Полковые командиры

Больше
30 окт 2015 12:01 #32054 от аиртавич
Елгаштин…Не только фотокарточка интересует, судьба у Семёна Алексеевича во многом ещё и показательна. Кажется, мы его обижаем недостатком внимания и зря. Полковник, командир нашего самого знаменитого полка! В теме «История создания С.К.В.» в посте от 08.12.2014 уважаемая Людмила Руслановна (Нечай) поместила познавательную, как всегда, инфо. На Ср. Иртыше была дер. Евгашино, 18 век, среди основателей – Евгаштины (служили в Таре аж в 1620 г.). Основателем их рода значится служилый татарин Евгашта, один из сынов которого принял крещение. Могли писаря «исправить» фамилию на Елгаштин, то есть вместо «в» накатать «л»? Да 100 пудов! Чем не версия происхождения полковника? Тем более, он официально из тарских. Впрочем, в этом направлении глубоко не копал, ограничился годами в бытность его комполка №1, где служили аиртавичи.
На мой взгляд, судьбу ему подпортил столичный гвардеец Скобелев. Хотя суть не только в личностях. Имеется подоплёка. Сибирцев всегда обижало (случались даже открытые недовольства) назначение в СКВ на командные должности офицеров других каз. Войск, прежде всего – донского. Пришлые «хватали» чины, опережая коренных по службе, пользовались иными преимуществами первых по старшинству войск.
А тут – Елгаштин! Истый сибирец, возглавил полк по праву и делу. В походе на Кокан знакомится со штаб-ротмистром Скобелевым, который пару лет как с училища. Знакомство едва не перерастает в дружбу, несмотря на разницу в возрасте (14 лет) и положении. Елгаштин – все же командир полка, а у Скобелева – лишь девятая запасная сибирская сотня. Однако за Скобелевым – положение в свете, фамилия. Это и уравновешивало. До поры.
Воинская слава – дама, ради которой не только человеческие привязанности, но и крепости, государства обращаются в пыль. В походе Елгаштин сразу по-хозяйски взял эту прекрасную, но капризную женщину за талию. И она улыбалась благосклонно матёрому сибирцу с диковатым взором, где и синь кокчетавских сопок, и темень ишимских омутов. Враз имя Елгаштина дошло до Государя. Полк сибирцев наводил такой шорох, за Туркестаном грохочет. Одно громкое дело, другое…Сибирцы! Елгаштин! Золотое георгиевское оружие Семёну Алексеевичу!
Эй, а где Скобелев, ау? В тени, за пеленой пыли, которую оставляли атакующие лавы елгаштинцев? Да нет, и ему ордена, чины идут, но всем понятно, что первая сабля Туркестана – это Елгаштин! Чего Скобелев стерпеть не мог. Ревность! Видеть, как Слава сидит на коленях у комполка №1, любуется на его лавровые венки победителя – Михаилу Дмитриевичу невыносимо. Пришлось задействовать штабные рычаги в С-Петербурге. Сигналы оттуда не замедлились. И вот уже Кауфман, Головачёв делают распоряжения, посредством которых сибирский полк дробится, через время Скобелев назначается командующим отрядной кавалерией, стал быть, прославленный №1 полк СКВ отныне под его рукой. Елгаштину уже и командовать как бы нечем: сотню туда забрали, две – туда, полусотню в конвой…Более того, Скобелев подчиняет сибирцев и сам ведёт их на громкие дела. Наконец-то он тешит вовсю своё «фантастическое честолюбие».
