Масленица

Больше
06 авг 2011 07:58 - 06 авг 2011 08:59 #1642 от otetz007
Масленица состоит из трёх частей: встречи (в понедельник), разгула, или перелома (в так называемый широкий четверг) и прощанья.

Главную роль в Масленице играют блины, которые пекутся всю неделю; на блины зовут гостей и блинами везде угощают. Блины - как обычная принадлежность поминовения усопших, как праздничное яствие -встречается в книгах Святого Писания под именем млинов. Их раздавал царь Давид народу по случаю празднества при перенесении Кивота Господня: «Даяше по млину сковрадному». Вероятно, форма этого млина символизировала солнце. Со временем слово «млин» (тонкая лепешка из молотой гречневой муки, пекущаяся на сковороде, подмазанной маслом) превратилось в блин, который доныне сохранил своё употребление в поминаниях, а также на Масленицу и имеет круглую форму.

Основным развлечением у казаков всех возрастов в этот праздник являлось катание на лошадях, сбруя которых была украшена медными заклепками, яркими бумажными цветами, лентами, «шаркунцами» (колокольцами). У сибирского казачества существовал интересный обычай конных скачек, на Масленицу, который назывался «байга» (в переводе с тюркского - лошадиные скачки и игры). «Байга» - шуточные соревнования в беге наперегонки. Этот обычай распространился благодаря этнокультурному влиянию местных кочевников и военизированному быту казаков. На дороге по столбам отмеряли расстояние в полкилометра - «до восьмого столба»; от первого и до восьмого столба - это расстояние него нужно было преодолеть на коне, а затем по скамейке, на которую выставляли крепкий напиток, клали деньги, а иногда для шутки добавляли и «скотскую» голову. Бега проводили в несколько этапов: в среду соревновались подростки, в четверг - юноши, в пятницу - взрослые казаки. Таким образом, молодое поколение готовилось к военной службе.

Опасная и суровая казачья жизнь предъявляла особые условия и к женщинам казачкам, которые под стать своим мужьям владели верховой ездой, принимая участие в конских скачках. Этот обычай сохранился вплоть до начала XX века. Была так называемая и женская «байга». Выбирали желающих женщин посоревноваться, подводили их к старту - «восьмому столбу», там они разувались и, оставшись в одних чулках, устремлялись по снегу наперегонки к заветной скамейке. А там уже кому что достанется. Такую «байгу» казаки проводили и на других праздниках, а также на свадьбах.

Ни одна Масленица не обходилась без больших казачьих кулачных боёв. Так, в станице Черлакской Омской области казачьи бои начинали подростки, затем подключались ребята покрепче - лет 20 -22, причем разные возрастные группы бились раздельно. Если бой долго не утихал, то в него вступали старшие казаки. Доходило и до «седой бороды». Ножи и другое оружие не применяли, но зато в ход шли колья, выломанные из плетней. В пылу драки били ими по чём попадя, не разбирая, хоть по голове, главное - свалить с ног. Избивали друг друга безжалостно, случалось, даже и убивали. Так же проходили так называемые большие стеночные кулачные бои. В этих боях принимали участие и конные казаки - как верховые, так и в упряжках (кошевах). Горды, своенравны и задиристы были казаки. Но стоило появиться атаману, любая стычка прекращалась. Атаманом запрещались кулачные бои на Масленицу. Это было вызвано, скорее всего, тем, что традиционный кулачный стеночный бой, своими правилами запрещавший нанесение ударов, приводивших к тяжелому членовредительству, стал перерождаться в жестокую, безудержную увечную драку. Очевидно, одной из причин упадка известных моральных традиций казачьего кулачного боя, размывания его этических норм могла стать и непосредственная близость к городу, где кулачный бой был более жесток.

На Масленицу одним из обычаев праздника было катание молодых казаков на конях верхом, продолжавшееся два-три дня. Семейные же казаки разъезжали с женами и детьми по станичным улицам в кошевах или санях. Повсеместным было катание с ледяных гор — «катушек».

Специфичной для Сибири и очень популярной среди сибирских казаков была игра «Взятие снежного городка». Снежная крепость строилась за селом, на росстанях, иногда и в центре села. Как правило, её возводили дети накануне Масленицы. Иногда выстраивали настоящие городки и крепости: вырубали из затвердевшего снега «камни» и складывали «город» высотой примерно в три метра. Его охраняли пешие, а нападали всадники, которые на подходе к «городку» спешивались, а иногда прямо на лошадях должны были разрушить расписанную углем крепость и достать бутылку, стоявшую на воротах, или флаг, закрепленный на самом высоком месте. Защитники махали трещотками, кнутами, чтобы испугать лошадей. Если был свален хотя бы один «камень», «город» считался взятым. Победителей «мылили» (валяли в снегу), а затем обязательно награждали.

В воскресенье («прощеный день», «целовник») делали соломенное чучело, на которое надевали шапку, пиджак, катались с ним, а вечером на краю села бросали в костёр. Но чаще проводы Масленицы ограничивались простым разведением костра, в котором сжигали солому. Иногда солому обвязывали верёвкой, поджигали и верхом на лошадях возили по селу.

В разных местностях Западной Сибири были свои особенные проводы. В Бишкуле лагушки из-под дёгтя надевали на палки, поджигали, и двое верховых возили их по улицам. В Кабаньем на старые сани наваливали солому, зажигали и возили по селу, пока не сгорит. В Соляном горящую солому носили на палках. В «прощеный день» все жители станицы ходили друг к другу в гости и просили прощения за возможные обиды. В некоторых станицах бытовали масленичные песни. Но постепенно магическую сторону Масленицы вытеснили развлекательные эстетические элементы.


www.disserstation.ru/DISS2005/16-7.htm

С уважением,
Андрей Иванов
Последнее редактирование: 06 авг 2011 08:59 от otetz007.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.