БИОГРАФИИ СИБИРЦЕВ (общая)

Больше
15 мая 2011 00:25 #461 от otetz007
Александр Иванович Белов (23.02.1876 – 26.11.1940), командир 3-й Сибирской сотни Лейб-гвардии Сводного Казачьего Полка. Был он земляком кокчетавских казаков, т.к. родился в Акмолинской области, из сибирских казаков. В 1893 г. окончил Сибирский кадетский корпус имени императора Александра I. В 1895 г. окончил Николаевское кавалерийское училище и выпущен хорунжим в 1-й Сибирский казачий Ермака Тимофеева полк. В 1904-1905 г. - подъесаулом в составе 4-го Сибирского казачьего полка участвовал в Русско-японской войне 1904-1905 гг. В 1906 г. в звании есаула назначен на формирование Лейб-гвардии сводно-казачьего полка, где командовал сотней.
В августе 1914 г. назначен командующим 8-м Сибирским казачьим полком, а в январе 1916 г. - командиром 1-го Сибирского казачьего Ермака Тимофеева полка. Полковник. 21 декабря 1916 г. назначен командиром 1-й бригады Сибирской казачьей дивизии на Западном фронте.
12 июля 1918 г. награжден Георгиевским оружием. Генерал-майор с 13.07.1919 г.
В 1919 г. - командир Отдельной Сибирской казачьей бригады, а затем начальник 3-й Сибирской казачьей дивизии. С сентября 1919 г. – исполнял должность командира Сибирского казачьего корпуса. 12 сентября 1919 г. приказом Верховного правителя и Верховного главнокомандующего адмирала А.В. Колчака на основании ст. ст. 26 и 122-й Георгиевского статута награжден орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия 4 степени. Участник Великого Сибирского Ледяного похода. В 1920 г. член санитарно-эвакуационной комиссии при штабе Дальневосточной армии, а затем генерал для поручений при командующем Дальневосточной армии.
С 1 ноября 1920 г. , как не явившийся в срок из отпуска, отчислен от занимаемой должности. Эмигрировал в Китай. Проживал в Харбине. Член Объединения офицеров гвардии и в 1923 г. - член Восточного казачьего союза в Харбине. Умер и похоронен в Харбине.

С уважением,
Андрей Иванов
Спасибо сказали: elnik, Margoshka, Margom127

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
15 мая 2011 00:34 - 15 мая 2011 00:36 #465 от otetz007
Николай Павлович Кучковский - прапорщик (на июнь 1918 года), гвардеец Лейб-гвардии сводного казачьего полка, активный участник свержения Советской власти в г.Акмолинске, которое произошло 3 июня 1918 года. Военный комендант г.Акмолинска, 1 ноября 1918 года ему было присвоено звание хорунжего «за отличие в боях против неприятеля». В мае 1919 года он отличится при подавлении Мариинского восстания в Атбасарском уезде, затем будет служить в личном конвое войскового атамана П.П.Иванова-Ринова – лидера Сибирского казачества во время диктатуры Адмирала Колчака А.В.

С уважением,
Андрей Иванов
Последнее редактирование: 15 мая 2011 00:36 от otetz007.
Спасибо сказали: Margoshka

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
29 мая 2011 13:04 #864 от Patriot
Фаддей (Фёдор) Львович Глебов (25 июня 1887, ст.Пресновская, Северный Казахстан — 23 октября 1945, Шанхай, Китай) — участник Первой мировой войны и Гражданской войны в Сибири и на Дальнем Востоке. Активный политический деятель эмиграции в Китае.
В 1907 г. поступил на военную службу рядовым в 1-й Сибирский казачий полк. Окончив полковую школу, в 1911 г. произведен в урядники, но вскоре уволился из армии. В Первую мировую войну был мобилизован 4-й Сибирский казачий полк, получив чин вахмистра; в сентябре 1915 г. произведен в подхорунжие, став командиром взвода в 4-м Сибирском казачьем полку. Все перечисленные повышения в званиях и по службе, включая офицерские чины прапорщика (октябрь 1916 г.) и хорунжего (1917 г.), Глебов получил за умение вести боевые действия и личный героизм, проявленные им в войне 1914—1917 гг.
В июне 1918 г. сразу же после свержения советской власти в Петропавловске, начав формирование в своей родной станице Пресновской 5-й сотни для новой 1-й Сибирской казачьей дивизии, в которой вскоре стал командовать 1-й сотней, составлявшая в Омске основу местного военного гарнизона. Способствовал перевороту и приходу адмирала Колчака к власти в Сибири. В 1919 г. назначен помощником командира 1-го Сибирского казачьего полка (в июне 1919 г. полк убыл на фронт под Уфу). 6 августа 1919 г. назначен командиром 10-го Сибирского казачьего полка в 4-й Сибирской казачьей дивизии. За успешные конные атаки (у поселка Островного и станицы Пресновской 9 сентября 1919) произведен в войсковые старшины, а уже в ноябре 1919 г. — в полковники. После поражения Колчака в конце 1919 г., собрав остатки казаков, объединил их в Сибирскую казачью бригаду, во главе которой участвовал в Великом Сибирском Ледяном походе при отступлении Сибирской армии в Забайкалье.
В Чите при содействии атамана Семёнова, остатки бригады были сведены в Сибирский казачий полк во главе с Глебовым (во 2-м Сибирском корпусе Дальневосточной армии), которого Семенов вскоре произвел в генерал-майоры. После ликвидации «Читинской пробки» войска атамана Семёнова из Забайкалья были эвакуированы в Приморье, включая сибирских казаков Глебова, который был назначен командиром сводной казачьей бригады (войск атамана Семёнова) в Гродеково.
Вскоре атаман Семёнов назначил генерала Глебова командующим Гродековской группой войск и произвел в генерал-лейтенанты. Оставаясь приверженцем атамана Семёнова, генерал Глебов игнорировал приказы Меркулова и командиров Дальневосточной армии Вержбицкого и Молчанова, которые отказались подчиняться Семёнову. Однако при начале наступления войск Белоповстанческой армии генерала Молчанова на Хабаровск 11.12.1921 генерал Глебов согласился принять участие в этом наступлении части Гродековской группы войск. Но затем приказал генералу Федосееву, командиру Забайкальской дивизии этой группы, вернуться в район Гродеково.
В начале декабря 1921 г. Глебов решил пересмотреть свои отношения с Белоповстанческой армией Приамурья, тем более что атаман Семенов в сентябре 1921 г. покинул Приморье, иммигрировав в Японию. С этой целью генерал Глебов прибыл во Владивосток, где был арестован 30 декабря 1921 г. и предан суду за невыполнение приказа наступать на Хабаровск в составе Белоповстанческой армии Молчанова. По приговору суда был уволен из армии, но оставался жить в предоставленном японскими войсками ему вагоне во Владивостоке. Одновременно замещал войскового атамана Сибирского казачьего войска, 1921—1922 гг.
С приходом к власти в Приморье генерала Дитерихса в июне 1922 года вновь назначен командующим войсками Гродековской группы, а 18 июля 1922 г. был переведен на должность командующего войсками Дальневосточной казачьей группы. В составе Земской рати принял участие в боевых действиях против красных партизан и Народно-революционной армии Дальневосточной Республики в районах Спасска и Никольск-Уссурийска. Общее отступление в направлении на Владивосток всех разгромленных красными войсками частей Земской рати генерала Дитерихса захватило и части Дальневосточной казачьей группы генерала Глебова.
Остатки войск «земского воеводы» генерала Дитерихса и казаков генерала Глебова 24 ноября 1922 г. эвакуировались на судах Сибирской эскадры адмирала Г. К. Старка в японский порт Гэндзан, а затем (с 7 августа по 14 сентября 1923)- в Шанхай. Генерал Глебов и его войска отказались разоружиться и до 1924 г. оставались на русских судах и кораблях. 10 июля 1924 г. части Дальневосточной казачьей группы на судах вошли в устье реки Вампу, а через два дня их отряд оккупировал карантинную станцию порта Шанхая, ставшая базой дислокации Дальневосточной казачьей группы генерала Глебова продолжала существовать как вооруженная войсковая часть. Глебов заявил, что не прекратит борьбы с большевиками даже тогда, когда останется один.
После передачи 14 июля 1924 г. русского консульства в Шанхае представителям СССР усилилось давление на вооруженные формирования генерала Глебова (было отказано в финансировании и в снабжении продовольствием, предпринимались попытки вытеснить из занятых помещений). В 1926 г. генерал Глебов преобразовал свои части в Русский отряд, введя 21 января 1927 г. его в состав Шанхайского волонтерского корпуса, охранявшего французскую концессию в Шанхае. После разрыва сибирского казачьего генерала П. П. Иванова-Ринова с белым движением и его возвращения в СССР, Войсковое правительство в Харбине 29 июня 1927 г. признало генерала Глебова войсковым атаманом Сибирского казачьего войска. В начале 1940-х годов был одним из руководителей «Комитета защиты прав эмигрантов». Генерал Глебов умер в Шанхае (Китай) 23 октября 1945 г.
ru.wikipedia.org/wiki/Глебов,_Фаддей_Львович .
Спасибо сказали: Margoshka, Margom127

