×

Внимание

Форум находится в режиме только для чтения.

вопросы обо всём

Больше
27 июль 2023 21:31 #47911 от Нечай
Станичные атаманы избирались на общем собрании станичного общества из наиболее уважаемых казаков станицы. Но избранные кандидатуры утверждались уже свыше. И в должность они вступали, назначаясь приказом по войску. (Войскового Правления)

Обычно атаманы избирались сроком на 3 года (судя по приказам), но встречались и сроком на 1 год. Если атаман не соответствовал своим обязанностям, был замечен в пьянстве или других злоупотреблениях, его могли досрочно сместить с должности тем же приказом по войску, назначив другого кандидата. Возможно, что срок в 1 год - это и есть случай замещения до окончания первичного трехгодичного срока.

Такая же ситуация была с почетными судьями станицы.

Иная ситуация с Атаманом войска, являющимся Наказным, т.е. назначенным (Наказом) Военным ведомством, как правило из армейских обер - офицеров высшего ранга. Только 2 первых Атамана были "из туземцев" , т.е. изначально, сибирского казачьего происхождения, хотя сами казаками не являлись: Телятников и Набоков. После Набокова Атаманом был назначен армейский офицер Броневской, прибывший из Европейской части страны. И с тех пор традиция не менялась.
Спасибо сказали: Patriot, Пётр, GVB, аиртавич, Margom127, Redut
Больше
06 авг 2023 06:35 - 06 авг 2023 23:41 #47926 от GVB
Уважаемые форумчане! Не нахожу ответа на еще один вопрос. Нестроевой старшего разряда. У него были какие-то погоны? В интернете не могу этого найти. Почему-то на фото: нестроевой старшего разряда (знаю это по М,К,) сидит в гражданской одежде.
Последнее редактирование: 06 авг 2023 23:41 от GVB.
Больше
08 сен 2023 13:01 #47991 от Нечай
Надеюсь, что кто – нибудь сможет помочь в определении этих пуль.


Дочка нашла в местном парке, теперь переживает, безопасные ли они, можно ли оставить их дома при наличие шестилетнего ребенка. Я полагаю, что безопасные, т.к. они открытые и ржавыми лежали в грунте долгое время. Собственно, были намертво спаяны ржавчиной


Внизу пуль дочка написала обозначения, что смогла прочесть. Точка, указанная стрелкой варьирутся по буквам "Dm" - "F" - "G"


Знает ли кто – нибудь какого они производства? В парке детская школа, которая была военным госпиталем во времена ПМВ. В том районе и были найдены пули.
На интернете удалось найти похожие, как Немецкие «S» пули, производства 1909 года. Мы склоняемся к данному происхождению, но вполне можем ошибаться. Мы не просто НЕ специалисты, но полные неучи в этом вопросе.


Надеюсь, что кто – нибудь, разбирающийся в этом деле, сможет пояснить подробнее. Для какого оружия они изготовлены?
Получается, что и против наших войск в ПМВ их также употребляли?
Спасибо, заранее, если кто - нибудь может помочь.

Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Больше
08 сен 2023 13:53 - 08 сен 2023 13:58 #47992 от Кусков Евгений
9 - Номер партии
14 - год выпуска 1914
S - маркировка производителя
а вот нижнее - должно быть обозначение металла изготовления гильзы.
Патроны похожи на Маузер 7.9 калибра с остроконечной пулей для магазинной винтовки Маузера 1898 года.
Последнее редактирование: 08 сен 2023 13:58 от Кусков Евгений.
Спасибо сказали: bgleo, Нечай
Больше
08 сен 2023 17:19 #47993 от Нечай
Большое спасибо, Евгений!
Все, что нужно написали.
Побегу передам.
Больше
08 сен 2023 18:16 - 08 сен 2023 18:29 #47994 от bgleo
В качестве дополнения к сказанному Евгения:
На верхнем фото изображена винтовочная обойма с патронами.



