О говоре казаков.
- аиртавич
- Не в сети
- Сообщений: 454
- Репутация: 44
- Спасибо получено: 2515
Воронежский же говор мог встречаться, отсюда, пожалуй, и восприятие привычное вполне...
Насчёт говоров...Не знаю, не специалист, лишь на слух беру. Ветряка, морозяка, чертяка...В Аиртавской, на нашем конце, на "а" заканчивали чаще. Хотя непонятно почему, поскольку в иных словах придавливали на "о" как у волгарей, северян... У нас (бывало лет 50 назад) ежели: "молоко", "водопой", "попона", то, будьте любезны, проговаривайте все "о" какие есть. Без "углов", кругло.Несколько предположений...В своё время проштудировал все 4 тома Даля. Помимо прочего, пробовал определиться по сноскам откуда пошёл аиртавский говор, а по нему уже - откуда предки сами в Сибирь явились. Интернетом и Википедией-то и в помине не пахло, а в архивы просто так не пускали. Вот и приходилось околицами шнырять...Так вот, кроме естественного соответствия сибирскому лексикону в аиртавском слышались (на мои уши) отзвуки, интонации, диалектизмы северных губерний, Среднего Поволжья, Урала. Удивительно, но почти исчезли малороссийские обороты, хотя потенциальных носителей мовы в станице было больше всех по численности.В наши дни, когда источников стало больше одного Даля, предположение рискую углубить следующим рассуждением. "Украинцы" прибыли в Сибирь, в Аиртавскую какие? Из Старобельского уезда Харьковской губернии - раз, из окрестностей слободы Покровской (нынешний, прости Господи, город Энгельс. И когда уже его переименуют, вернув славное имя), из соседних уездов Саратовской - два. В Старобелье те "украинцы" переселены Екатериной Великой (?) как бывшие запорожцы (?). Другая группа, с Волги, также не считалась старожилами, поскольку приехали туда чумачить (возить соль на волах с оз.Эльтон на Покровскую пристань). Стало быть, власти здраво поступили, предложив Сибирь и казачество людям к этому вполне готовым, лёгким на подъем, помнившим казачество и чумацкую вольницу хотя бы по преданиям.Эти предания могли быть живы, например, в аиртавских семьях Заруцких, Корниенко, Войтенко, Кучма...Однако их мова уже была, скорее всего, крепко разбавлена великорусским наречием,а спустя век (1950-е) от украинского вообще остались 2-3 песни.В Аиртаве говорили по-русски, по-сибирски, переплавив мордовские, хохлацкие, киргизские слова, великорусские диалекты ( по Далю прослеживаются явные следы Севера, Волги, Урала. Менее - черноземных губерний, юга империи). Впрочем, тут бы специалистам поработать предметнее с учетом расширения информационных возможностей. Ведь даже дилетантам, вроде меня, видно немало любопытного, интересного.Отдельное спасибо Вам, Людмила Руслановна, за внимание к языку предков, нашему великому наследию.Честь имею, аиртавич.
- Нечай
- Не в сети
- Сообщений: 5941
- Репутация: 146
- Спасибо получено: 14968
Вы как всегда вызываете улыбку своими сообщениями. Видимо слог Ваш таков, что без улыбки никак не обойтись!
Про Урал...Тут дело понятное. Для меня что Пермский край, что Урал - все одно. А пермяков здесь изначально было предостаточно, тем паче, что ближайшие соседи с запада. В свободную Сибирь от Строгановых бегали. Кого ловили, хозяевам верстали, а были и "счастливчики", коим удалось затеряться на просторах сурового нашего края. Кого - то Строгановы еще изначально снарядили в помощь царским стрельцам. Тут как раз пермско-уральский говор к месту приходится.
Как-то смотрела программу о тех краях, с местными старушками, те что-то вещали долго, но к ужасу своему осознала, что не понимаю ни слова. Составители программы, видимо, почувствовав мое смятение, снизу экрана перевод прилепили в буковках, что облегчило дальнейший просмотр. А то - беда!
Дальше, соответственно, шли Вологодские и Нижегородские губернии, а уж как там говорят, Вам Борис Гавриилович лучше расскажет.Тем не менее, связь шла по северу через Урал в Сибирь.