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
01 июнь 2011 11:12 - 03 июнь 2011 00:49 #926 от akutnik70
Шулдяков В.А., кандидат исторических наук, доцент
БЕЛЫЙ ЕСАУЛ И… СОВЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ ИУСТИН РОМАНИКО (1892 – 1938).
ИЗ ЦИКЛА «СУДЬБЫ СИБИРСКИХ КАЗАКОВ»

Иустин Романико "За "языком"".

Казаки прославили себя не суетным писанием о себе /Кунгурская летопись/
Последнее редактирование: 03 июнь 2011 00:49 от akutnik70.
Спасибо сказали: Margom127

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
06 июнь 2011 11:00 #985 от bgleo
Искал ссылки по Александру Ивановичу Белову. Нашел:
east-front.narod.ru/bio/belov1.htm
george-orden.narod.ru/Port/belov_ai.html
Нашел еще и пару книг не только о нем:
Волков Е.В., Егоров Н.Д., Купцов И.В. Белые генералы Восточного фронта Гражданской войны: биографический справочник. Москва. Русский путь, 2003 г. 240 стр. ISBN 5-85887-169-0.
depositfiles.com/ru/files/zb4psq6pc
Дмитрий Караганов «Сибирские казаки Лейб-Гвардии казачьего полка»
www.proza.ru/2007/05/21-345

С уважением, Борис Леонтьев
Спасибо сказали: Patriot

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
09 июнь 2011 09:29 #1027 от Бунчук
Архиепископ Минусинский и Усинский Владыка Димитрий (Вологодский)

Это имя дорого всем верующим в Минусинске. Владыка Димитрий (Вологодский) был архиереем Минусинской и Усинской епархии в 20 - 30х годах ХХ века. Само образование этой епархии - уникально: просуществовала она недолго, а создана была по благословению патриарха Тихона в то времечко, когда, сами знаете, какой раздрай и ужас творился в Русской Православной Церкви...

К чести минусинцев, могу сказать, что те местные священники, которые стали в те годы "живцами", стали ими не из корыстных целей ( то есть наживаться за счет опустевших кафедр и пр., - тем более, сами знаете, обновленческие храмы в этом отошении особо не процветали: народ в основном "голосовал ногами", в эти храмы не ходил, так что особо "наесть аналои" стяжателям и проходимцам, которых немало влилось в движение "Живая Церковь", не удалось...), как и не по "идейным соображениям": выдающихся пламенных идеологов и ярких личностей, подобных Введенскому и Вадковскому, в нашей глубинке не было... Скорее - от "не разобрамшись": по многочисленным свидетельствам, духовенство в удалённых от столицы местах просто растерялось и зачастую принимало обновленчество за законную церковную власть... Время все расставило на свои места. И "тихоновцы", и многие бывшие обновленцы оказались почти поголовно в лагерях - а там сам Дух Святый выявил, кто из них кто...

Владыка Димитрий был взят, во второй раз и окончательно, в 37м (его дело было не единственным церковным среди дел троек НКВД по Минусинску в том году: план есть план, спустили сверху - выполняй, чекист!..) Он умер в тюрьме от болезни и издевательств, умер - исповедником... Конечно, советские власти много делали, чтобы его имя было забыто в Минусинске, - не вышло: Бог Сам прославляет Своих святых. Не только минусинцы молятся на могиле владыки, но и люди из самых разных мест... и получают помощь по своим молитвам. Всяк - по своей вере.

В общем, думаю, владыка Димитрий - типичный синодальный архиерей. Что для меня в данном случае - "типичный"? то есть: всё что угодно, но отказаться от своей веры, от своего сана и креста, от своей паствы, навести поклеп на Церковь ради спасения своей жизни - в голову не приходит. Быть "сановитым" - да.Быть, возможно, нетерпимым к иноверцам, еретикам и проч., заседать в консисториях, ездить "на шестерых животных цугом с двумя человеками назади" - вполне. Но быть предателем, лижущим некое место властям - нечто врожденное не позволяло... Под "сановностью" была и крепкая, порою немудрствующая, но вера Христова. Таких было много. Соловецкие епископы - все были такие. 37 год подвел раскаленным гвоздем черту под поколением этих людей, дальше - пришло другое время. Время уже ДРУГИХ людей, не то что лучше или хуже, нет! - органически все более и более других...

...В тюрьме, есть свидетельства , надзиратели и уборщицы его называли "дедушка" - обращаться по сану было рискованно... говорят, жалели. Как лично относились следователи, - кому могло прийти в голову задаваться таким вопросом! Каждый жил по своей вере и делал то, что считал своим долгом.