В скобках замечу: не всегда порядочно, да ведь «победителей не судят». До этого похода он уже «уводил Хиву» из-под носа Кауфмана (хотя штурмовать город не было приказа, он сдавался и так). В этом уже походе, в феврале увёл Кокан у Колпаковского. Раз только фортуна изменила. 11 августа 1875 г. у Чатхальского хребта Скобелев командовал двумя оренбургскими сотнями и сибирским ракетным дивизионом. Предлагал подкормить лошадей и ночью атаковать скопище коканцев в долине. Тем самым перехватить дело у отряда ген. Головачева, где состоял и Елгаштин. Сотенные не возражали, только артиллерийский капитан Михайлов против: дождёмся вестей от другого отряда, сверим диспозиции, чтоб своих не накрыть. Наутро Скобелев едва не съел глазами Михайлова. Пришло известие, что пока они спали, Елгаштин лихой ночной атакой врубился в тыщу коканцев, половину положил, остаток рассеял, взяв богатые трофеи. Как?! Не Скобелев, а ему фитиль вставили! Какой-то Елгаштин, прости Господи. (Скобелев давно забыл, что его деду сам царь для благозвучия букву «с» наперед совсем уж срамной их фамилии приписал).
Но – слава Богу – теперь другие реляции в столицу летят, на стол Государя ложатся. Скобелев – там! Скобелев – здесь! Он теперь первый! Госпожа Слава перепархивает от Елгаштина в его джаламейку. И вроде по делу дают подполковника, полковника, не задержится и звание генерала. В штабе не сидит, в седле частенько с казаками день и ночь. Популярность растет, его знают, о нём слух среди туземцев – Белый генерал. И шпага с бриллиантами не запоздала. Но! Зачем так было поступать с Елгаштиным? Отозвали в Ташкент, потом ещё дальше, лишив строевых должностей. Скажут: причем Скобелев? Не он в походе был главным. Так-то оно так, но меня заставляет думать иначе один случай.
Однажды в честь своих викторий Скобелев собрал праздник. Многих пригласили в ташкентский сад Минг-урюк на грандиозное гуляние. Азиатцев не обошёл. Только офицеров-сибирцев №1 полка «забыл». Даже их полковую певческую команду не позвали, несмотря на славу её голосов. Хлеще пощечины залепил Скобелев. Только и Семён Алексеич не смирённый инок. Что делает? Полковник Елгаштин намерен слегка размять личный состав на… ученьях. Строит, командует. По-о-лк, во фронт! Сотни разворачиваются из походного в боевой к городу. Встаёт на стременах: шашки – вон! лавой с гиканьем! в атаку за мной ма-а-рш! Сигналы трубачей и голоса сотенных вахмистров рыдают эхом: а-а-а-рш! а-а-рш! Повылетала златоустовская сталь из ножен, упали пики вперёд, враз загудели подковы, приглушая жуткий всхрап звереющих в аллюре коней, гремит «ура» всё понявших казаков…Цирк? Извольте, господа! По заказу Его Превосходительства, генерала Скобелева!
На гулянии - конфуз полнейший, праздник скомкан, словно салфетка. Скобелев рвёт и мечет… Ведь что такое вышколенный первоклассно, хлебнувший победного вина казачий полк в атакующей лаве? С чем бы сравнить… Кто служил в СА, помнят, наверное, обкатку танками. Ты – в окопе, бронь прёт на тебя, пропускаешь махину через окоп (через себя) и – деревяшкой (граната) в корму. Ощущения не из слабых. Земля трясётся, меж плахами стенок сыпется, у бойца нутро мелко так жим-жим… Рык дизеля вдобавок, движение десятков тонн стали, сомнёт как кролика на хрен… Вот и полк на подлёте, думаю, не слабее впечатлил гуляющих. У самых стен Елгаштин полк остановил, конечно, назад шагом увёл, но азиатцы на всякий случай уже разбежались с полными штанами, среди русских смятение большое долго не улегалось. Дам долго ещё натирали уксусом… Понятно, что после такого путей к примирению не осталось. Ну не Скобелеву же с его связями уступать? Отыгрались на Елгаштине. Он, видимо, оборот предчувствовал. Оттого и решился столь громко «хлопнуть дверью» на прощание. И – вошёл в одну из песен сибирских казаков. Честь имею, аиртавич.
Спасибо сказали: Patriot, bgleo, sibirec, Alegrig, Нечай, Андрей Машинский, evstik, Полуденная у этого пользователя есть и 1 других благодарностей

