но если у Дюма это эпоха придворных интриг и дуэлей, то у Казанцева это – эпоха великих умов: математика Пьера Ферма, над теоремой которого до сих пор бьются ученые всего мира, и Сирано де Бержерака, писателя, вольнодумца и провидца. Казанцев настолько проникся изображаемой эпохой, что написал ряд удивительных по красоте сонетов, а стиль писателя стал витиеватым и изящным в духе того времени. Последние произведения писателя «Озарение Нострадамуса» и «Ступени Нострадамуса» рассказывали о жизни самого неординарного человека средневековья. Казанцев считался лучшим переводчиком катренов Нострадамуса и знатоком его творчества.
Книги Казанцева повлияли на их жизненный и профессиональный выбор многих людей. Космонавт Георгий Гречко именно Казанцева «винил» в том, что он стал служить космосу. Прочитав книгу «Дар Каиссы», многие увлекались шахматами. Пятнадцать лет Казанцев был председателем Центральной комиссии по шахматной композиции СССР и 10 лет - вице-президентом Постоянной комиссии по шахматной композиции ФИДЕ. Сам Казанцев был мастером спорта по шахматам, судьей всесоюзной категории по шахматным композициям и международным арбитром. Казанцев так же сочинял фортепьянные концерты, вел исследования в области протезирования сердца (один из первых придумал электростимулятор для сердца - подкожную электростанцию).
Как рассказал главный редактор казахстанского литературно-художественного и общественно-политического журнала «НИВА» Владимир Романович Гундарев, Казанцев всегда поддерживал тесную связь с городом своего детства. А в 1996 году в связи с 90-летием писателя решением Акмолинского маслихата Казанцеву было присвоено звание Почетного гражданина Акмолы.
Казанцев поддерживал и пропагандировал методики лечения, разработанные В.И.Дикулем и Г.А.Илизаровым, в романе «Сильнее времени» «построил» звездолёт на энергии вакуума в соответствии с гипотезой М.М.Протодьяконова и И.Л.Герловина, споря со своими же прежними произведениями, обыграл в «Тайне нуля» теорию гравитации академика А.А.Логунова, альтернативную эйнштейновской СТО.
Многие факты из биографии этого замечательного человека остались за скобками, поскольку объять творчество человека, прожившего 96 лет и до последнего дня работавшего, творившего и мечтавшего, невозможно. Труды Казанцева были удостоены многочисленных государственных наград и литературных премий. В том числе – специальной международной премии Третьего Всеевропейского конгресса фантастов в 1976 году и премии Союза писателей РСФСР и журнала «Уральский следопыт» - «Аэлита» в 1981 году, за вклад в научную фантастику. Его роман «Острее шпаги» был признан бестселлером года. На международном конгрессе фантастов в польском городе Познани он также стал лауреатом.
Казанцев был награжден пятью орденами, в том числе Красной Звезды и Отечественной войны и многими медалями.
Супругой Александра Казанцева была Татьяна Михайловна, дочь адъютанта императора Николая II полковника Михаила Маламе. В семье Александра Петровича и Татьяны Михайловны Казанцевых родилось четверо детей. Старшая дочь - Нина Александровна, стала одна из первых в Советском Союзе женщин-атомщиц. За участие в создании атомной бомбы она была награждена орденом Ленина.
Из Интервью с Казанцевым:
— Откуда вы родом, Александр Петрович? Видимо, секрет вашего долголетия и в хорошей наследственности?
— Не уверен, потому что уже на много пережил своих дедов. Но корни у меня — сибирские. Один дед — шляхтич, гусарский полковник, сосланный в Сибирь за восстание 1863 года. Другой — сибирский купец, миллионер, заводчик. Отец тоже был купцом первой гильдии, а мать — учительница музыки. Я был трижды женат. С последней женой прожил счастливо 55 лет. У меня четверо детей, семнадцать внуков и правнуков.
— Три жены. Много детей и внуков. Вы много любили. Хочется верить в спасительную силу любви. Но ведь она, любовь, может и разрушать душу. Как было в вашей жизни?
— Любовь всегда вела вперед, никогда не было иначе. И в день 90-летия, почти десять лет назад, я собрал детей и внуков и думал, что сказать им. И сказал так: «Живите, дети, так, как я. Моих ошибок не творя. Но без ошибок этих, дети, вас просто не было б на свете».
Сам Александр Петрович в анкетах писал: «из служащих» (отец – директор протезной мастерской, мать - учительница). Вероятность получения Александром Казанцевым высшего образования в 1920-х годах с подлинными анкетными данными можно оценить как очень небольшую.