Вот биографические данные владыки:
АРХИЕПИСКОП МИНУСИНСКИЙ И УСИНСКИЙ ДИМИТРИЙ (ВОЛОГОДСКИЙ)
1865 - 1937
Димитрий Матвеевич Вологодский родился 23 октября 1865 г. в с.Рождественское Енисейского уезда. Отец его Матвей Сергеевич был псаломщиком в местной церкви. В пять лет Димитрий лишился матери, в 14 лет – отца, жил в семье брата Георгия Матвеевича, с ранних лет был при храме – пономарем, чтецом. В 1876-1881 г.г. учился в Красноярском духовном училище, в 1887 г. закончил Томскую духовную семинарию. Женился, был рукоположен, служил в с.Болотное Томской губернии, где впоследствии был благочинным.
В 1891г. – овдовел. Поступив в С.-Петербургскую духовную академию, закончил ее в 1896 г., в том же году епископом Акакием (Заклинским), впоследствии архиереем Красноярским и Енисейским, определен на служение в Красноярск, назначен членом Духовной консистории. В 1897г. возведен в сан протоиерея, назначен настоятелем Успенского кафедрального собора в Красноярске ( при большевиках собор был разрушен, на его месте построен крайком партии).
С 1908г – председатель Учёного совета Красноярского епархиального училища, председатель епархиального свечного завода, член строительного комитета по возведению нового здания семинарии и училища, с 1909 г. – смотритель епархиального училища. С 1914г. о.Димитрий служит в Перми, работает смотрителем Пермского духовного училища. Здесь же принимает монашество и сан архимандрита. После возвращения в Красноярскую и Енисейскую епархию назначен в с.Тигрицкое Минусинского уезда настоятелем храма с марта 1920г. В феврале 1922 г. – духовник Покровского женского монастыря близ Минусинска (впоследствии монастырь был уничтожен).
Во времена обновленчества в Спасском соборе, центральном храме Минусинского уезда, некоторое время служили обновленцы. Православные верующие Сибири, не принимая этого течения, обратились с просьбой к архимандриту Димитрию Вологодскому стать их епископом, зная его как ревностного, глубоко верующего пастыря. Благословение на хиротонию дал Святейший патриарх Тихон ( в то же время , ввиду смут и нестроений, была временно образована Минусинская и Усинская епархия, включающая в себя территории юга Красноярского края и Хакасии). Хиротонию во епископа Минусинского и Усинского 19 мая 1923г. совершили в Архангельске епископ Ладожский Иннокентий (Тихонов) и епископ Верейский Илларион (Троицкий), ныне прославленный Церковью как новомученик.
19 ноября 1923 г. в Минусинске, в Сретенском храме на городском кладбище (ныне храм – в разрушенном состоянии) владыка Димитрий, представлявший теперь на юге Восточной Сибири законную церковную иерархию, совершил свою первую архиерейскую Литургию. На этой службе принесли покаяние в обновленчестве минусинские священнослужители о.Димитрий Дубровин и о.Николай Соловьев, другие священники, собираясь под омофор нового архиерея. Начался массовый в этих местах отход верующих от «Живой Церкви». Из 125 приходов Минусинской и Усинской епархии в раскол уклонились 115, затем из них 95 вернулись в Православие. В маленький Сретенский храм приезжали тысячи верующих из Красноярска, Иркутска, Новосибирска, Хакасии, Тувы.
В 1933 г. владыка Димитрий, члены епархиального совета и ряд лиц из духовенства были арестованы и осуждены «за контрреволюционную деятельность». Владыка Димитрий сослан под Нарым. 5 июня 1934 г. освобожден по состоянию здоровья, в июле 1935г. восстановлен правящим архиереем своей епархии. 30 марта 1936г – возведен в сан архиепископа. В 1937 г.- новый арест. Владыка Димитрий оставался тверд в вере. По рассказам минусинцев, в тюрьме его подвергали издевательствам, окунали в отхожее место, обливая затем на воздухе ледяной водой… Было ему отказано и в последней исповеди. 23 октября 1937г., в день своего рождения, в возрасте 72 лет, владыка скончался в тюрьме от болезней и издевательств. Его могила ныне – на старом городском кладбище. По свидетельствам минусинцев, за то, что выдал верующим место захоронения владыки Димитрия и его келейника монаха Анатолия, сторож кладбища получил срок.
Место захоронения архиерея-исповедника не забыто, его почитают верующие Минусинска и других мест, могила стала местом молитвенного паломничества. В 2005г. стараниями клира и прихожан Спасского собора г.Минусинска здесь установлен новый каменный крест.
Официально архиепископ Минусинский и Усинский Димитрий (Вологодский), несмотря на почитание в народе, еще не канонизирован.
(Сведения предоставлены жительницей г.Красноярска Валерией Всеволодовной Троценко (Барковой), дочерью известного Минусинского священнослужителя протоиерея Всеволода Баркова, знавшего владыку Димитрия и служившего с ним до самого его ареста в 1937г.)





(Панихида на могиле владыки Димитрия 23 октября 2007г.)

Личные вещи о. Димитрия

Экспозиция выставки

Благочинный Минусинского округа протоиерей Михаил Пристая


Инициатор выставки Егор Потылицын



Торжественное открытие


Экскурсия по выставке


У экспозиции личных вещей Владыки Димитрия

Паломничество
Святыни Минусинска
Часовня св. Пантелеймона, Спасский собор, Минусинское кладбище (могила Владыки Димитрия Вологодского), Вознесенский собор.
Спасибо сказали: Шиловъ, Людмила_Кира

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
06 июль 2011 07:52 - 06 июль 2011 07:53 #1370 от Минусин
Последнее редактирование: 06 июль 2011 07:53 от Минусин.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
23 сен 2011 11:55 - 23 сен 2011 11:58 #2560 от otetz007
МАШИН РОСТИСЛАВ АЛЕКСАНДРОВИЧ - есаул, командир четвёртой сотни первого конного полка Сибирского казачьего войска по состоянию на 1876г.

Награды:

Св.Владимира 4ой степени - награждён в 1867г.
Св.Станислава 2ой степени - награждён в 1869г.
Св.Анны 2ой степени - награждён в 1875г.
Св.Георгия 4ой степени - награждён в 1876г. за отличие

Умер 3 августа 1890г.

РГИА, фонд 496, опись 3, дело 795, лист 335 (об)

С уважением,
Андрей Иванов
Последнее редактирование: 23 сен 2011 11:58 от otetz007.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
26 дек 2011 16:21 #5706 от Patriot
Глебов Федор (Фаддей) Львович, генерал-лейтенант.

Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Спасибо сказали: 1960, Margoshka

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
22 апр 2012 08:54 #7559 от Patriot
В 1759 году казачьи старшины обратились к бригадиру Фрауендорфу с просьбой выбора атамана. К.Л.Фрауендорф согласился и предложил выдвинуть до трёх кандидатур на атаманский пост, но по общему согласию всех крепостных казаков была одобрена кандидатура сотника Железинской крепости Фёдора Анцыферова. Просьба старшин и казаков была удовлетворена начальником линий И.И.Веймарном, и с 25 марта 1760 года крепостные казаки получили своего атамана, которому "и определено быть при главной воинской команде в крепости Омской".
Фёдор Анцыферов был личностью незаурядной, во всяком случае, выбор на высшую среди крепостных казаков должность молодого двадцатишестилетнего человека говорит о многом. Впоследствии он станет поручиком и депутатом.
Ф.Анцыферов был выходцем из казачьих детей, службу начал в 1750 г., 23 июля 1753 года произведён в капралы, а уже 27 декабря 1774 г., т.е. в двадцатилетнем возрасте, в сотники. По штату 1725 года для крепостных казаков это был высший чин.




Ю.Г.Недбай.

Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Спасибо сказали: sibirec, Пётр, Margoshka

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
18 мая 2012 02:41 - 19 мая 2012 15:57 #7907 от otetz007
Андреев Василий Иванович, 1842г.р., из казачьих детей Тобольской губернии , ст. Лобановской; вероисповедания православного, грамотный. 1 января 1862г. вступил в службу младшим писарем в Окружное правление 1-округа; 10 апреля 1862г. назначен старшим писарем; 20 января 1865г. переименован обратно младшим писарем; 5 января 1868г. назначен старшим писарем; 1 июня 1869г. переименован младшим писарем в Управление 1-го Отдела; 28 марта 1871г. отчислен в строевой состав с зачислением по выбору общества писарем в Лобановское станичное правление; 1 января 1873г. перечислен на внутреннюю службу. В походах и делах противу неприятеля не был. Имеет нашивку за безупречную 6 летнюю службу. В штрафах по суду или хотя и без суда, но за важныя проступки - не был. По состоянию на 1874г. - вдов, у него дети: Александр 9лет, Алексей 5лет, Павел 3года, и Андрей 1 года. Правосл. исповедания.

Л114(об)-115.
ф67 оп 1. д.1222.
Форм.списки 1. 2, 3 отделов СКВ 1874 год.


Спасибо Галине Ольховой за предоставленную информацию.

С уважением,
Андрей Иванов
Последнее редактирование: 19 мая 2012 15:57 от otetz007.
Спасибо сказали: elnik, Margoshka

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
19 мая 2012 04:38 - 25 мая 2012 05:22 #7921 от otetz007
С 1875г., в метрических книгах ст.Лобановской, Андреев Василий Иоанов упомянается, как урядник и уже женатым на Лобановской казачке, урождённой Михайловой Анне Исаевне.

С уважением,
Андрей Иванов
Последнее редактирование: 25 мая 2012 05:22 от otetz007.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
18 июнь 2012 17:10 #8398 от Patriot
ХОМЕНТОВСКИЙ Михаил Михайлович, (? – 1888) – генерал-майор в отставке. Окончил Пажеский корпус. В офицерах с 1839. Был командиром 4-ой казачьей бригады Сибирского линейного войска, расквартированной в Семипалатинске. Прибыл в укрепление Верное 26 мая 1855 с 2-мя сотнями сибирских казаков в подкрепление приставу казахов Большой орды М. Д. Перемышльскому. В 1855 – 57 годах пристав казахов Большой орды. В мае – июне 1856 по просьбе Боромбая возглавил военную научно-дипломатическую миссию на Иссык-Куль. В составе экспедиции был Ч. Валиханов, который собрал бесценные сведения о киргизах, Иссык-Куле и эпосе Манас. Рекогносцировочный отряд оттеснил сарыбагишей и должен был ещё построить укрепление, но Боромбай в последний момент не дал согласия на строительство укрепления в его кочевьях.

За заслуги в освоении Семиречья, строительстве и благоустройстве Верного был награждён орденами Св. Анны 2-ой степени (1855) и Св. Владимира 4-ой степени с мечами (1857). В январе 1857 был откомандирован в Омск. В 1859 был переведён во Владимир обер-провиантмейстером. В 1862 назначается командиром лейб-драгунского Ея Величества полка. В 1882 был предводителем Минского уездного дворянства. П. П. Семёнов-Тян-Шанский писал: «Образованный полковник Хоментовсий при своих дарованиях был выдающимся человеком». Ф. М. Достоевский добавлял: «Человек превосходный, благороднейший».
Спасибо сказали: bgleo, Светлана

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
27 июль 2012 19:21 #8916 от bgleo
Усов, Фёдор Николаевич
Материал из Википедии — свободной энциклопедии ru.wikipedia.org/wiki/%D3%F1%EE%E2,_%D4%B8%E4%EE%F0_%CD%E8%EA%EE%EB%E0%E5%E2%E8%F7

Фёдор Николаевич Усов
Дата рождения 1840 год
Дата смерти 21 сентября 1888
Место смерти Кокчетав
Принадлежность Россия
Род войск казачьи войска
Звание полковник
Командовал 1-й отдел Сибирского казачьего войска
Сражения/войны Среденеазиатские походы

Фёдор Николаевич Усов (1840—1888) — полковник, атаман 1-го отдела Сибирского казачьего войска.
По происхождению сибирский казак, Усов по окончании курса в Омском кадетском корпусе, служил в штабе Сибирского генерал-губернатора офицером для особых поручений и неоднократно бывал в военных походах в степи.
Значительную часть своей служебной деятельности Усов посвятил Сибирскому казачьему войску; генерал-губернаторыКазнаков, Мещеринов и Колпаковский часто возлагали на него поручения, касающиеся хозяйственной и экономической деятельности Сибирского казачьего войска. Служебной вершиной Усова были чин полковника и должность атамана 1-го отдела Сибирского казачьего войска.
Высочайшим повелением по распоряжению министра внутренних дел №1213 от 8 мая 1868 года "За участие в злонамеренных действиях компании лиц, стремившихся к низвержению существующего порядка управления Сибирью и ее отделению от России" был сослан под надзор полиции в Повенец, откуда по предписанию олонецкого губернатора №2259 от 3 июня 1869 года был переведен в Каргополь. В феврале 1872 г. получил разрешение возвратиться на родину к отцу, в Семипалатинскую область, впоследствии был восстановлен во всех правах и преимуществах по службе[1] [2].
Большую известность Усову принесла его общественная и научно-литературная деятельность, он был секретарем Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества.
Основные труды Усова:
Отчет о состоянии Сибирского казачьего войска в 1876 г. Омск, 1877 (Главным управлением казачьих и иррегулярный войск Главного штаба был признан образцовым и разослан в другие казачьи войска в качестве примера для подражания).
Статистическое описание Сибирского казачьего войска. СПб., 1879
Справочная книжка о Сибирском казачьем войске. Тюмень, 1873
Очерки по истории Сибирского казачьего войска // «Акмолинские губернские ведомости» за 1882 и 1883 гг.
Хронологический указатель событий, относящихся к истории Западной Сибири с 1465 по 1881 г. (совместно с Н. Н. Балкашиным)
Исторический очерк Западной Сибири в царствование императора Александра II // «Памятная книжка Западной Сибири» на 1882 г.
Кроме того, Усов поместил ряд статей в периодических изданиях.
Усов скончался 21 сентября 1888 г. в станице Кокчетавской.