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
31 окт 2015 03:07 #32062 от Андрей Машинский
Замечательная статья! Спасибо!
Спасибо сказали: аиртавич

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
03 нояб 2015 23:09 #32098 от sergey75
Уважаемый, Валерий Николаевич (Аиртавич)! Не хочу с Вами спорить, но не могу с Вами согласиться и тем более промолчать (даже при всём уважении к Вам). Эк, Вы живописно закрутили! Зачем же так про М.Д. Скобелева? Прямо слово в слово повторяете нелестные наветы его недоброжелателей (а таковых, как мы знаем было не мало).

Очень много сомнительного преведено, как факт. Но сомнительнее всего, что в угоду юнцу офицеру (а он даже не был в чиле «золотой молодежи», средний род, не шибко денежный – т.е. человек сделал себя сам) стали бы перекраивать воинские подразделения (как у Вас это прозвучало). Не было этого. Ну, была вся конница у Н.Н. Головачева. Ну, замечательный ком. полка С.А. Елгаштин. Ну, получал назначения М.Д. Скобелев, справлялся с ними и очень скоро стал тем – кем мы его теперь знаем: блистательным военначальником, выдающимся стратегом, гордостью России. Действительно, все спешили быть первыми. Вспомним хотя бы Г.А. Колпаковского, его ревность к успехам Скобелева (например, читая Е.А. Глущенко «Россия в Средней Азии. Завоевания и преобразования»). Все спешили урвать свой кусок славы. Это было и в Туркестане и еще больше в русско-турецкую войну (ставки здесь были еще больше). А разве где-то это было по другому? Во все времена вояки и особенно во время войн жаждали славы и признания, орденов, почестей, благосклонности слабого пола. На то мы и мужчины!? Или что-то не так?

Не будем забывать, что Вы говорите о Кокандком походе 1875-1876 г. Но к тому времени и Скобелев (1843-1882) уже не был просто офицериком, он был полковником (а осенью 1875 г. стал генерал-майором). Извините, он прибыл в Туркестан к К.П. Кауфману в 1868 г. после Академии Генерального штаба. Что весьма не плохо для любого старта. Был участником Хивинского похода 1873 г. Опыт тоже своим горбом зарабатывал. И назначения в Кокандском походе получал вполне заслуженно, как уже опытный офицер и военноначальник. И пулям не кланялся и в рукопашную ходил. Мы ведь помним его прозвище Ак-Паша (Белый генерал), оно ведь тоже не так просто к нему приклеилось еще со Средней Азии. И Белый генерал ни в чьей тени не ходил. Он сам её отбрасывал. И, поверьте мне на слово, тень была не маленькая.

Действительно Скобелев очень быстро стал крупным игроком в Туркестане, который был буквально везде. «Неизбежный Скобелев» как назвал его М.А. Терентьев в своём труде по покорению Средней Азии. Ну, так это личные заслуги и талант человека, нашего выдающегося соотечественника. Другие не могли, а он мог.

Вспомните, как он наукообразно и с минимальными потерями взял Геок-Тепе 12 января 1881 г. – последний оплот текинцев. Как он все спланировал: количество снаряжения, вооружения, верблюдов и т.д. и т.п. Знаете, что в современной Туркмении ныне 12 января отмечается как день поминовения? Это всё Белый генерал и Геок-Тепе. Сам с удивлением узнал об этом не так давно.

Вы даже вспомнили о Кобелевых (о неприглядности фамилии) из расказа А.И. Куприна «Однорукий комендант». Это литературная проза. Мало ли что наврут писатели. И что сбрешут денщики. Архивы помнят только Скобелевых. Остальное – вымысел. Или у Вас есть какие-то неизвестные нам сведения?

Кстати, если уж на то пошло, самые древние русские фамилии дворянства звучат: Свиньин, Кобылин, Пузыня. Они происходили от прозвищ и не звучали в то время оскорбительно (в отличие от дня сегодняшнего).

Предлагаю лучше почитать скобелевских современников, воевавших бок о бок, деливших с ним походную палатку. Например, В.И. Немировича-Данченко (брата того самого Н-Д) «Скобелев» или еще лучше В.В. Верещагина «Скобелев. Воспоминания о русско-турецкой войне 1877-1878 гг.». Верещагин (тот самый наш знаменитый живописец, и оказывается не менее замечательный писатель – очень увлекательно пишет, читается буквально на одном духу) в своей книге рассказывает не только про русско-турецкую войну, но и про завоевание Туркестана, про своё знакомство с Михаилом Дмитриевичем. Много подтрунивает над ним, как над человеком, которому не чужд поиск славы, и у которого деньги текут как сквозь пальцы в песок и много разного тому подобного пишет. Ну, так и найдите мне каких других военных того времени, у кого это было бы по другому? Но из того негатива, что Вы пишите о Белом генерале, ничего этого я не нашел. А у меня нет оснований не доверять человеку написавшему «Апофеоз войны» и бесстрашно погибшему при взрыве на мине броненосца «Петропавловск» в Порт-Артуре. Верещагин был храбрейшим человеком, и в словах и поступках когда было нужно не стеснялся. В его книге негатива к Скобелеву я не увидел. Извините, но я ему больше доверяю, чем Вашим источникам. Последние же я считаю не чем иным, как выжимкой из недоброжелателей, а таковых у любой выдающейся личности предостаточно. И мне не нравится их тональность, унижающая память о М.Д. Скобелеве, нашу историю и меня лично.