И ещё: southklad.ru/forum/viewtopic.php?f=120&t=3377

С уважением, Борис Леонтьев
Последнее редактирование: 08 сен 2023 18:29 от bgleo.
Спасибо сказали: Нечай
Больше
08 сен 2023 19:13 #47995 от bgleo
Похоже это реально обойма от винтовки Маузера. Если это так, то тогда "Dm" - "F" - "G" - это коды производителя, точнее можно посмотреть вот здесь:
ctraz.ru/ognestrelnoe/gilza-ot-mauzera.html
Ну а это для сравнения обойм от Маузера с найденной:

С уважением, Борис Леонтьев

Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Спасибо сказали: Нечай
Больше
08 сен 2023 20:47 - 08 сен 2023 21:27 #47997 от Нечай
Спасибо большое, Борис Гавриилович!

Меня смущает то, что здесь обойма на 5 патронов, а найденная на 4. Прочитала в Википедии про Маузер образца 1898 года. Там тоже сказано, что обойма пятипатронная.
Задумалась.

Вообще непонятно, как немецкая обойма попала туда... Далеко - далеко от фронта. Да и у них свое оружие было. Поспрашивала народ, может какой пленный немец был в госпитале. Отобрали винтовку, патроны разобрали и выбросили в мусор? Сказали: "Невозможно! Не в ПМВ!"

Единственный Маузер на вооружении Британской Империи числится, как Mauser–Vergueiro, дизайнированный в 1904 году португальским пехотным офицером Хосе Альберто Веркуэйро, но выпускаемый в Германии компанией Deutsche Waffen- und Munitionsfabriken (DWM). Используется по сегодняшний день, но ограниченно.
И опять не сходится, т.к. этот вид винтовки состоял на вооружении в подразделениях ЮАР только, использовался в колониях, португальцы сами пользовались английским оружием в ПМВ, но немцы им пользовались если брали, как трофеи. Калибр 6.5 мм. В английской армии не применялся.
Британцы использовали Винчестер, Ремингтон, Мартини, Энфилд, Арисака.
Странно все это... совсем растерялась.
Если только солдатик привез как трофеи с фронта. Не знаю, что и подумать.

На картинке ниже (нашла на инете, как Маузер 1898) обойма показана, как 5-и патронная. Темный лес для меня.
???


Все выяснилось! Обойма на 5 патронов, но было найдено только 3 и 1/2. Тот, что половина патрона обозначен, судя (спасибо, друзья) вашим инструкциям, как 1916 г.
Спасибо вам обоим большое от дочки и не ругайте посланника.

Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Последнее редактирование: 08 сен 2023 21:27 от Нечай.
Больше
09 сен 2023 23:20 #47998 от bgleo
Людмила Руслановна!
На столько я понял были найдены только патроны, а о винтовке речи не было. А сами патроны могли использоваться не только для винтовки, но и для других видов оружия (пистолет, пулемёт, автомат). Причём совсем не понятен калибр патронов. Это может быть и 7,92 и 7,62 вряд ли можно по фото определить разницу 0,3мм. Кстати, подобные патроны применялись и в знаменитом пистолете Маузер и даже в российской трёхлинейке Мосена, причем тоже с обоймой в 5 патронов, если мне мой склероз не изменяет.
Так что сами патроны могли быть произведены в любой стране в том числе и в Германии, а использоваться в оружии других стран, например в Англии. Или в оружии закупленном Англией в других странах, так как калибр и тип патрона довольно распространён в Европе времён ПМВ.
Кроме того данный тип патронов довольно долго (чуть не до конца 20-ого века) использовался и в охотничьем и спортивном оружии. Так что может случиться так, что рядом с местом обнаружения просто жил когда-то охотник или был спортивный тир. :о)