Источники
Усов, Фёдор Николаевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Некролог // «Исторический вестик», 1888 г., т. 34, декабрь.

С уважением, Борис Леонтьев
Спасибо сказали: Patriot, sibirec

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Красноштан
  • Красноштан аватар
31 авг 2012 12:21 #9339 от Красноштан
Интересуюсь родословней казачьей семьи Красноштановых и её появлением в 19 столетии в станице Кокчетавской.

Долгов Валерий Михайлович - внук Красноштанова Александра Фёдоровича (1884 года рождения, он много лет учительствовал в Акмолинске). Моя мать - урождённая Красноштанова Любовь Александровна (1915 года рождения), были ещё старший брат Александр (прибл. 1912 года рождения) и младший брат Владимир (прибл. 1922 года рождения).

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
22 сен 2012 08:54 #9512 от Patriot
Мария Вячеславовна Волкова (1902 - 1983).


Среди плеяды замечательных писателей и поэтов, вынужденных покинуть Россию после установления в ней коммунистического режима, совершенно особо стоит имя талантливой поэтессы Марии Волковой, чье творчество, до сих пор почти неизвестно ее соотечественникам.
Человек интересной и трагической судьбы, М.Волкова окончила свои дни далеко от воспетых ею сибирских и семиреченских гор и степей, оставив после себя несколько сборников прекрасных стихотворений. Ее лирика в лучших ее стихотворениях приближается к вершинам того, что последствии было названо "белогвардейской поэзией". Здесь она - в одном ряду с Александром Вертинским, Зинаидой Гиппиус, Мариной Цветаевой, а некоторые ее стихотворения - например, "Дон" - и прямо перекликаются с произведениями последней.
"Незаурядной русской поэтессой, певцом казачьей доблести, скорби и неизбывного горя" назвал Марию Волкову П.Н. Краснов.
Мария Волкова родилась 2(15) октября 1902 г. в Западной Сибири, в семье офицера Сибирского казачьего войска Вячеслава Ивановича Волкова. Мать ее была уральская казачка из старого рода Толстовых. Единственный ребенок в семье, Маша почти все детство провела в Семиречье, в городе Джаркенте, на самой границе с Китаем, где нес службу ее отец. Относительно спокойная жизнь резко прервалась летом 1914 года, с началом 1-й Мировой войны. Отец уходит на фронт, а Маруся с матерью остается дома, ожидая писем и с напряжением читая сводки с театра военных действий.
Возвратившись в конце 1917 года в Сибирь, уже командующим полком и Георгиевским кавалером, отец застает на родине владычество большевиков и тут же включается сперва в подпольную, а затем и в открытую вооруженную борьбу с ними. И все это на глазах рано повзрослевшей Марии.
Она выходит замуж за офицера 7-го Сибирского полка Александра Эйхельбергера и страшной зимой 1919-1920 гг. отправляется с ним в Ледяной Сибирский поход. Пережив все ужасы отступления через заснеженную тайгу, она теряет в этом походе своего первенца - дочь. В феврале 1920 года, в лесу за Иркутском, заканчивает счеты с жизнью ее отец, доблестный казачий генерал Волков; вскоре от тифа умирает мать поэтессы.
Поселившись в далекой и чужой ей Литве и немного устроив быт, Мария Вячеславовна начинает писать.
В 20-е годы, в различных эмигрантских журналах начинают появляться ее стихи, а затем выходят и отдельные сборники. У нее рождаются еще дети - сын и дочь.
В 1934 году в Харбине выходит объемистая книга - "Сибирский казак. Войсковой юбилейный сборник Сибирского Казачьего Войска. 1582-1932", где наряду с другими писателями и поэтами Мария Волкова напечатала свои стихотворения и прекрасные очерки в прозе, посвященные Джаркенту, Тынкану, Верному и Кокчетаву. В 1936 году там же, в Харбине, он, выпускает сборник стихов "Песни Родине".
В декабре 1937 года в Париже был организован "Кружок казаков-литераторов, куда в числе других поэтов казачьего зарубежья вошла и М. Волкова. В это время ее стихи часто публикует парижский журнал "Станица".
Прожив около десяти лет в литовском городе Волковыске, Мария вместе с мужем перебирается в Гейдебрух (Восточная Пруссия), где их застает 2-я мировая война. В конце войны семья Марии эвакуируется в Геммингштедт в Голштинии, а затем перебирается в деревню Оттерсвейер близ Баден-Бадена, где она вместе с мужем и провела остаток жизни. В начале 50-х годов, словно набирая силу после временного затишья, вновь начинает звучать голос Марии Волковой. Ее стихи опять появляются на страницах новых и возрожденных после войны старых изданий.
В 1972 году умирает ее муж Александр Эйхельбергер. Уже тяжело больная сердечным расстройством, Мария Вячеславовна хлопочет об издании книги, где была бы собрана ее поэзия за все время работы. Ей обещает помочь Фабрициус, издатель журнала "Современник" в Канаде, но по тем или иным причинам у него ничего не выходит. Она начинает писать воспоминания обо всей своей жизни со многими несчастьями и испытаниями, и, конечно продолжает писать стихи. Скончалась поэтесса 7 февраля 1983 г. Посмертный сборник ее стихов был выпущен дочерью в Мюнхене в 1991 году. Так и остались неопубликованными ее воспоминания - один экземпляр которых до сих пор хранится у русского писателя и литературоведа Владимира Рудинского в Париже, ожидая своего издателя и читателя...
«Чем путь трудней - тем выше будет честь!
Пускай горька недопитая чаша!
При нашей бедности у нас богатство есть:
То, что прошло - неотторжимо наше!»
- писала когда-то Мария Вячеславовна Волкова, с честью прошедшая тернистый путь жизни и до конца своих дней сохранившая верность своим идеалам. Теперь ее поэзия медленно возвращается в Россию. В прошлом году в серии "Казачье зарубежье", издаваемой на Дону К.Хохульниковым, вышел первый в России сборник стихов М. Волковой - "Не зарастет ковыль на чужбине!.." Возвращается творчество большого поэта и человека с благородной душой, и пусть эта подборка ее стихов станет очередным маленьким шагом на этом пути.

