Каразин Николай Николаевич

Больше
24 фев 2014 16:40 - 24 фев 2014 17:21 #19422 от Нечай
«КАЗАЧЬИ АКВАРЕЛИ» И ИХ АВТОР







Никола́й Никола́евич Кара́зин (1842—1908) — русский художник-баталисти писатель, участник Среднеазиатских походов.
Внук общественного деятеля, основателя Харьковского университета,Василия Назаровича Каразина и известного русского историка, автора «Деяний Петра Великого» Ивана Ивановича Голикова. Родился в ноябре 1842 г. в слободе Ново-Борисоглебской Богодуховского уезда Харьковской губернии.

До десяти лет воспитывался в подмосковном имении бабушки А. В. Каразиной (прабабушка П. И. Бланкеннагель), располагавшемся рядом с селом Анашкино Звенигородского уезда Московской губернии, затем был определён на учёбу во 2-й Московский кадетский корпус, из которого в 1862 году был выпущен в офицеры в Казанский драгунский полк.
С полком Каразин участвовал в усмирении польского мятежа 1863—64 гг. и за отличие в делах близ Порицка и у Волчьего поста был награждён орденом св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость».
С детства чувствуя большое влечение к живописи, Каразин в 1865 году вышел в отставку с чином штабс-капитана и поступил в Академию художеств, где два года работал под руководством известного баталистаБ. П. Виллевальде. В 1867 году Каразин покинул академию, чтобы принять участие в походе в Бухару. Определенный вновь на службу поручиком в 5-й Туркестанский линейный батальон, Каразин отправился в Туркестан и, командуя ротой, отличился в боях при аулах Ухум и Хаят, при штурме Чапан-атинских высот под Самаркандом, под Ургутом и при Кара-Тюбе.
За эти дела Каразин получил орден св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом, чин штабс-капитана и денежную награду. Но особое мужество он проявил в бою на Зерабулакских высотах(2 июня), где, во главе своего полубатальона, по приказу генералаАбрамова, повёл наступление и стремительными атаками задержал главные силы бухарцев. В жестоком сражении на Зерабулакских высотах 2 июня 1868г. во главе своего полубатальона он бросился в наступление и стремительными атаками сковал главные силы эмира В этом упорном и трудном бою Каразину пришлось участвовать в рукопашной схватке, во время которой ударом приклада у него была сломана сабля. Когда, по окончании боя, генерал Кауфман увидел у Каразина в руке только один эфес от сабли, то сказал ему: «Вы испортили свое оружие; хорошо, я пришлю вам другое». На следующий день Каразин получил золотое оружие с надписью «за храбрость».

В Средней Азии Каразин познакомился с замечательными людьми. Здесь командовал 9-й сибирской казачьей сотней штаб-ротмистр М.Д.Скобелев, воевал В.В.Верещагин, автор знаменитого туркестанского цикла картин. Здесь же Каразин впервые встретился и с сибирскими казаками, прошедшими Туркестанские походы плечом к плечу с пехотой линейных батальонов.

В 1870 году Каразин был переведён в 4-й Туркестанский линейный батальон и в том же году вновь вышел в отставку с чином капитана и мундиром. С этого времени начинается литературная и художественная деятельность Каразина, которой он и посвятил затем всю свою жизнь.
В 80-х гг. XIX в. Каразин, по Высочайшему повелению, был командирован в Туркестан для составления эскизов к картинам, которые ему было поручено написать на темы из похода русских войск в Хиву и Бухару. Результатом этой командировки было создание Каразиным семи больших батальных картин:
«Взятие Ташкента»,«Вступление русских войск в Самарканд 8 июня 1868 г.» (ГРМ), «Взятие Махрама»,
«Хивинский поход 1873 года. Переход Туркестанского отряда через мёртвые пески к колодцам Адам-Крылган» (ГРМ),«Первое появление русских войск на Аму-Дарье. Переправа Туркестанского отряда у Шейх-арыка»,
«Зерабулак» и«Текинская экспедиция 1881 года. Штурм Геок-Тепе» (ГРМ).
Однако, не батальными полотнами завоевал себе громкое имя Каразин. Нервный по натуре, живой, подвижный и вечно деятельный, он не любил писать маслом большие картины, которые требуют долгой и усидчивой работы.