С уважением, Борис Леонтьев
Спасибо сказали: Нечай
Больше
10 сен 2023 11:39 - 10 сен 2023 11:43 #47999 от Нечай
Спасибо за идеи, Борис Гавриилович,

Спортивного тира в парке не было. Парк принадлежал крупному бумажно - хлопковому производителю, имеющему мануфактуры в городе. А в парке стоял его огромный особняк, рядом с которым в конце парка располагалась отбеливающая фабрика для готового текстиля с озерами - прудами для нужд фабрики. Вокруг парка ряды и ряды домов, построенные хозяином для рабочих мануфактур и для мелких управителей фабрики отбеливания хлопка.
Фабрика закрылась в 1980-х гг. Особняк снесли, территорию заполучила мэрия и открыла там общественный парк с прудами, аллеями и игрой в шары. На другой стороне от домов, через парк детская школа начальных классов от 4 до 11 лет.
По пути от дома через парк до школы, дочка уже нашла значок теробороны. В озерах местные жители выудили бомбу. Вероятнее всего, последние 2 вещи времен Второй мировой войны, т.к. город индустриальный, мог подвергаться бомбежке.

Но патроны времен ПМВ.
В тот период Англия не сотрудничала с Германией, в том числе, закупок каких - либо видов вооружения. Это во второй мировой многие влиятельные лица были склонны поддерживать политику нацизма.

Тема охоты меня тоже посещала. Владелец мануфактур, хотя не принадлежал к классу аристократии, но относился к высшему буржуазному сословию и вполне мог забавляться охотой со своими родными / друзьями. На озерах, к тому же, водятся утки в большом количестве. Смущает то, что патроны не стрелянные. Да и крупноватые они для уток. Их вроде дробью отстреливали? При охоте на лис животного просто задирали собаки, оружие не использовалось, тут главное погоня, а там собаки разберутся. Если только, охота на оленей? Но они принадлежали паркам аристократов. Приглашали куда - нибудь в Шотландию? Все может быть. Но тогда и патроны остались бы в Шотландии или в парке хозяина. В этом парке оленей не было. А других животных здесь уничтожили давным давно. Не осталось ни волков, ни кабанов, ни медведей еще сотни лет назад. Особенно, в городах. Тут только лисы бегают.

Школа же использовалась в ПМВ как военный госпиталь. Однако ненависть к немцам была настолько велика, что ожидать раненого немца на больничной койке вряд ли стоит. Да и во второй мировой немцев здесь содержали в отдельных лагерях. В них же было и мед.обслуживание.

То, что патроны могли использоваться для другого типа оружия, это конечно, возможно. Но откуда оно в центре страны, незатронутой военными действиями? В усадьбе мануфактурщика!

Вот потому и ломаем голову. Ну и думается: госпиталь - раненый солдат, изъятие у него боеприпасов, в том числе, тройфейных... Может быть один из рабочих привез с фронта, дети стащили поиграть и потеряли? В то время не было детской "техники безопасности".
Хотя, конечно, все это додумки. А как было на самом деле, кто знает?
Дочь закидала меня вопросами, я предложила спросить форумчан, была уверена, что знающие люди найдутся. И они нашлись! :)
Теперь она пишет историю своих находок и низко кланяется вам, ребята.
Последнее редактирование: 10 сен 2023 11:43 от Нечай.
Спасибо сказали: bgleo, Margom127
Больше
10 сен 2023 16:43 #48000 от bgleo
Людмила Руслановна!
В догонку о британских винтовках времён ПМВ:

dzen.ru/a/YSsL6XwomzI4F_Le

С уважением, Борис Леонтьев
Спасибо сказали: Нечай
Больше
24 окт 2023 13:57 #48205 от Нечай
Вопрос возник в связи с приказом (все содержание тут не важно, основное:

1832 год:
Согласно прошений нижних чинов и согласно их желаний переводятся:
4 полка Крепости Николаевской урядник .... в 1-й полк в редут Селоозерской.