Сестра моя проживает в ИванОвской Области, там, где кОровы дОют мОлОкО и никак иначе они этого не делают. Погостив у нее с месяцОк, я возвращалась домой с предложением подобного рода: "пОйдем, пОедим, чтО - нитО", за что подвергалась насмешкам пОдружек до тех пор, пока не вливалась в рАдной сибирский говор.
Странно то, что в самой Сибири этого Окания, как такового не наблюдалось в бытность мою там. Особо не "Акали" да и не "Окали" - больше что-то нейтральное. А вот как это все сохранилось в Ваших степных "южных" краях - просто удивительно."О" где положено и "А" в заключении.
Еще раз подтверждает: Сибирь, свободный край, богатый, многообещающий, куда шли все, у кого либо свобода в наличии, либо ноги быстрые. Со всей Рассеи - матушки текли группы переселенцев, либо единоличников, шеренги каторжников и ссыльных. Все это смешалось в один котел, где варилось - варилось и выварилось в отдельный диалект. Да и тот различный, смотря по тому, каких краев переселенцев было преобладание. И еще: не знаю, как в Аиртаве, а в Боголюбово наши порой и казахские словечки вставляли, вот их не вспомню сейчас, давно это было, только я все деда дергала "Что за слово такое чудное?" А он пояснял, мол, казахское это, внучка. Впрочем, наличие казахского лексикона может не являться показателем разговорной речи в целом, а лишь условностями отдельной семьи.
И по случаю, разрешите добавить. Недавно на инете наткнулась на пословицы и поговорки. Заинтересовало. Многое помнилось с детства. Решила записать то, что воскрешалось в памяти, стараясь не повторяться если есть в иных источниках. Отдельно выписала инетовские. Затем в дореволюционных изданиях по Шадринску нашла еще больше. Те уже отличные. Захотелось выяснить, какие из них исконно нашенские, уникальные, казачьи - сибирские. Или таких не было? Или так носило эти пословицы ветром по всей стране, пользовались ими все, без разбору?
Пожалуй, истину только всем народом можно выяснить, когда одна голова - ничто, а много голов - это дело! Пословицы до сих пор вспоминаются, но не запишешь - забудешь, так чаще всего и происходит в моем случае.
Поставлю здесь "На Авось", что и прояснится? Буду рада Вашим коментариям.
С уважением.
Это сообщение содержит прикрепленные файлы.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.
- Нечай
- Не в сети
- Сообщений: 5941
- Репутация: 146
- Спасибо получено: 14968
аиртавич пишет: Для станиц и поселков Первого отдела более «привязанным к местности», на мой взгляд, воспринимается первый блок (из детства). Пословицы в остальных не чужды, но они - из общенационального обихода. В «своих» суть порой сформулирована чуть иначе, нежели в приведенном варианте. Например, о груздях (кстати, «грибов» в Аиртавской будто и не существовало, называли всех их «по имени», пошла за груздями, печериц набрала, маслят привёз, на лисичек напали, сырых напластал ведер семь и т.п.). У нас в семье, при баушке, кроме сырых и сухих груздей признавались едомыми: маслята, волмянки, рыжики, синявки, краснявки. Всё! Другое что принесешь, даже белые, не говоря о коровяках и пр., баушка гонит: куды в дом с бздюхой?! Убей, не знаю, почему так. Мама выкидывала каждый груздь, где замечала дырочку в корешке (ножке). Баушка осуждала: выкомуривают ишшо (капризничают, манерничают)…Солила в кадушке, жарила и с 2-3 дырочками, только бы груздь или рыжик шляпку держал. Моё брезгливое недоумение развеяла, как оказывается, фольклорной логикой: которых мы едим – рази черви? от те, которы нас будут ись – от те черви! Парнишку 5-6 лет морозом продрало от таких зловещих слов, насадку перестал в руки брать, покуда не убедился, что дождевые казаков не трогают…
Конечно, приведена толика богатства СКВ. Многое доступно по другим коммуникационным каналам и всё-таки чувствуется мощный слой неисследованного. «Оне плачут просят, а ты реви не давай!». «Блукает, как сартакова корова». «Да оне её и на хвосте не дёржут!» (о непочтительности, например, к матери) и т.д Потому и говорю: нужна работа «в поле» специалистов. Пусть даже при их min квалификации, но при mac настойчивости и упорства. Остальные способны только помогать,но не путаться под ногами со своими дилетантскими подходами и, того тошней!, выводами.
