Аршеневский Николай Фёдорович

  • Redut
  • Redut аватар Автор темы
12 март 2014 03:52 #19870 от Redut
Аршеневский Николай Фёдорович (1752(7), Смоленск -1810, Омск)
Генерал-майор Николай Федорович Аршеневский происходил из дворян и родился в городе Смоленске.
В службе с 1766. Служил по армейской кавалерии.
Подполковник с 1784,
полковник с 1789 г, командир Иркутского драгунского полка в Усть-Каменогорске (Справка: 11.09.1784 г. из половины Сибирского драгунского полка с дополнением рекрутами сформирован Иркутский драгунский полк в составе 5-ти эскадронов. Дано старшинство с 11.08.1775 г., Висковатов, IV; 10.04.1786 г. переформирован в состав 10-ти эскадронов, ПСЗ, XXII, 16111).
бригадир с 1795.
3.12.1796? -16.11.1797 гг. – бригадир, шеф Селенгинского мушкетерского полка, с 10.04.1797 г. – генерал-майор.
Командир Селенгинского мушкетерского полка, бригадир (10 сентября 1795 г., Усть-Каменогорск),
Архивы:
В 1797 г. Генерал - майор Аршеневский составил "примечания на Сибирское войско казаков и на другие предметы, касающихся до линий".


«1794 г. 19 января. — Читана записка генерал-прокурора о пограничных обстоятельствах Сибирской линии, с полученными из Омской крепости от 17 и 18 сентября 1793 года рапортами геперал-поручика Штрандмана, который между прочим доносит о султан Киргизской Большой орды Тугум, пожелавшем поселиться с подвластными ему до 100 кибиток, и что (вследствие Высочайшего намерения построить на Усть-Бухтарме главную крепость и учредить там по способности торговлю с азиатскими областями даже до Могола) предуспел он, генерал- поручик, без издержек от казны, устроить дорогу на Бухтарму до 120 верст, так что по оной можно доставлять теперь туда и дальше большие фуры и пушки; испрашивает разрешения на приведение в действо вышеупомянутого намерения; одобряет способствовавшая ему иркутского драгунского полка полковника Аршеневского и представляет о службе своей, что построил по линии, простирающейся на 2.300 верст, 52 редута, приведя и в лучшее оборонительное состояние; что распоряжениями своими обратил в недействие замысел Китайцев расширить пределы их, и чрез то успокоил встревоженных Калмыков; что вызвал из города до 300 русских беглецов; что ездя с колыванским губернатором и начальником заводов на Усть-Бухтарму, назначил к ограждению золотых и других рудников строящиеся уже редут в 80 верстах от китайской границы и что из плена киргизского освободил 320 человек Трухменцев. Совет рассуждал, что касательно произведения в действо означенного намерения по поводу новоустроенной дороги, нужно, чтоб генерал-поручик Штрандман снесся с генерал-поручиком Пилем, дабы сей начальник, сообразив местные удобности с теми, каковые настоять могут по извезстным ему тамошним заграничным обстоятельствам, а особливо по отношение нашему с Китайцами, предварительно доставил сюда свое о том мнение. Впрочем же находил Совет,что генерал-поручик Штрандман, по усердию и успехам своего старания, заслуживает Всемилостивейшее Ея Императорского Величества благопризрение, также как рекомендованный от него полковник Аршеневский». Архив Государственного совета, т1, ч2, с920-1, 1869

«1795 года, 15 ноября. — Читаны рапорты генерал-поручика Штрандмана, из Омской крепости: 1) от 9 сентября, с картою путешествия двух унтер – офицеров (горного инженера Т.С. Бурнашева и сержанта А.С. Безносикова), посыланных от него, Штрандмана, с письмом к (упоминаемому в протоколе Совета от 23 марта 1794 года) ташкинскому хану Юнусу чрез Бухарию, откуда, по вражде правителя Шамрат -бека с оным ханом, не будучи далее пропущены, принуждены были возвратиться с отправившимся в Poccию бухарским посланцем; 2) от 10 сентября, о приезжавшем в Усть-Каменогорскую крепость Большой Киргиз - Кайсацкой орды Юсунской волости султан Тагай-бек, который, бригадиру Аршеневскому объявил, что имеет от вышереченного Юнус-хана поручение совещаться о торговых делах, что когда со стороны Российской окажут взаимное желание и обнадежат отпускаемые из Ташкинии караваны защищать от насилия Киргизцев Средней орды, то к будущей весне Юнус-хан отправит большой караван с товаром, препровождаемый Киргизцами Большой орды под смотрением его султана, и что тот караван до сопки, называемой Чингис, он выпроводит, но от сего урочища (отстоящего от Семипалатной крепости верст на двести) принять его в охранение Российских войск. А как султан Тагай-бек требовал решительного в ответ хану изъяснения, то от бригадира Аршеневского как ему султану сказано, так и к хану писано, что посылаему от него будущею весною в крепость Семипалатную каравану в безопасности на просимом расстоянии конечно способствовано будет; сверх же того султану дано знать, чтоб до прибытия еще с караваном к Чингис-сопке не оставил известить о числе караванных людей и вьюков и о времени, когда к сему урочищу прибудут, а он с своей стороны уверял что и другие соседние народы Коканцы и Кашкарцы захотят с особливым удовольствием последовать Ташкинцам. Совет рассуждал, что как вследствие данного ташкинскому хану обнадеживания может быть приготовляет уже он караван свой, которого прибытие достоверно покажет, поколику торговое с Ташкинцами сношение нам полезно быть может, то и нужно токмо предписать генерал - поручику Штрандману, чтоб он наблюдал тщательным образом, дабы посылка обещанной для препровождения каравана военной команды распоряжена была так, чтоб с одной стороны команда сия могла благоуспешно совершить поручаемое ей охранение, а с другой и от нея не последовало бы никаких злоупотреблений и напрасных Киргизцам притеснений». Архив Государственного совета, т1, ч2, с639-40, 1869

Расписание 12-й Сибирской дивизии (3 декабря 1796 г.)