Стихи.
rus-mir.tripod.com/kp_volkova.htm

Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Спасибо сказали: bgleo, sibirec, Пещановец, Margoshka

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
05 окт 2012 03:31 #9766 от otetz007
Шулдяков В.А. Жизненный путь поэта Алексея Ачаира (по анкетам БРЭМ) // Диалог культур – культура диалога: лингвистические и социокультурные парадигмы: Сб. материалов регионал. научно-практ. семинара с международ. участием. – Омск: Изд-во АНО ВПО «Омский экономический институт», 2012. – С. 97-101.


Шулдяков В.А.
Жизненный путь поэта Алексея Ачаира (по анкетам БРЭМ)

28 декабря 1934 г. в г. Харбине был создан специальный орган – Бюро по делам российских эмигрантов в Маньчжурской империи (БРЭМ), сформированный из видных представителей эмигрантских кругов, наделенный особыми административными полномочиями в отношении российских эмигрантов. На него были возложены следующие функции: укрепление материального и правового положения российских эмигрантов, проживавших в Маньчжу-Ди-Го; установление связей с правительством Маньчжу-Ди-Го по всем вопросам, касавшимся эмигрантов; оказание содействия японской администрации в решении эмигрантских вопросов. Одной из задач БРЭМ был сбор персональных данных эмигрантов. В августе 1945 г. база личных дел Главного Бюро БРЭМ была захвачена СМЕРШем и составляет ныне один из ценнейших фондов Государственного архива Хабаровского края. Это настоящий кладезь биографической информации о военных, политических и культурных деятелях дальневосточной ветви русской послереволюционной эмиграции.
В фонде БРЭМ отложилось и личное дело выдающегося поэта и педагога Русского Зарубежья Алексея Алексеевича Грызова, более известного под своим литературным псевдонимом Алексей Ачаир [ГАХК. Ф. Р-830. Оп. 3. Д. 11652]. Наибольшую ценность в нем представляют две собственноручно заполненные поэтом анкеты БРЭМ: от 16 апреля 1935 г. [Л. 1-2] и от 27 октября 1943 г. [Л. 15-19об.], – позволяющие составить представление об основных вехах жизненного пути А.А. Грызова.
Алексей Алексеевич Грызов родился в г. Омске в казачьей семье [Л. 16об.] 23 августа старого стиля 1896 г. [Л. 1] (во второй анкете описка: вместо 23 августа – 23.IX.1896 г. ст. ст. [Л. 15]). С момента рождения и до 1906 г. он жил при родителях в Омске. В 1906 г. учился в Омске в Войсковом приготовительном пансионе Сибирского казачьего войска, пансион давал низшее образование. Среднее образование получил в 1-м Сибирском императора Александра I кадетском корпусе (также в Омске), в котором учился с 1907 по 1914 г. [Л. 1, 17]. По окончании корпуса А.А. Грызов поступил в Петровско-Разумовскую сельскохозяйственную академию в г. Москве, в которой обучался с 1914 г. по 1917 г. включительно. Но академию он не окончил, т.к. в 1918 г. был вынужден вернуться в Сибирь [Л. 1, 15об., 17-17об.].
Сначала А.А. Грызов работал в г. Омске извозчиком. В марте 1918 г. вступил рядовым добровольцем в партизанский отряд атамана И.Н. Красильникова, в котором состоял до ноября 1918 г., до заболевания сыпным тифом. С мая 1918 г. он служил в пулеметной команде Красильниковского отряда, участвовал в «первом бою при ст[анции] Мариановка», в походах партизанского отряда от Омска до Иркутска и Бодайбо. При взрыве красными моста через р. Белую в Иркутской губернии Алексей Алексеевич получил контузию. У Красильникова его произвели в звания младшего и старшего урядников [Л. 17об., 19, 2, 1об.].
С июня 1919 г. А.А. Грызов служил в штабе 1-й Сибирской казачьей дивизии, входившей в состав группы генерала В.И. Волкова, и участвовал в боях за Урал. При отступлении на восток на станции Тайга он обморозил ступню правой ноги (1919). Когда 1-я Сибирская казачья дивизия в с. Минино под г. Красноярском осталась на милость врагу, А.А. Грызов с группой офицеров вышел из окружения, вынеся Стяг своей дивизии. К войскам атамана Г.М. Семенова он присоединился только в сентябре 1920 г., пробравшись в белое Забайкалье «одиночным порядком». Был представлен к Георгиевскому кресту 4-й степени [Л. 2]. В Забайкалье в 1920 г. А.А. Грызов был произведен сначала в вахмистры, а затем за боевые отличия – приказом атамана Семенова – в офицерский чин хорунжего, со старшинством с 1919 г. [Л. 1об.].
В 1921 г. А.А. Грызов служил в Гродековской группе войск, а именно: секретарем Войскового правительства (Войсковой управы) Сибирского казачьего войска на станции Гродеково. И был представлен к производству в следующий офицерский чин сотника. Но получить его было не суждено. В 1921 г. из Гродеково Грызова эвакуировали по болезни в Морской госпиталь в г. Владивосток, где освидетельствовали на предмет годности к дальнейшей военной службе. Согласно заключению медиков, Алексей Алексеевич в феврале 1922 г. уволился из армии в отставку по болезни (или даже по инвалидности) [Л. 1об., 17об., 2]. Очевидно, что те свои физические недостатки, которые Грызов отметил в одной из анкет: «Слабое зрение, слух, контузия, обморожена ступня» [Л. 16об.], – во многом были следствием его участия в Гражданской войне.
Во Владивостоке с февраля по октябрь 1922 г., т.е. по эвакуацию, отставной хорунжий [Л. 19] А.А. Грызов был членом Союза сибирских областников (Сибирской областнической группы А.В. Сазонова) и редактировал его печатный орган – газету «Последние известия» [Л. 1об., 16об.].