Литературные произведения Каразина составляют 25 томов, многие из них сначала появились в журнале «Дело» 1880-х годов. Лучшими и наиболее известными из повестей считаются: «На далеких окраинах», «Погоня за наживой», «Двуногий волк», «В камышах» и другие. В них много места уделено и военным событиям из эпохи завоевания туркестанского края. Один из крупнейших романов Каразина — «В пороховом дыму» — посвящен войне за освобождение Сербии. Под редакцией Каразина и с его иллюстрациями появились два издания «Ченслера» Жюля Верна(1875 и 1876); он оформлял книги Н. В. Гоголя, Д. В. Григоровича, Ф. М. Достоевского,Н. А. Некрасова, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева и многих других. В 1904—1905 годы П. П. Сойкин издал полное собрание литературных сочинений Н. Н. Каразина.
До конца жизни Каразин не порывал связи с военными кругами, с особой любовью вспоминал свою боевую и походную жизнь и, хотя не носил военного мундира, но никогда не расставался со знаками своих боевых отличий.
Умер 19 декабря 1908 года (1 января 1909) в Гатчине, похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Последнее редактирование: 24 фев 2014 17:21 от Нечай.
Спасибо сказали: bgleo, Андрей Машинский, 1960, elnik

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
24 фев 2014 16:43 #19423 от Нечай
ТУРКЕСТАНСКИЕ ЗАРИСОВКИ КАРАЗИНА







Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Спасибо сказали: bgleo, sibirec, Андрей Машинский, 1960, elnik

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
24 фев 2014 16:53 #19424 от Нечай
СИБИРСКИЙ АЛЬБОМ ЦЕСАРЕВИЧА

"В девяносто первом годе
Разнеслася весть в народе,
Что сын Царский Николай
Посетит степной наш край;
Что посмотрит он станицы,
Казаков лихих светлицы..."


Из народной песни Сибирского войска

120 лет назад в июле 1891г. Цесаревич Николай Александрович, возвращаясь из путешествия по странам Востока, посетил Омск, центр Степного генерал-губернаторства и столицу Сибирского казачьего войска.
К встрече наследника престола, будущего императора Николая II в Омске начали готовиться загодя. Не могли остаться в стороне и казаки: Омск был не только центром Степного генерал-губернаторства, но и столицей Сибирского казачьего войска, а Николай Александрович - Августейшим атаманом всех казачьих войск. “Не было поселка, где бы казаки не сходились на сходки для совещания, как встретить дорогого, желанного гостя; чем ознаменовать Его посещение? Эти вопросы изо дня в день обсуждались в станицах”, - вспоминал потом атаман 1-го военного отдела СКВ полковник Н. Симонов.
Ремонтировались и украшались дома и дороги, на Атаманской улице строилась триумфальная арка “От Сибирских казаков”, готовились приветственные речи, составлялись почетные караулы. В Томск, откуда пароходом прибывал наследник, заблаговременно откомандировали конвой из девяти урядников и войсковой оркестр.

Войсковой наказной атаман М.А.Таубе озаботился подготовкой достойного торжества. Была устроена выставка всех подарков от Сибирского и Семиреченского казачьих войск. В числе подношений задумали набор картин, отображающих важнейшие события трёхвековой службы сибирского казачества, начиная с победы Ермака над ханом Кучумом в 1582г.
Сибирский альбом, как отмечал князь Э.Э.Ухтомский , сопровождавший августейшего путешественника, являл собою «двадцать семь разложенных по особым горкам акварельных рисунков из истории службы Сибирского казачьего войска».
Почётное дело поручили военному корреспонденту Н.Н.Каразину, испытаннному в казачьих стычках, признанному рисовальщику, мастеру батальных сцен и бытового казачьего жанра.
Было изготовлено 27 полных подарочных комплектов из 126 акварелей Каразина, а также 16 листов с пояснительными текстами. Копии с картин и выполнение альбомов взял на себя известный петербургский фотограф — издатель Н.А.Лоренкович.
Вклад Каразина в художественное оформление подарков Цесаревичу Николаю от сибирского казачества не исчерпывался батальными акварелями: они были частично воспроизведены в медальонах, украсивших подарочное серебряное блюдо с надписью «Августейшему Атаману усердное подношение Сибирских казаков. 1891 г.». Даже на меню торжественного завтрака «на 350 кувертов», данного в Войсковом правлении, красовались выполненные им виньетки на тему военно-казачьего быта (изданный князем Э.Ухтомским трёхтомник «Путешествие на Восток Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича, 1890–1891» тоже был проиллюстрирован Каразиным). Наследник внимательно рассмотрел каждую из акварелей и выслушал краткие разъяснения, даваемые историком казачества Г.Е.Катанаевым.


Последний Кучумовский разгром 1598г


17 столетие. Казаки у проведывания новых землиц


Казаки при постройке линейных крепостей - оборонительных сооружений по Иртышу возводимых в первой половине 17 века.


Первая половина 18 века. Церемония встречи китайского амбаня смотрителем войсковой Бухтамирской рыбалки.

Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Спасибо сказали: Андрей Машинский, 1960, elnik

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
24 фев 2014 17:02 #19425 от Нечай

Пугачевщина в Сибири. Поражение скопищ самозванцев под Троицком 21 Мая 1774г


Бой с Пугачевцами


пра-прабабушки сибирских казаков. прибытие партии "женок"


Военно-поселенческая служба.Встреча начальства

Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Спасибо сказали: Андрей Машинский, 1960, elnik

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
24 фев 2014 17:10 - 24 фев 2014 17:11 #19426 от Нечай
«На этих полотнах - вехи из жизни героев, бросивших к ногам своего Императора и Народа целую цивилизацию, раздавивших не во имя абстрактной "высшей цели", а только потому, что сотни лет (так жили) их предки, и нарушать историческую связь было бы для них столь же противоестественно, как было бы противоестественно сыну пахаря работать на заводе непонятно на кого <...> Не менее героична и биография самого живописца, прошедшего все трудности той подлинно крестоносной колонизаторской кампании, целью которой было установление вечного мира на южной границе для русского населения» .




