Святки

Больше
06 авг 2011 07:28 - 06 авг 2011 08:55 #1641 от otetz007
Святки — весёлая пора для молодёжи, которая собиралась на вечерки, откупив избу у одинокой вдовы. По вечеркам и по домам ходили ряженые, или «маскированные», «наряженки». Рядились, «кто, как мог», но при этом обязательно закрывали лицо кисеей масками, мазались сажей, чтобы не узнали. Маски назывались «харями», или более ласково - «харюшками». Маска считалась колдовским предметом, и те, кто надевал такую маску, должны были потом очиститься - окропить себя святой водой или умыться у освященной священником проруби. Выворачивали шубы и шапки •-получался «медведь» или «баран». Надевали волчью, лисью, собачьи шкуры — вот и «волк», «лиса» «собака». Чтобы получился «журавль», просовывали клюку в рукав шубы, а на неё надевали красную шапочку. Несколько человек (от двух до четырёх) накрывались холстяным пологом, на палку или ухват надевали сделанную из соломы лошадиную голову, надевали хомут -получался «конь», которого водил по дворам «хозяин» приказывающий «коню» плясать и веселить народ. Рядились и нечистой силой.

Если ряженье животными и нечистью уходит корнями в первобытную древность, то ряженье турчанками, казашками, цыганками появилось лишь в XVII-XIX веках вследствие общения казаков с другими народами. Для одевания, например, казашками девушки заимствовали костюмы соседей-казахов. Они также вплетали в косы монетки, надевали браслеты. Ряженные с гармониками, балалайками, ухватами, метлами и заслонками, в которые стучали деревянными ложками.

Святки представляют собой странную смесь совершенно разнородных стихий: суеверные языческие обычаи и некоторые христианские воспоминания о Рождестве Спасителя мира. К первым относятся гаданье, ряженье и разные игры, отличающиеся сценической изобразительностью, ко вторым - славленье или хождение детей по домам со звездою.

В период Святок происходило и колядование, причем три раза (число три обозначает множество): в ночь перед Рождеством, накануне Васильева дня (в ночь на Новый год) и накануне Крещения.

Молодёжь группами ходила по избам с пением колядок. Подойдя к окнам очередного дома, они сообщали хозяевам о своём приходе: «Пришла коляда накануне Рождества». После этого величали хозяев, начиная от главы семейства и кончая детьми. После величания требовали подарок. И хотя это требование было, конечно, шутливым, хозяева, в свою очередь, были к этому готовы и обязательно одаривали. Получив подарки, молодежь пела заклинания, обещая хозяевам к осени хороший урожай. Любопытно, что в дом колядующие не приглашались, а пели всю коляду под окном. Хозяева же, услышав колядующих, выходили на крыльцо.

Непременным атрибутом колядок было рождественское печенье, которое хозяева выносили колядующим. Это печенье называлось «козульки» и выпекалось в виде различных фигурок животных, а позднее - в виде ангела со звездой или рождественской звездой.

У сибирских казаков в Рождественские праздники одним из наиболее любимых обычаев было именно «славление» (колядование). Славить ходили в основном дети и подростки лет 12-15, чаще всего по двое - трое, беря с собой сумки, сшитые из мешковины. Славящие обязательно должны были спеть «Рождество твое, Христе, Боже наш». К их приходу уже были готовы: хозяин убирал снег перед хатой и в ограде, наводил там полный порядок; хозяйка-казачка в каждом доме должна была по давней традиции испечь «рождественские сырчики» из творога — их пекли загодя и замораживали. Сырниками встречали славящих, угощали их домашним печеньем, иногда дарили мелкие деньги. На Рождество обязательным было хождение по домам также и попа с дьяконом, которые читали молитвы, их благодарили деньгами.

В состав святочных обрядов обязательно входило гадание о будущих событиях в жизни гадающего. Очень часто молодежь использовала для гадания домашних птиц и животных. На середину комнаты выпускали курицу с петухом и замечали, если петух гордо расхаживает и щиплет курицу, то муж будет сердитый; если курица храбрится перед петухом, то значит, что жена возьмет верх над мужем. Или выводили лошадей из конюшни через оглоблю или жердь. Если лошадь зацепит за оглоблю или жердь ногами, то муж будет сердитый, а житьё несчастное; если же перейдёт, не зацепив, то муж будет смирный и житьё счастливое.

Наверно, не было ни одной девушки, которая бы не гадала о своём суженом, о своей судьбе. Впрочем, гаданиями занимались и юноши, а в старину устраивались совместные гадания под пение «подблюдных» песен. Из блюда, стоящего на столе, вынимали по очереди кольца всех участников, а текст исполняемого в это время куплета песни сулил будущее: «Кому вынется - тому сбудется» Кому выпадали дорога и замужество в другую деревню, кому - богатый, кому-то бедный жених или невеста, а кому - то печаль и слёзы.