Разносторонние способности ребенка поражали близких. От родителей Саша унаследовал любовь к музыке, исполнял на фортепиано произведения Бетховена, Моцарта и Шопена. С детского возраста Саша обыгрывал взрослых в шахматы. Он учился в реальном училище в Петропавловске, затем в техническом училище в Омске. Позже, став студентом Томского технологического института, он поражал однокурсников и профессоров феноменальными математическими способностями.
После окончания института Казанцев получил назначение на Белорецкий металлургической комбинат. Начинал Казанцев как инженер-электрик. Он придумал и внедрил передвижение вагонеток с рудой на электромагнитной тяге. Здесь же он сделал свое первое изобретение, которое существенным образом повлияло на всю его дальнейшую судьбу. Он изобрел «электрическую пушку», которая, по его расчетам, могла бы стрелять на огромные расстояния и не только на земле, но и в космосе.
Никому неизвестный инженер с уральского металлургического комбината сумел попасть к Орджоникидзе и Тухачевскому, которые поддержали конструктора, предоставив ему отдел в КБ артиллерийского завода в Подлипках – того самого, который в 1946-м году стал головным предприятием ракетно-космической отрасли. Пушку сделали, но проблема источника питания осталась и тогда, и на последующие полвека нерешенной.
Работа над «электрической пушкой» позволила Казанцеву встречаться с такими великими физиками, как Абрам Иоффе и лауреат Нобелевской премии Петр Капица. Как-то Иоффе посоветовал Казанцеву принять участие в Международном конкурсе на лучшее либретто научно-фантастического фильма. И сценарий Казанцева «Аренида» победил на конкурсе. Случилось это в 1936 году. Однако режиссер Эггерт, взявшийся за постановку, был репрессирован, и фильму не суждено было осуществиться. Но издательство «Детгиз» предложило Казанцеву написать по своему сценарию приключенческо-фантастический роман для детей. Так сценарий «Аренида», где советские ученые спасают Землю от летящего на нее астероида, расстреляв его из «электрической пушки», превратился позже в роман «Пылающий остров».
Творческая энергия писателя искала выход. Он принимал участие во многих творческих и научных конкурсах. Для участия во Всемирной выставке «Мир завтра» в Нью-Йорке он выиграл в конкурсе механизмов и поехал в Америку в качестве главного инженера Советского павильона, где проработал почти год.
Началась война. В последнюю свою мирную ночь, Казанцев написал либретто «Арктического моста». А утром, по направлению военкомата, Казанцев приехал в Серпухов. Там он должен был попасть в 39-й запасной саперный батальон. Но батальон еще только предстоит сформировать. Александру Петровичу повезло - услышав его фамилию, комбат первым делом спросил, не он ли написал «Пылающий остров»? А узнав об инженерной специальности Писателя, но еще больше поразившись его не только технической, но и организационной смекалке, назначил Казанцева помпотехом.
Александр Петрович прошёл путь от солдата до полковника – были и ранения, и контузии, и ужасы отступления.
Казанцев изобрел знаменитую «сухопутную торпеду», о большинстве подвигов которой узнал только через сорок лет. Получилось все почти само собой - в батальон приехал автомобиль на смешанном колесно-гусеничном ходу. Увидев небольшие гусеничные шасси, Писатель придумал снабдить нечто подобное зарядом взрывчатки и дистанционным управлением. Из подручных материалов изготовили опытный экземпляр, и испытали в присутствии начальства. Начальство оценило. И вместе со старинным знакомым и другом, профессором Иосифяном, Александр Петрович наладил в эвакуирующейся Москве производство этого нового оружия. Институт и производство при нем назвали «Институтом имени Жюля Верна».
Маленькая торпеда быстро преодолевала препятствия, а попасть в нее практически невозможно. Испытывать ее на улицах Москвы не пришлось, и Казанцев вместе с группой специалистов был отправлен на Керченский полуостров. Испытания прошли более чем успешно, но все танкетки пришлось уничтожить, а самим эвакуироваться из-за отступления армии. Группа Казанцева с потерями достигла Керченской переправы, но организована переправа была плохо. У англичан, в Дюнкерке, на такую же армию, работал весь флот, а здесь - несколько небольших суденышек. Александр Петрович взял организацию переправы в свои руки. В книге «Фантаст», он подробно описал эту переправу. Один из снарядов сбросил писателя во время переправы в воду, и ему пришлось добираться до берега вплавь.