В октябре 1922 г. А.А. Грызов был эвакуирован из Владивостока в Гензан, а оттуда уже, с русским паспортом и визой, прибыл 31 октября 1922 г. в Маньчжурию [Л. 1, 16, 17об.]. Началась его эмигрантская жизнь в г. Харбине. Сначала сотрудничал в газетах «Наша заря» и «Русский голос» [Л. 17об.], благо опыт писать для периодических изданий был приобретен еще в 1918 г. [Л. 15об.].
В 1923 г. Алексею Алексеевичу очень сильно повезло: он устроился работать в иностранную [Л. 16] общественную организацию – Христианский союз молодых людей (ХСМЛ). Сначала помощником секретаря образовательного отдела в Харбине [Л. 17об.]. В том же 1923 г. он стал секретарем образовательного отдела, а в 1927 г. – помощником старшего секретаря ХСМЛ [Л. 2, 18]. Наконец, в 1938 г. А.А. Грызов поднялся на вершину своей карьеры в ХСМЛ: стал русским старшим секретарем [Л. 18об., 15об.]. Помимо занятия официальной должности он еще являлся председателем ссудо-сберегательной кассы служащих ХСМЛ, как минимум в течение трех лет (1932–1935 гг.) [Л. 2]. В ХСМЛ Алексей Алексеевич получал, сравнительно с большинством эмигрантов в Маньчжурии, приличную зарплату: в 1935 г. 168 гоби [Л. 1], в 1943 г. – 200 гоби в месяц [Л. 15об.], – что позволяло ему снимать за 50 гоби в месяц трехкомнатную квартиру с кухней (по адресу: г. Харбин, ул. Стрелковая, д. 68, кв. 4 [Л. 1, 15]) и содержать «на иждивении» жену, сына и престарелого отца [Л. 16]. Никакого имущества или собственности у Грызова не было [Л. 1, 18об.]. Жил и содержал семью на жалование в ХСМЛ.
Работа в ХСМЛ давала, помимо материальных, и иные возможности. Например, в декабре 1928 г. Алексея Алексеевича отправили на два месяца из Маньчжурии заграницу: в Китай и на Филиппинские острова, – для ознакомления с деятельностью ХСМЛ в этих странах [Л. 16об., 18]. А.А. Грызов знал английский язык и изучал в 1935 г. «ниппонский» (японский), но, видимо, так и не осилил последний, т.к. в анкете 1943 г. про его знание или изучение не упоминается вовсе [Л. 1, 16].
Алексей Алексеевич продолжал оставаться в статусе русского эмигранта, не переходя ни в китайское, ни, тем более, в советское гражданство [Л. 1, 15], и получая у властей Маньчжу-Ди-Го временные паспорта для эмигрантов. Так, в 1943 г. он имел двухгодичный паспорт № 10403, выданный на период с 01.04.1942 г. по 31.03.1944 г. [Л. 16об.]. В 1935 г. у него был паспорт № 19896 [Л. 1]. Советского паспорта он никогда не имел и никогда не подавал документы на его получение [Л. 1об.]. На вопрос, почему он не уехал в СССР во время массовой эвакуации с КВЖД советских граждан, А.А. Грызов ответил так: «Не желал из-за неприемлемости коммунизма» [Л. 19]. Все его окружение: отец, жена, сын, тесть, теща, двоюродная сестра по мачехе [Л. 15-15об.], хорошие знакомые из русских [Л. 19], – все были эмигрантами. И ни одного советского.
Хотя свои политические убеждения он определял как антикоммунистические [Л. 1об., 16об.], Грызов, тем не менее, чурался политики, не вступая ни в какие политические партии. Из общественных организаций входил в те, которые носили земляческий характер: в объединение бывших кадет 1-го Сибирского императора Александра I кадетского корпуса, в Сибирскую казачью станицу в Харбине (входила в состав Восточного казачьего союза) [Л. 1об.]. В 1943 г. он состоял в Союзе казаков в Восточной Азии [Л. 16об.].
Гораздо-гораздо больше увлекало Алексея Алексеевича литературное творчество. Он называл свою «настоящую профессию» «общественно-культурной и литературной работой». Свою специальность определял как журналист или опять же литературный работник [Л. 1, 1об.]. И писал, что по «свободной профессии» он – поэт [Л. 15об.].
Анкета от 27 октября 1943 г. дает полное представление о семейном положении и родственных связях А.А. Грызова. Он был женат церковным браком. Его законная супруга Гали Аполлоновна Грызова (урожденная Добротворская), 32 лет, была оперной артисткой и выступала на сцене под псевдонимом Ачаир-Добротворская. Их восьмилетний сын Ромил был учеником школы Чесноковой. 72-летний отец поэта Алексей Георгиевич Грызов болел, он умер 8 ноября 1943 г., о чем в анкете есть приписка. 66-летний тесть Аполлон Павлович Добротворский служил канцеляристом в Институте ХСМЛ, а его 56-летняя жена Мария Михайловна Добротворская, теща поэта, была домохозяйкой [Л. 15].
Из близких родственников в той же анкете упомянута только двоюродная сестра по мачехе Лидия Алексеевна Бордовская, 43 лет, домохозяйка [Л. 15об.], а из хороших знакомых – эмигранты Н.П. Веселовский и Н.И. Грибановский, японец Сакай-сан (знакомый по ХСМЛ), из других иностранцев – Б.Ю. Бринер [или Брикер. – Л. 19].
А.А. Грызов под судом и следствием не состоял [Л. 1]. Его номер регистрации в БРЭМ: 15098/ 19424 от 05.02.1938 г. [Л. 19об.].
Содержащиеся в личном деле анкеты не дают представления о литературном творчестве А.А. Грызова, а он издал в Харбине пять поэтических сборников, а также о финальном этапе жизни поэта. В август 1945 г. в Харбине Алексей Алексеевич был арестован контрразведкой СМЕРШ. Отсидел десять лет в Краслаге. Затем был в ссылке в пос. Байкит Красноярского края. С 1959 г. он жил в Новосибирске, где устроился учителем пения в школе. Но здоровье его лагерем и ссылкой было окончательно подорвано. Умер А.А. Грызов 16 декабря 1960 г. в Новосибирске, где и похоронен.