Разрешу себе одну поправочку. Шеренга - не тот строй для этапирования каторжников. Их гнали колоннами по 3-6 колодников в ряду, в зависимости от ширины и обзорности трактов и дорог на конкретном участке следования. Шеренга, как развернутый строй (типа цепи), годится в одном случае, - когда конвой прочесывает местность для поимки беглеца. Выражение, что в Сибирь «…шли все, у кого либо свобода в наличии, либо ноги быстрые» - великолепно! Честь имею, аиртавич.
Вот спасибо, так спасибо, Валерий Николаевич!
Это я за червей вам в ножки кланяюсь. Именно так же, слово в слово мне бабуля разъяснила смысл ее "Это не те черви, что нас едят" Сколько не пыталась вспомнить дословно - бесполезно. И тут Вы мне глаза раскрыли! Именно, слово в слово."Которых мы едим – рази черви? от те, которы нас будут ись – от те черви!" Помню, мне лет 7 было и реакция моя была схожа с Вашей. Что-то холодное и темное пробежало по позвоночнику и внутри желудка почувствовалось слабое расстройство.
Про грибы - идентично. Даже более того. У нас в семье груздь - был коронованой особой. На все остальное дед смотрел из - под насупленных бровей, фыркая время от времени.
У бабули на задворках огорода жила навозная куча. Большая, теплая, перегноенная до основания , она хороша была тем, что производила на свет богатый урожай шампиньонов. Те самые, что я сырыми лопаю, по причине, что только в таком виде у них есть вкус и запах. Эти самые шампиньоны открыли мне глаза на то, что дед, оказывается, умеет обижаться и проявлять упрямство.
Пришло в голову бабуле побаловать нас жареной картошкой с грибами французского наименования.Обычную мягкость и деликатность деда "как корова языком слизнула". Объявив, что его хотят отравить навозными поганками с каким-то явным умыслом по сговору семьи, и выкурив с расстройства трубочку, дед отказался притронуться даже к картошке и закрывшись в спаленке, пролежал пол дня на кровати, отвернувшись к стенке.
Было что-то наивно - детское в его обиде, а главное - совершенно нетипичное для его поведения. Сегодня, оглядываясь назад, удивляюсь, что так мог вести себя человек, переживший различные войны, лишения,страшный голод. Видимо, на грибы существовало какое-то неписанное правило, традиция, неподлежащая обсуждению.
Помню как светились глаза того же деда, когда мы приносили с колки ведра груздей, как быстро и ловко бабуля расправлялась с ними, укладывая в кадушку, прокладывая слой за слоем гигантскими хреновыми листьями, головками укропа и дольками чеснока, посыпая горстями крупной зернистой соли. В доме было как-то очень празднично при этом, иная атмосфера. Все тайком пробирались в кладовку, где стоял заветный бочонок и тихонечко снимая весовые булыжники и крышку, заглядывали внутрь - готовы ли? Увы, готовы они были к зиме, а меня уже возвращали в грязный дымный город к тому времени.
Ваши сообщения воскрешают память, давно уснувшую, а вместе с ней видения белоснежной комнатки с солнечными бликами на полу, море серебристой кавыли в степи, пыль дороги на босых ногах и ощущение полного счастья. Спасибо! Спасибо!
С Вашей легкой руки начну новую страничку пословиц СКВ. Пусть всем анализом особенностей языка занимаются специалисты, но мы же можем собрать примеры нашего говора, никого при этом не обидев.
Как - то про колодников. Никогда не задумывалась, как их перегоняли в Сибирь, а вот нате Вам, батенька! Оказывается и тут свои различия. Благодарствую!
- Витязь
Вообще, сам - фанат-грибник, но НАСТОЯЩИХ груздей не находил ни разу. Чернушек - тех полно, желтые осиновые попадались, но НАСТОЯЩИЕ - нет.
Кстати, при засолке грибов я обязательно добавляю можжевеловые ягоды. Если не найду в лесу - покупаю сухие в аптеке.
- svekolnik
- Не в сети
- Сообщений: 1063
- Репутация: 40
- Спасибо получено: 1615
аиртавич пишет: «Блукает, как сартакова корова».