Объясачение средней киргиз-касайской орды. Царский указ


Разведки сотника Волошенина в Семиречье и илийской долине в 1771г. представление илийскому цзяй-цзюну.


Тревога в крепостном редуте

Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Последнее редактирование: 24 фев 2014 17:11 от Нечай.
Спасибо сказали: Андрей Машинский, 1960, elnik

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
24 фев 2014 17:19 #19427 от Нечай
СУДЬБА СИБИРСКОГО АЛЬБОМА

Предметы, привезенные Цесаревичем Николаем Александровичем из путешествия, в течение двух лет хранились в Аничковом и Зимнем дворцах, а зимой 1893/94г. экспонировались на благотворительной выставке в залах Эрмитажа. По свидетельству кн.Э.Э.Ухтомского, в сибирском отделе выставки, были представлены и «сцены из векового служения казачьих войск Престолу и России».

До последнего времени казачьи работы Н. Каразина на своей “исторической родине”, в Омске, считались утраченными (хотя еще 10 лет назад некоторые из них уже демонстрировались, без обозначения своей принадлежности, на выставке в Российской библиотеке - ред.). Лишь недавно, просматривая на сайте международного проекта “Встреча на границах” коллекции, посвященные освоению Сибири, автор натолкнулся на “Альбом акварелей по истории службы Сибирского казачьего войска”, представленный Российской государственной библиотекой. Его листы и оказались теми самыми каразинскими “сценами из векового служения” сибирских казаков Престолу и России!
Поиски привели в Музей книги РГБ, где и обнаружились в ящике темно-коричневого дерева считавшиеся утраченными оригиналы акварелей. Их происхождение не вызывает сомнений: к верхней крышке ящика прикреплена металлическая табличка с прорезным орнаментом и гравировкой: “Августейшему Атаману. Картины из истории службы Сибирского казачьего войска. 1891 г.”. К сожалению, из первоначальных 27 полных комплектов 6 акварелей, а также 16 листов с пояснительными текстами (которые были отпечатаны в типографии штаба Омского военного округа) отсутствуют.
Как же попали работы Каразина в РГБ?
12 августа 1918 года Центральный комитет государственных библиотек Наркомпроса РСФСР постановил передать бывшие библиотеки российских императоров Государственному книжному фонду в Петрограде для последующего распределения. Однако под солидной вывеской “Государственный книжный фонд” скрывались несколько квартир и три огромных сарая в доме на Фонтанке,20. Книги, рукописи, гравюры и другой “книжный материал” из национализированных собраний свозился сюда “навалом”, учет велся самый примитивный: “принято столько-то томов книг, пачек рукописей, связок журналов”. Об условиях хранения можно судить по газетной заметке 1930 года: “Сотни тысяч томов свалены в пресловутом фонде. Сколько их - не ведает даже сама администрация этого “книжного кладбища”. Не случайно мы назвали кладбищем эту величайшую в СССР книжную свалку. Покрытые пылью, под постоянной угрозой порчи насекомыми-вредителями пирамиды книг остаются по нескольку месяцев без движения”. Если так обстояли дела в относительно благополучном 1930 году, то что же творилось на начальном этапе деятельности фонда!
“Отбор материала” отсюда производился, как правило, без детализированного учета, уникальные книжные собрания зачастую распылялись. Не были сохранены в целости и фонды личных библиотек Николая II, значительная часть которых попала в Государственную библиотеку имени Ленина (ныне РГБ) - в том числе, надо полагать, и акварели Каразина. Они не были включены в общедоступные каталоги отделов изоизданий и редких книг, не упоминались ни в довольно подробном обзоре изобразительных материалов ГБЛ 1961 года, ни в путеводителях по Музею книги РГБ – и потому на долгие годы исчезли для нас…
Кажется, в рамках некого проекта «Встреча на границах», ряд акварелей альбома попал в Библиотеку Конгресса США. Достойно сожаления то, что фамилия художника там превратилась в «Казарин» и в таком виде перекочевала в некоторые отечественные посты.


Иноплеменные предки Сибирских казаков.Зачисление в казаки пленных поляков армии Наполеона 1813г


Сибирские казаки (караван)

Другие работы можно посмотреть в различных сайтах на интернете.

Источники: Википедия,А. Белокрыс (“Московский журнал”), обрывки различных статей.

Ссылка на сайт с открытками Каразина: www.filokartist.net/catalog/showgroup.php?id=112&pg=2

Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Спасибо сказали: Patriot, svekolnik, sibirec, Андрей Машинский, 1960, elnik

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.