С уважением,
Андрей Иванов
Спасибо сказали: Patriot, sibirec, Margoshka

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • feniks ev
  • feniks ev аватар
14 дек 2012 11:14 - 14 дек 2012 14:55 #11366 от feniks ev
Шабалин Александр Иванович, подпрапорщик, полный Георгиевский кавалер октябрь 1915 г. 280-й пехотный Сурский полк
Знакомый попросил узнать за какие подвиги награждён прадед. Уважаемые форумчане у кого есть инфа, прошу помочь в определении подвигов.
Возможно 3 и 4 ст. за Р-я войну (7155, 151782), т.к. медаль очень похожа на французскую медаль «Защитникам Порт - Артура».



Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Последнее редактирование: 14 дек 2012 14:55 от otetz007.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • feniks ev
  • feniks ev аватар
14 дек 2012 11:14 #11367 от feniks ev
подробно тут! sammler.ru/index.php?showtopic=120921

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
11 янв 2013 14:04 - 11 янв 2013 14:05 #11887 от Patriot
Биография Ивана Петровича, как и его творчество, в большей своей части связаны с Северным Казахстаном, родной станицей Пресновской. Много лет спустя, описывая свое детство в «Пресновских страницах», он вспоминает первые жизненные впечатления — все они связаны с крестьянским трудом, трудом нелегким, но радостным, ибо не было лучшего праздника в крестьянской семье, чем приобщение сына к работе.
«Вот мы и дождались своего бороноволока», — сказала однажды мама про меня, и я был счастлив услышать от нее такие слова, приняв их за великую похвалу моему возрасту». Это впечатление семилетнего Шухова. Из тех же глубин памяти всплывут картины деревенской жизни начала столетия, где будут вилы и топоры, заступы и лопаты, старенькие, потертые кошмы, черные от вековой копоти чугунные котелки, щербатые деревянные ложки, запахи парной земли, вязкого дегтя, пота, ременной сбруи, сухой полыни и хлеба, пахнущего «дымом, теплой маминой щекой, сухими, горячими ее руками». В этом мерцающем мареве далеких детских впечатлений писателя помимо ярких картин родной степи с березовыми колками и камышовыми озерами, бытовых и трудовых сцен сохранятся и шутки-прибаутки, и песни и рассказы.
Шухов был интернационалистом не просто по убеждениям, он вырос в микроклимате истинно дружеских межнациональных русско-казахских связей. В книге много сцен не только станичной, но и аульной жизни, и автор, как и его герой, равно свободно чувствует себя в обеих национальных бытовых и психологических стихиях: «Первую ночевку в этой дороге обрели мы вблизи казахского аула — полутора десятка разношерстных — то черных, словно обуглившихся, то ослепительно белых, как лебединые крылья, колоколообразных войлочных юрт, в полукруг разместившихся на высоком крутом берегу невеликого, густо заросшего кугой и чаканом озерца. Я впервые увидел кочевнический аул, и мне пришлась по душе привольная летняя жизнь исконных наших станичных соседей — мирных степных кочевников. Все, решительно все было здесь внове для меня. Все неожиданно. Ярко. Броско, необыкновенно. Непривычно. Диковато. Полузагадочно. Пахло дымом кизячных костров. Кобыльим молоком. Овечьим пометом. Теплой дорожной пылью. Перьями дикой озерной птицы. Коровьей жвачкой. Собаками. Где-то совсем по-соседству с аулом били отбой минувшему дню хоронившиеся в ковыльных дебрях перепела».
Начало творческой биографии Шухова относится к концу 20-х началу 30-х годов. После окончания высшего начального училища в Пресновке Ваня Шухов поступает в Петропавловский педагогический техникум. Здесь он пишет свои первые стихи, поэму, которые читает товарищам. Серьезная литературная работа началась во время его учебы на рабфаке в Омске. В 1925-1926 годах в «Журнале крестьянской молодежи» и в Омской газете «Рабочий путь» он печатает свои первые рассказы «За Ольховкой», «Лань», «Зовущие», а также очерки и стихи. В 1926 году его имя упоминалось в статье Лэсси «Крепнущие голоса» (о творчестве омских поэтов) в газете «Рабочий путь». Стихи молодого поэта Ивана Шухова были включены в книгу «Колос», изданную в Вятке в 1928 году. В 1927 году едет в Москву с намерением поступить в Литературный институт им. Брюсова, но институт закрылся, и Шухов становится журналистом, работает в редакциях московских газет. Много ездит по стране, живет в Омске, Свердловске, Тюмени, Перми, работая разъездным корреспондентом, печатает очерки в газетах и журналах. В 1927 году судьба свела Шухова с Шолоховым. Они встретились в журнале «Крестьянская молодежь».
В этом журнале печатались «Донские рассказы» Шолохова. В своих воспоминаниях Шухов пишет: «Тогда мы только начали входить в литературу, но нас связывала общность жизненного материала и опыта. Шолохов — донской казак, я крепко связал себя с темой сибирского казачества в грозовые и прекрасные годы революции. Считаю, что мне повезло — тесное, непосредственное общение с Шолоховым в самом начале моей писательской биографии во многом помогло мне в литературном самоопределении. Помню глубочайшее впечатление, которое вызвали у меня опубликованные первые главы «Тихого Дона». Они-то и послужили своеобразным импульсом к написанию «Горькой линии», вышедшей в свет в 1931 году в российском издательстве «Федерация».
Тогда, в 1931 году, появление романа стало событием, на него откликнулись известные писатели и, в первую очередь, М. Горький, ставший литературным учителем Шухова. В 1932 году в издательстве «Гослитиздат» выходит второй роман «Ненависть», сделавший молодого автора еще более известным. С1932 по 1947 он претерпел 14 изданий. Уже в 1935 году по роману режиссерами Преображенским и Правовым снят фильм «Вражьи тропы», в котором снялись известные актеры Андрей Абрикосов в роли Иннокентия Окаева, Марина Ладынина — Линка, Эмма Цесарская — Фешка. Фильм снимался в Щучинске.
Свою первую книгу «Горькая линия» Шухов послал Горькому с письмом: «Алексей Максимович! Посылаю Вам первую свою книжку «Горькая линия» — роман о классовой борьбе на сибирской окраине. Это мой первый творчес­кий опыт, получивший в печати пока положительную оценку… Но конкретных указаний, которыми я бы мог вос­пользоваться в дальнейшей моей работе, над второй книгой этого романа, я не имею. Сейчас вышла первая книжка «Горькая линия», а в плане у меня — вторая. Я чувствую на себе большую ответственность и был бы несказанно рад, Алексей Максимович, если бы вы уделили мне немножко своего чуткого внимания и сказали бы свое слово об этой работе».
В 1934 году журнал «Октябрь» печатает роман «Поединок», который был прочитан Горьким в рукописи и отредактирован.
В 1936 году Шухов печатает роман «Родина», в 1940 — «Действующая армия». Это десятилетие было творческим взлетом писателя. Об этом периоде творчества вы прочитаете в книге «Очерки истории русской советской литературы Казахстана». В годы Великой Отечественной войны Иван Петрович редактировал пресновскую районную газету «Ударник». Дважды выезжал на фронт в расположение 314-й стрелковой дивизии. Результатом этих поездок стали очерки «У истоков народного подвига», напечатанные в журнале «Октябрь» в 1943 году, известные читателям под названием «Письма сибирским казакам», а также очерки «Дыхание родины», «Боевые подруги» и другие.

Новый прилив творческих сил вызвала в Шухове целинная эпопея. Иван Петрович стал первопроходцем целинной темы в литературе. Один за другим выходят сборники очерков «Покорители целины», «Золотое дно», «Степные будни», в которых описывается прошлое и настоящее степи. Очерки печатались на страницах «Правды» и других центральных газет. Шухов известен как автор публицистических книг «Дни и ночи Америки» и «Дыхание Адриатики», написанных после поездок в Америку и Югославию. В последние годы работал над книгой «Пресновские страницы», включившей три повести «Колокол», «Трава в чистом поле», «Отмерцавшие марева», за которые удостоен в 1977 году Государственной премии Казахской ССР.
Валентина ПЕТРОВА.



Шухова Клавдия Петровна, сестра писателя у дома-музея, с. Пресновка. Снимок сделан летом 1958 г.во время студенческой экспедиции по Горькой линии под руководством М. И. Бенюха.

Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Последнее редактирование: 11 янв 2013 14:05 от Patriot.
Спасибо сказали: bgleo, sergey75, Калдаманец, elnik, аиртавич, Viktor, Margom127, Богословцев

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.