Во-первых, еще раз большое спасибо, Валерий Николаевич за очередной сеанс ностальгии по детству и родной сторонушке. И подано все прекрасно. В частности, как обыграна в этом сообщении грибная тема!. Эти «волмянки», «сырых семь ведер напластал» и т.д. трогают память и душу. Ну и о поговорке «блукает как сартакова корова» позволю себе озвучить вполне правдоподобную версию происхождения поговорки. Она (не корова, а поговорка ) была распространена в юго-западных Кокчетавских станицах. Родилась в станице Акан-Бурлукской где проживал род моей бывшей тещи урожденной Сартаковой А.Ф.(светлая ей память). В Акан-Бурлуке род повелся от Степана Сартакова природного казака-горьколинейца из пос. Бишкульский Петропавловской станицы, направленного в 1849 году в новые станицы инструктором. Теща и ее мать (в начале 70-х еще живая) сказывали, что у кого-то из их предков была чрезвычайно блудливого нрава корова, постоянно болтающаяся по станице «без дела», докучающая всем и вся своими повадками и, как всегда не к месту и ко времени, естественными процедурами. Оставалось дело за немногим, чтобы население это явление оценило и прилепило имя нарицательное. Что и случилось. Со временем поговорка распространилась и в соседних станицах, где о ее происхождении уже и не задумывались.
- Витязь
Нечай пишет: Напомнила мне эта тряпишная барышня одно стихотворение неизвестного мне автора. Так, к слову только:
МЛАДШАЯ СЕСТРА
.
Вона как бывает... Сестра - на брата....
Это - стихотворение Евгения Меркулова, написано в 2010 году.
Ссылка на авторский сайт Евгения
poems-tales.narod.ru/coss/sister.html
Там же - другие произведения автора.
- vassilieva_7
- Витязь
- sergei195916
- Не в сети
- Сообщений: 20
- Репутация: 2
- Спасибо получено: 45
- аиртавич
- Не в сети
- Сообщений: 454
- Репутация: 44
- Спасибо получено: 2515
- evstik
- Не в сети
- Сообщений: 251
- Репутация: 9
- Спасибо получено: 663
Это слово широко распространенное в некоторых азиатских и тюркских языках, по мнению некоторых ученых, оттуда и проникло в русский, сохранив сильные связи со своим исконным значением: в киргизском, татарском и других языках оно означает "гнать", "понукать". В современном русском айда стало междометием и соответствует призыву начать двигаться, тронуться с места. Еще необходимо заметить, что слово это относится к просторечным.
- evstik
- Не в сети
- Сообщений: 251
- Репутация: 9
- Спасибо получено: 663
- svekolnik
- Не в сети
- Сообщений: 1063
- Репутация: 40
- Спасибо получено: 1615
- аиртавич
- Не в сети
- Сообщений: 454
- Репутация: 44
- Спасибо получено: 2515
Моя поправка о "шеренге" касалась исключительно этого предложения из текста. Далее об идее собирания фольклора предков... Среди специалистов в этом вопросе Вас,Людмила Руслановна, как раз и представляю. Можно не спрашивать человека о дипломе, но когда видишь трепетное отношение к предмету настойчивого интереса, взыскательность в нюансах, грамотную разборчивость - это то, что требуется. А мы бы вам, то есть таким как Вы, (слава Богу, они среди форумчан есть!), помогали. Повторюсь: понимая своё место. Тут - без обиды.Это же - наука, со своими методологиями и т.п. Как без квалификации? Приходилось, увы, знакомиться с некоторыми авторами "сурьёзных" материалов по языку казачества, даже в печатном виде, и большего бреда не припомню. Сибирцам надо бы таких "исследований" избежать. Вот этого боюсь.И потому педалирую роль и значение специалистов.Ещё одна важнейшая оговорка! Друзья мои, тонкости доступны лишь тому, у кого они в крови. Вы можете не знать о них, но они - в вас, наступит момент и они проявятся так, что только руками разведёте от удивления: откуда? Вот такие люди, такие энтузиасты нужны,чтобы кровь от крови, плоть от плоти сибирского казачества. Тогда и выйдет тонкая работа. Честь имею, аиртавич.
- Нечай
- Не в сети
- Сообщений: 5941
- Репутация: 146
- Спасибо получено: 14968
Какой из меня специалист! Я - Манька "упаковщица". Со "званием" приходит ответственность, а это же страшнее не придумаешь! Нет уж, вы, ребятушки пишите, выкладывайте, а я "упакую".