Название Расположение Шеф полка
Сибирский драгунский между Звериноголовской и Омской крепостями генерал-майор барон Беер-виц
Иркутский драгунский между Омской и Усть-Каменогорской крепостями генерал-майор Кормилицын
Ширванский мушкетерский Омская крепость генерал-лейтенант Штрандман
Томский мушкетерский Колывань генерал-майор Ергенец
Селенгинский мушкетерский Усть-Каменогорская крепость бригадир Аршеневский
19-й и 20-й егерские батальоны перемешаны с драгунскими эскадронами
Гарнизонные батальоны
1, 2, 3-й Тобольские Тобольск Под командой соответствующих комендантов
Иркутский Иркутск
1-й и 2-й Селенгинские Селенгинск

Командующий дивизией - генерал-лейтенант Г. Г. Штрандман. Шефы: от кавалерии генерал-майоров - 2 чел., от инфантерии: генерал-лейтенант - 1 чел., генерал-майор - 1 чел., бригадир - 1 чел.
РГАДА ф20 Оп1 д280 л34; ИАОО ф67 Оп1 д10 л124
Опубл. Исторический ежегодник, 2010, с180

Литература:
«5-го мая (1789 г.) проехал (через Семипалатную) в Иркутский полк (в Усть-Каменогорск) полковник Николай Федорович Аршеневский.

5-го января, 1793 г., приехали обратно с комендантом Генцигом, и были в крепости Устькаменогорской у генерала Юргенца. С 27-го декабря гуляли весело, а кольми паче у Аршеневского.

Июля 2-го (1793 г.) в Устькаменогорской казацкой голова поручик Волошанин Григорий Никитич помер. 15-го приехал (в Семипалатную) из Устькаменогорской князь Еристов, полковник Аршеневский и подполковник Транзе; были в старой крепости у подполковника Буйносова, играли в карты, но он всех их изрядно обыграл, и 18-го обратно уехали.

К продолжению веселостей недели масленой (1794 г.) приехали в Омскую полковники Аршеневский, Шрендер, Графов, два Ивеличи, князья Еристов, Жевахов и множество офицеров; в первое воскресенье у генерал-поручика Штрандмана бал и ужин; во вторник у подполковника Мориловского бал и ужин и опера.

27-го августа (1797 г.) приехал генерал Штрандман с генерал-майором Аршеневским. 29-го Штрандман поехал в Омскую, а Аршеневский оставался у меня в доме, во ожидании Ханхожи-салтана, однако он не выехал в крепость, а только сентября 4-го Самасалтан Адилев приведен к присяге, и Аршеневский уехал 5-го числа по утру, где видеться хотел с Ханходжою на перевозе.»
Андреев И.Г. Домовая летопись Андреева

«Потом в 1792 г. началось там новое введение пчеловодства. Командир квартировавшего в Усть-Каменогорской крепости Сибирского (?- ошибочно. Иркутского) драгунского полка полковник Николай Федорович Аршеневский выписал зимой из Оренбургской губернии пятьдесят ульев и опытного, из башкир, пчеловода. В 27 верстах от Усть-Каменогорска, близ деревни Бобровки, занял место под пасеку. При хозяйственном и заботливом распоряжении начал разводить пчеловодство для общей пользы. Через два года он мог раздавать некоторым крестьянам по нескольку ульев с платою ему по 15 рублей за каждый и впоследствии раздавал и более за небольшую плату, в вознаграждение за употребленные им при доставке пчел и на заведения расходы, а бедным давал даром.
Во время служения в УстьКаменогорске был от роду в годах между 35 и 40. Росту среднего, красавец, имел превосходные качества добродетельной души. Знавшими его и бывшими с ним был любим и уважаем; к нижним чинам, состоявшим под его командой, был внимателен и снисходителен. Впоследствии был бригадиром. Скончался в 1810 г. в Омске.
Могила его от общего тогда кладбища отдалена была сажен на сто. На ней была деревянная загородка с решетками, и на четырех ее столбах тесовая крыша. Впоследствии, лет через тридцать пять, по случаю распространения новых копаных могил, могила Аршеневского, вошла в общее кладбище, обнесенное валом, в особом от простонародного отдалении, — где похоронено немало генералов и других начальственных лиц, — а именно в углу к стороне военного госпиталя.
В 1848 г. на могиле Аршеневского видели еще помянутый памятник, пришедшие в ветхость. Аршеневский как основатель в Западной Сибири пчеловодства, широко и далеко распространившегося, для благосостояния края, достоин того, чтобы ему поставлен был в Усть-Каменогорске памятник. Память же о нем самом пусть вечно живет в сердцах благомыслящих людей и переходит из потомства в потомство между сибирскими пчеловодами, которые от меду и воску получают большие выгоды.»
Абрамов Н.А. О введении пчеловодства в Западной Сибири. ТобГВ. 1862.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.