Наиболее «надежными» были гадания в Сочельник перед Рождеством, под Новый год и под Крещение, хотя нередко гадали все Святки.

К святочным гаданиям также принадлежат сновидения. Они почитались тогда за предсказания. Загадывания перед сном считались менее опасными и были очень распространенными. К ним делали следующие приготовления. Клали под подушку гребёнку с такими словами: «Суженый, ряженый! Причеши мне голову». Он будто приходит во сне и расчесывает ей волосы . Или: «Суженый, ряженый, приди ко мне во сне...», при этом загадывали, что ему сделать: попросить воды, надеть чулок, попросить ключи и т.п. Гадания на сон совершались девушками по указанию старух, опытных в этом деле. Вот очень широко распространённое гадание: делали под кроватью «колодец» из лучинок, замыкали его замком — жених во сне придет за ключами. При этом также рекомендовалось перед сном не молиться, не креститься, поскольку и такое гадание считалось греховным.

Как правило, результат гаданий становился явным только тогда, когда приезжали сваты. Противиться предсказаниям судьбы, по обычаям, было нельзя.

Хотелось бы отметить, что гадала не только молодёжь. Взрослые загадывали о погоде и урожае.

Все дни Святок не обходились и без традиционных молодежных игрищ -вечерок, имевших исключительно увеселительное значение. Казачьи вечерки проходили обычно в доме какой-нибудь из девушек, очередность проведения вечерок подружки заранее оговаривали между собой. Иногда парни откупали для игрищ чью-нибудь большую хату, а также всегда отпрашивали девушек у родителей, при таких условиях родители были спокойны за своих дочерей.

На вечерках в избе (если она не откупалась) могли находиться и с интересом наблюдать за молодежью и родители и дети, забравшиеся, чтобы не мешать, на печку или палати. Вино на вечерочном столе было исключено - только чай, конфеты, пряники, печенье.

Молодежь пела и плясала под балалайки или гармони - в большинстве своем простенькие, однорядки. Наиболее любимым занятием на вечерках были игры. Самым притягательным на этих играх для казачьей молодежи были, конечно, поцелуи — они сопровождали почти каждую игру. Застенчивому на таких посиделках лучше было не появляться. Играли в «почту», «мигалки», «фанты» и другие игры. Аналогичные развлечения продолжались и после Рождества. В такие праздники на вечерки приходили и гости - парни и девушки не только из соседних, но и из всех окрестных селений. Бывало, родители специально ехали к дальней родне, чтобы их сыновья и дочери могли выбрать себе пару. Ведь основной целью вечерок и других увеселений молодежи были общение и знакомство для будущего вступления в брак. Местные парни встречали приезжих довольно дружественно, поскольку существовали неписаные правила гостеприимства. Однако гостей обычно сразу же предупреждали, какая девушка «занята». Все же нередкими бывали стычки и драки между парнями, как говорится, «из-за девок».

Посещать вечерки парни и девушки начинали лет с 15-17 и через один два сезона создавали семью и больше вечерки не посещали. Парни отпрашивали девушек у родителей, при таких условиях родители были спокойны за своих дочерей.

Отношение к девушке у молодого казака всегда было почтительным. К примеру, подойти к ней нетрезвым прилюдно для парня было недопустимо. Нельзя было парню появиться перед девушкой в пьяном виде и на молодежной вечерке.

Завершался святочный цикл Крещением (6 января по старому стилю), когда происходило освящение воды в «Иордани». Здесь в любую стужу купались рядившиеся на Святках для смывания грехов. Тут же обращали в православие «киргизов» и других иноверцев, записавшихся в казачье войско. Освященной водой окропляли скот, её набирали в различные сосуды и использовали для лечения. Предохраняясь от злых сил, на дверях, окнах, воротах, в хлеве рисовали углём, мелом или свечой кресты.


www.disserstation.ru/DISS2005/16-7.htm

С уважением,
Андрей Иванов
Последнее редактирование: 06 авг 2011 08:55 от otetz007.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • горьколинеец
  • горьколинеец аватар
23 авг 2011 11:28 #1991 от горьколинеец
Святочная традиция - всеобщее катание на санях. Дети спускались с горок на ледянках — хозяйственных корзинах, облитых водой на морозе. Пользовались популярностью каталки — зимняя карусель. В лед вмораживался кол, на него надевали колесо от телеги, а к нему крепили чеку (жердь) и салазки (санки). У молодежи интересно проходили катания на тройках, играли в «кучу-малу». Молодые казаки соревновались в скачках на перегонки, стреляли на ходу в пучки соломы.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.