История сухопутной торпеды на этом не закончилась. Она сыграла очень важную роль в прорыве Ленинградской блокады.
В самом конце войны Александр Петрович получил новое задание - отправиться в австрийскую Штирию, и начать демонтаж фашистских заводов, отправляя оборудование на наши разрушенные предприятия. Вместе с отправкой немецких заводов, он организовал работу австрийских предприятий, без которых репарации были невозможны. И там же, в Штирии, попал в тяжелую автомобильную аварию. Теперь за его плечами уже солидный аварийный список - начиная с железнодорожной катастрофы и катастрофы АНТ-25, заканчивая автомобильной аварией в Австрии, где его кто в шутку, а кто и всерьез называл "Вице-королем Штирии".
Его танкетка позже была выставлена в мемориальном Музее Отечественной войны на Поклонной горе, где был указан автор, и там же находилась золотая медаль Олимпиады 1964 года, в которой Казанцев стал олимпийским чемпионом по шахматному этюду.
Однажды Казанцев услышал сообщение об атомной бомбардировке Хиросимы. Диктор описал подробности взрыва, указав, в частности, на сохранившиеся в эпицентре взрыва отдельные дома и стоячие деревья. Это послужило для Казанцева отправной точкой его гипотезы о природе Тунгусского метеорита, с подробностями которой он был хорошо знаком по рассказам Л.Кулика, побывавшего до войны на месте катастрофы. Александр Петрович встречался с советскими физиками, например, с Игорем Таимом, консультируясь по конструктивным особенностям атомной бомбы. Поскольку царское правительство не могло в 1908 году создать ядерное устройство, Казанцев предположил, что над сибирской тайгой взорвался инопланетный корабль на атомных двигателях. В январе 1946 года в журнале «Техника молодежи» был опубликован его рассказ-гипотеза «Взрыв», с которого началась отечественная уфология.
Ученые словно не замечали рубрику, под которой был размещен рассказ в журнале, воспринимая его как научный доклад и устраивая жаркие дебаты. К Подкаменной Тунгуске был организован ряд научных и любительских экспедиций. С тех пор вопросы внеземных цивилизаций и возможных контактов с инопланетянами становятся одной из центральных тем в творчестве Казанцева. Именно с этой неудобной для ортодоксальной науки позиции писатель-фантаст пытается осмыслить многие «пятна истории» человечества: сказания разных народов о Сынах Неба, «одетые в скафандры» японские статуэтки догу (которым 4500 лет), каменные шары в Южной Америке, пирамиды и т.д. Рекордное количество версий на данную тему можно встретить в ярчайшем романе «Фаэты» (1968-1971). Писатель пытался раскрыть секреты «красной планеты», великих катаклизмов на Земле, вызвавших гибель Атлантиды и поднятие Анд, появление на земном небе Луны, отсутствие промежуточного звена в эволюции от животного мира к человеку и прочее. Толчком к рождению «Фаэтов» послужила беседа с физиком Нильсом Бором, который согласился с дерзкой идеей Казанцева о том, что обнаруженные скопления астероидов между Марсом и Юпитером – это не результат столкновения кометы с планетой, условно названной астрономами Фаэтоном, а ядерный взрыв, произведенный на этой планете разумными, но агрессивными существами.
Вступление в 1946-м году в Союз писателей не только дало Александру Петровичу «официальный статус», но и ввело в совершенно новый круг общения. Там Казанцев знакомится с Фадеевым и Ефремовым. С Иваном Антоновичем они остались друзьями до самой смерти Ефремова.
У писателя появились последователи. В одном из интервью Казанцев описал свое знакомство в начале 1970-х годов с армейским программистом Валентином Терешиным. «Марсианин» - так назвал Казанцев своего нового друга за его поистине внеземные познания и необыкновенную внешность. Терешин утверждал, что многое из того, что он знает, внушалось ему внеземным разумом. С результатами этих «внушений» он знакомил Казанцева. Эти изыскания дорабатывались по просьбе Казанцева ученым В.Авинским (Тюриным). Так появлялись сенсации. Выяснилось, что в мегалитической постройке Стоунхендж в Англии закодированы все параметры Солнечной системы - в развалинах древнейшей обсерватории заложены основные модули всего сущего на Земле и во Вселенной, так называемая альфаметрика. То есть, угол альфа (32,72°), построенный на пентаграмме, вытекающей из 11-угольника, где определенные стороны соединяются линиями и проводится угол. А этот угол лежит в основе всего сущего. Все естественные образования кратны этому углу и цифре 11, являющейся всемирным модулем, заложенным во всем, от микро- до макромира.