Сама еще под стол пешком ходила, когда деда не стало. Да и не было в нем этой "народности", как раньше писали в формулярах, говорил мой дед "правильно", а вот бабуля "просто". Но ее казачкой считать не следует, до сих пор не разберу, как ее Огарковский род появился по соседству с Сенжарскими казаками.
Сама городская - не пришлось впитать особенностей казачьей речи, а то, что было - то запамятовала, не судите строго. Так, что нет у меня знаний по предмету, а без знаний - это как те авторы "сурьезных" материалов, растуды их в коромысло.
Порой заметно, когда работают "на публику", "на признание", на очередную карьерную ступеньку - никакими методами не брезгуют. А мы для себя, для души и от души.
Так понимаю, что уж если взялся составлять историю семьи, то все нужно учесть, не только службу и уставы, но и быт, и речь, и сказочки о том, как Петька - казак через забор к зазнобе лазал, да сорвался. Из всех этих малюсеньких деталей и складывается колорит семейной истории. Потомки уснут над чтением статистических данных кто когда родился, да какого числа женился, поперченных реквизитами. А вот сколько гостей на той свадьбе хлебнули лишнего, да что при том учудили - помнить будут.
Так, что Ваши статьи и рассказики - это как манна небесная, просвет в конце туннеля. Да и остальные ребятки молодцы - столько навоспоминали, только успевай записывать. Хотелось бы больше, да с упоминанием станиц и поселков, поскольку у всех у них свои особенности, как - то прозвища и "обзывалки". Так на голом энтузиазме, всем миром, что-нибудь да "сфарганим"
- Витязь
www.ka-z-ak.ru/index.php?option=com_kunena&func=view&catid=20&id=24432&limit=20&limitstart=40&Itemid=14
- bgleo
- Не в сети
- Сообщений: 2124
- Репутация: 106
- Спасибо получено: 5439
Нечай пишет: Валерий Николаевич! Миленький! Да что же это деиться - то!
Какой из меня специалист! .... А мы для себя, для души и от души.)
Вот поэтому Вы и Специалист, что "для себя, для души и от души". И тут Валерий Николаевич прав на все сто!
Он и сам такой и потому его (как и Ваши) сообщения всегда читаются с удовольствием.
Так понимаю, что уж если взялся составлять историю семьи, то все нужно учесть, не только службу и уставы, но и быт, и речь, и сказочки о том, как Петька - казак через забор к зазнобе лазал, да сорвался. Из всех этих малюсеньких деталей и складывается колорит семейной истории. Потомки уснут над чтением статистических данных кто когда родился, да какого числа женился, поперченных реквизитами. А вот сколько гостей на той свадьбе хлебнули лишнего, да что при том учудили - помнить будут.
Так, что Ваши статьи и рассказики - это как манна небесная, просвет в конце туннеля. Да и остальные ребятки молодцы - столько навоспоминали, только успевай записывать. Хотелось бы больше, да с упоминанием станиц и поселков, поскольку у всех у них свои особенности, как - то прозвища и "обзывалки". Так на голом энтузиазме, всем миром, что-нибудь да "сфарганим"
Вот поэтому Ваши с ним сообщения и интересны всем. Тем, что такие сообщения напрягают мозг и заставляют всех вспомнить какие-то маленькие, но весьма приятные и полезные ньюансы из нашего детства и нашей жизни.
С уважением, Борис Леонтьев
- Нечай
- Не в сети
- Сообщений: 5941
- Репутация: 146
- Спасибо получено: 14968
Человек – ОЗЯБ или ПРОДРОГ
Суп, чай – ПРОСТЫЛ
Чувствовать холод – ЗЯБНУТЬ
Больной, несчастный - БОЛЕЗНЫЙ
Водочки СТОПАРИК для СУГРЕВУ
Помочь - ПОДСОБИТЬ
Догадаться – СМЕКНУТЬ
Убежать - СИГАНУТЬ
- evstik
- Не в сети
- Сообщений: 251
- Репутация: 9
- Спасибо получено: 663
- Полуденная
- Не в сети
- Сообщений: 697
- Репутация: 31
- Спасибо получено: 1765