Есть какие - либо идеи, что это за редут? Мне кажется, что тут явная ошибка.

По расписанию на 1831 год, 1-й полк составляли:
1 сотня - кр. Пресногорьковская - штаб полка
2 сотня - ред. Песчаный
3 сотня - ред. Крутоярский
4 сотня - ред. Пресногорьковский
5 сотня - ред. Кабаний (крепость)

Думалось, может быть р. Островский так обозвали? Так на то время он был во 2-м полку. Там же и Сенжарский, который как только не обзывали. Не подходят... хм.

Или тут редут Солоозерный, но огда ошибка в № полка. Полк тот же - 4-й.

Есть какие - нибудь идеи? Но ошибка здесь явно в одном или другом.
Больше
06 нояб 2023 12:49 #48259 от Redut

Нечай пишет: редут Солоозерный, № полка - 4-й. .


В 1830-40-е гг. несколько семей казаков-поморцев проживало в ряде поселений 4 полка (крепости Лебяжья, Николаевская, редуты Чистый, Лосев, Селоозерный). ИАОО 6–1–288 Л.10-11.
В настоящее время д. Озёрка.
Спасибо сказали: Нечай
Больше
06 нояб 2023 13:25 #48261 от Нечай
Спасибо, Николай Александрович.
Подозреваю, что тут ошибка в номере полка.
Полк №4 обозвали полком №1.
Спасибо сказали: Redut
Больше
12 нояб 2023 02:28 - 12 нояб 2023 02:40 #48318 от GVB
Уважаемые форумчане! На фото казак 1-го СКП. Пытаемся его идентифицировать.

В свое время Денис прокомментировал это фото: фото после 1901 года, после этого года покрой борта мундира был изменён, запах стал на правую сторону( как мне видится у младшего урядника); 2. 26 августа 1876 г. 4-й сотне Высочайше пожалованы серебряные трубы "За дъло при селенiи Хакы-Хават въ 1875 году", а 1-й и 2,-й сотням знаки отличия на головные уборы "За штурмъ г. Андижана 1-го Октября 1875 года/ Если это 1й СКП, значит первая или вторая сотня.

Получается, что это строевой казак? К нестроевым его никак нельзя отнести? Я же предполагала, что данное лицо может быть урядником нестроевым старшего разряда Дмитрием Михайловичем Телятниковым 1869 г.р.

Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Последнее редактирование: 12 нояб 2023 02:40 от GVB.
Спасибо сказали: Нечай, Margom127, Redut
Больше
10 дек 2023 01:52 - 10 дек 2023 01:55 #48382 от GVB
Уважаемые форумчане! Возник такой вопрос. Привлекались ли какие-либо соединения Сибирского казачьего войска к подавлению беспорядков во время революции 1905 года? И куда они направлялись? В М.К. Кокчетавской Георгиевской церкви за 1905 год не могу найти рождение брата моей бабушки Михаила Рекина, хотя знаю точно, что родился он в мае 1905 года. Обратила внимание, что М.К. Георгиевской церкви за 1905 год "худенькая". Записей в ней почти в 2 раза меньше, чем, например, за 1907 год и в последующие года.
Последнее редактирование: 10 дек 2023 01:55 от GVB.
Спасибо сказали: Нечай
Больше
10 дек 2023 10:13 - 10 дек 2023 10:16 #48387 от Нечай
Дорогая Галина Владимировна, вряд ли такое было возможно.
6 полков СКВ в 1904 - 1905 году принимали участие в Русско - Японской войне, а 3 полка (первоочередных) оставлись охранять длинющие границы государства.
На местах в городах (в том числе, столицы) были городовые казаки, выполняющие полицейские функции. Подавление каких - либо выступлений являлось частью их работы.
Перемещение казачьих частей на такие расстояния было бы нецелесообразным. Войск хватало на местах.