В память о Терешине Казанцев написал рассказ «Колодец лотоса» и рядом со своей фамилией поставит необычную фамилию Мариан Сиянин. В рассказе была дана подробная расшифровка Терешиным задачи древнеегипетских жрецов храма бога Ра, раскопанного в 1912 году в Египте.
Единомышленники писателя появились и за рубежом – знаменитый фильм археолога и исследователя Эриха фон Дэникена «Воспоминания о будущем» в немалой степени обязан своим успехом идеям Казанцева. Совместно с американским ученым-уфологом Жаком Валле Казанцев разработал одну из своих последних теорий, нашедших отражение в романе «Альсино». Книга эта была издана малым тиражом, так как идея, изложенная в ней, показалась книготорговцам слишком безумной, чтобы претендовать на жанр романа-гипотезы. Суть «сумасшедшей» идеи такова: наша Вселенная, согласно теории подобия, на основе которой построена вся современная кристаллография, одиннадцатимерна. Это можно представить себе как три трехмерных мира, разделенных, как этажи дома, двумя измерениями-перекрытиями. В каждом из этих самостоятельных миров время течет по-разному. Соответственно и развитие их разное – это мир, в котором мы живем, первобытный «прамир» и опережающий наше развитие «неомир». Миры обладают свойством контактировать между собой по временным перекрытиям-переходам. Из «прамира» в наш мир приходят снежные люди или йети, а из «неомира» залетают НЛО. Существование трех параллельных миров Казанцев объяснял и на другом, более простом, примере – если бросить камень в воду: пойдут круги, и каждая последующая волна будет копией предыдущей - но не полным аналогом. Так и эти миры - оставляют след в слоях времени, и идущая следом волна жизни, как программу использует проложенную колею и повторяет то, что было. Получается, через несколько столетий наши потомки пересядут в тарелки, но это будут не те знаменитые «зеленые человечки» с антенками на голове, а всего лишь граждане нашего мира, дошедшие до схожих высоких технологий в процессе эволюции. Подобные свои мысли Казанцев называл фантастикой «дальнего прицела», намного опережающей время и потому кажущейся просто псевдонаучной сказкой.
Очень много произведений написано Казанцевым с «ближним прицелом». Его гипотезы и открытия находили воплощение уже при жизни писателя. К примеру, в трилогии «Арктический мост» им описывается гигантское сооружение – водный туннель длиной 4 000 километров, и если в период работы над книгой (1939-1946) эта идея была сверхфантастична, то сейчас все знают о знаменитом туннеле Ла-Манш, соединившем под проливом Англию и Францию.
Космонавт Георгий Береговой отмечал, что задолго до того, как первый отечественный луноход проложил колею на спутнике нашей планеты, Казанцев предвосхитил в своей повести «Лунная дорога» в 1960 году основные элементы его конструкции. А в фантастическом романе «Сильнее времени» (1964-1972) Заслуженный деятель науки и техники, профессор М.Протодьяконов насчитал почти сто авторских научно-технических открытий и изобретений.
Навестив однажды Казанцева в его московской квартире на Ломоносовском проспекте, Береговой подарил писателю свою книгу «Угол атаки» с автографом, в котором упоминал о предвидении фантаста по конструкции лунохода, и советовал подумать о «марсоходе», чтобы путешествовать по руслам высохших рек в поисках исчезнувшей марсианской цивилизации.
«Вы правы, Георгий Тимофеевич, - ответил Казанцев. - Я не сомневаюсь в существовании инопланетной цивилизации». И показал археологическую находку - статуэтку «догу», сделанную из обожженной глины на Японских островах четыре с половиной тысячи лет назад. Статуэтка напоминала скафандр космонавта: герметичный шлем, щелевидные очки, дырчатый фильтр для дыхания, крепления в виде винтов и заклепок. «Чудеса, сопровождающие людей на протяжении всей истории человечества, - утверждал Казанцев, - неотъемлемая часть существования Вселенной, Природы, Человека. То, что предстает сегодня фактом аномальным, завтра, не исключено, станет нормой».