Думаю, возникновение Лейб - гвардии казачьего полка, отчасти, было вызвано событиями 1905 года, как часть усиленной охраны царских дворцов.

"Обратила внимание, что М.К. Георгиевской церкви за 1905 год "худенькая". Записей в ней почти в 2 раза меньше, чем, например, за 1907 год и в последующие года".

На днях читала МК Лебяжинского поселка. Не поняла пропуски. Пригляделась, половина страниц просто выдраны. Видны "корешки" в складке. :(
Последнее редактирование: 10 дек 2023 10:16 от Нечай.
Спасибо сказали: GVB, Margom127
Больше
10 дек 2023 10:45 #48389 от GVB
Людмила Руслановна, спасибо за ответ! Нет, так нет! Это я уже за всякие соломинки хватаюсь, чтобы объяснить отсутствие записи. Но пропущенных или вырванных листов в метрической книге за 1905 год нет. Я внимательно нумерацию смотрела.
Спасибо сказали: Нечай
Больше
10 дек 2023 13:13 #48391 от Нечай

GVB пишет: Людмила Руслановна, спасибо за ответ! Нет, так нет! Это я уже за всякие соломинки хватаюсь, чтобы объяснить отсутствие записи. Но пропущенных или вырванных листов в метрической книге за 1905 год нет. Я внимательно нумерацию смотрела.


Нередко казаков посылали на службу в Омск. Инструкторами в учебную сотню или же, как служебный персонал в Кадетский корпус. Это часто отражено в приказах по войску. Может быть, семья находилась вне станицы, потому и запись отсутствует.
Спасибо сказали: GVB
Больше
15 дек 2023 08:10 #48394 от Guzel
В связи с открытием электронного доступа к Омскому архиву дорвалась наконец до метрик и исповедок)) Вот какой вопрос возник у меня, может, поможет кто с ответом.
Один из предков своих детей не имел, но вот нашла такую запись:

20 сентября 1810 в редуте Пресногорьковском у урядника Стефана Грязнова выменянный калмычек по другому году при крещении наречен Иоанн. Восприемники: урядник Стефан Грязнов и урядника жена Федора Ряпосова.

Что значит - выменянный? У кого и на что можно выменять ребенка?

Далее, нахожу такую запись:

10 января 1827 венчан редута Пресногорьковского новокрещеный Иван Грязнов первым браком, от роду ему 19 лет, деревни Половинной крестьянина Андрея Малахова с дочерью его девицей Параскевой, от роду ей 20 лет. При сем браке был тысяцкий редута Пресногорьковского казак Евдоким Грязнов.

Это же ведь тот самый калмычек должен быть, правильно я понимаю?

Но дело в том, что у того Стефана Грязнова был младший брат, тоже Иван Грязнов. А Иван Грязнов - это по нашей прямой ветке предок. А в метриках при рождении детей пишут только имя и фамилию отца. И как мне понять, который Иван Грязнов - мой? Единственная зацепка, как мне кажется, могла бы быть, если б точно знать, мог ли этот новокрещеный калмычек записываться как казак? Вот в записи о его венчании он казаком не обозначен, может, и в дальнейшем при рождении у него детей так же должно быть? Или всё же он тоже казак, коли вырос в семье казака? Прям беда с этими одинаковыми именами...

Или вот ещё ситуация: у некоего Ильи Коробейникова, который впоследствии должен стать отцом одной из "наших" жён, в марте 1825 года рождается дочка Евдокия, и у него же в июле того же самого 1825 года рождается дочка... Евдокия! Восприемники в обоих случаях одни и те же - его брат и сестра. Как возможно родить через три месяца? Или есть еще один Илья Коробейников, но вроде не обнаружен. И если он другой, то зачем брать в крестники тех же самых людей?))) Или это дьячок накосячил, дважды вписал одно и то же, но в разные даты? В общем, дурдом какой-то))
Спасибо сказали: Нечай, Redut