В круг увлечений Казанцева входила история. Он переосмысливал в своих произведениях давние факты и темы, заставляя читателей иначе взглянуть на них. Вслед за Александром Дюма Александр Казанцев в романах «Острее шпаги» и «Клокочущая пустота» переносил читателей во Францию 17 века. Но если у Дюма это эпоха придворных интриг и дуэлей, то у Казанцева это – эпоха великих умов: математика Пьера Ферма, над теоремой которого до сих пор бьются ученые всего мира, и Сирано де Бержерака, писателя, вольнодумца и провидца. Казанцев настолько проникся изображаемой эпохой, что написал ряд удивительных по красоте сонетов, а стиль писателя стал витиеватым и изящным в духе того времени. Последние произведения писателя «Озарение Нострадамуса» и «Ступени Нострадамуса» рассказывали о жизни самого неординарного человека средневековья. Казанцев считался лучшим переводчиком катренов Нострадамуса и знатоком его творчества.
Книги Казанцева повлияли на их жизненный и профессиональный выбор многих людей. Космонавт Георгий Гречко именно Казанцева «винил» в том, что он стал служить космосу. Прочитав книгу «Дар Каиссы», многие увлекались шахматами. Пятнадцать лет Казанцев был председателем Центральной комиссии по шахматной композиции СССР и 10 лет - вице-президентом Постоянной комиссии по шахматной композиции ФИДЕ. Сам Казанцев был мастером спорта по шахматам, судьей всесоюзной категории по шахматным композициям и международным арбитром. Казанцев так же сочинял фортепьянные концерты, вел исследования в области протезирования сердца (один из первых придумал электростимулятор для сердца - подкожную электростанцию).
Как рассказал главный редактор казахстанского литературно-художественного и общественно-политического журнала «НИВА» Владимир Романович Гундарев, Казанцев всегда поддерживал тесную связь с городом своего детства. А в 1996 году в связи с 90-летием писателя решением Акмолинского маслихата Казанцеву было присвоено звание Почетного гражданина Акмолы.
Казанцев поддерживал и пропагандировал методики лечения, разработанные В.И.Дикулем и Г.А.Илизаровым, в романе «Сильнее времени» «построил» звездолёт на энергии вакуума в соответствии с гипотезой М.М.Протодьяконова и И.Л.Герловина, споря со своими же прежними произведениями, обыграл в «Тайне нуля» теорию гравитации академика А.А.Логунова, альтернативную эйнштейновской СТО.
Многие факты из биографии этого замечательного человека остались за скобками, поскольку объять творчество человека, прожившего 96 лет и до последнего дня работавшего, творившего и мечтавшего, невозможно. Труды Казанцева были удостоены многочисленных государственных наград и литературных премий. В том числе – специальной международной премии Третьего Всеевропейского конгресса фантастов в 1976 году и премии Союза писателей РСФСР и журнала «Уральский следопыт» - «Аэлита» в 1981 году, за вклад в научную фантастику. Его роман «Острее шпаги» был признан бестселлером года. На международном конгрессе фантастов в польском городе Познани он также стал лауреатом.
Казанцев был награжден пятью орденами, в том числе Красной Звезды и Отечественной войны и многими медалями.
Супругой Александра Казанцева была Татьяна Михайловна, дочь адъютанта императора Николая II полковника Михаила Маламе. В семье Александра Петровича и Татьяны Михайловны Казанцевых родилось четверо детей. Старшая дочь - Нина Александровна, стала одна из первых в Советском Союзе женщин-атомщиц. За участие в создании атомной бомбы она была награждена орденом Ленина.
Из Интервью с Казанцевым:
— Откуда вы родом, Александр Петрович? Видимо, секрет вашего долголетия и в хорошей наследственности?
— Не уверен, потому что уже на много пережил своих дедов. Но корни у меня — сибирские. Один дед — шляхтич, гусарский полковник, сосланный в Сибирь за восстание 1863 года. Другой — сибирский купец, миллионер, заводчик. Отец тоже был купцом первой гильдии, а мать — учительница музыки. Я был трижды женат. С последней женой прожил счастливо 55 лет. У меня четверо детей, семнадцать внуков и правнуков.
— Три жены. Много детей и внуков. Вы много любили. Хочется верить в спасительную силу любви. Но ведь она, любовь, может и разрушать душу. Как было в вашей жизни?
— Любовь всегда вела вперед, никогда не было иначе. И в день 90-летия, почти десять лет назад, я собрал детей и внуков и думал, что сказать им. И сказал так: «Живите, дети, так, как я. Моих ошибок не творя. Но без ошибок этих, дети, вас просто не было б на свете».
Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.
Спасибо сказали: Patriot, bgleo, Андрей Машинский, Lyubchinova, 1960