А про полковника Семена Алексеевича Елгаштина (1829 г.р.) действительно ничего не знаем. А хотелось бы. Заслуживающий уважения человек. Причем безотносительно к Скобелеву.

Скажу сразу, что дальше спорить с Вами на эту тему не буду. Некогда. Но что написал, от этого ни на йоту не отступлюсь. Засим кланяюсь. Любите Скобелева. Мало на Руси было таких титанов. Жалко мало прожил человек. Кто не согласен, не сочтите за труд, прочтите упомянутых выше авторов: Немировича-Данченко и Верещагина (особенно последнего). Не пожалеете. Они были современниками и писали о тех событиях, в коих сами принимали участие. А это всегда особенно ценно.
Спасибо сказали: Шиловъ, bgleo, svekolnik, Анатолий, Alegrig, Нечай, денис, evstik

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
04 нояб 2015 02:47 #32100 от Андрей Машинский
Думаю, просто Валерий Николаевич своим постом предостерёг нас от того, чтобы мы не лепили икону со Скобелева. так сказать, в противовес иконописцам. Не всё было радужно. А истина, как обычно, где-то посередине.
Спасибо сказали: аиртавич

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
05 нояб 2015 07:56 #32116 от аиртавич
Уважаемый Сергей! И на снимках, и по фактам меня интересует Елгаштин! Конкретно: странный крах его блестяще начатой боевой службы в Коканском походе. Почему? Не заболел, не проштрафился, напротив, проявил себя – лучше некуда! Но его отзывают, полк забрали, самого отправили лошадей считать в семипалатинские степи. Нормально? Выясняется, что причиной мог стать конфликт между ним и Скобелевым. Об этом мои рассуждения. А что, нельзя? «Живописно» написано? Ну, знаете, кто на что учился…Это не монография, а «литературная реконструкция исторических фактов», где монотонное «бу-бу-бу» не приветствуется. По мере способностей избегаю. Если на сайте жанр недопустим, пусть уберут, делов-то…Буду знать в дальнейшем.
Теперь цитирую Вас: « Действительно, все спешили быть первыми. Вспомним хотя бы Г.А. Колпаковского, его ревность к успехам Скобелева (например, читая Е.А. Глущенко «Россия в Средней Азии. Завоевания и преобразования»). Все спешили урвать свой кусок славы. Это было и в Туркестане и еще больше в русско-турецкую войну (ставки здесь были еще больше). А разве где-то это было по другому? Во все времена вояки и особенно во время войн жаждали славы и признания, орденов, почестей, благосклонности слабого пола. На то мы и мужчины!? Или что-то не так?».
Вот! Этим бы начать, этим и закончить, уважаемый! Здесь наши принципиальные расхождения. Вы поведение Скобелева (беру данную конкретную ситуацию) как бы оправдываете, во всяком случае, объясняете. При этом рискуете идти на широкие обобщения, где снисходительны к проявлениям того, что мне видится отнюдь не лестным в облике офицера, а коли прямо - гнусностью. Но даже в спешке урвать кусок славы не обязательно ломиться по головам и судьбам боевых соратников, рьяно толкаясь локтями и прочими частями тела. По мне, русское офицерство – не каста брутальных мачо («вояк») в эполетах, готовых ради звёзд и чинов пускаться во все тяжкие. Явление присутствовало? Увы… Случай с Елгаштиным – из этого ряда, возможно. Только и другое было. Много больше. Рыцарства, благородства, чести, товарищества… Сражались за Отечество в основном, или как? Напрасно основной пафос Вы направили на то, чтобы убедить: Скобелев М.Д. – знаменитый русский генерал! Зря время потратили. Это столь же очевидно, как: Волга впадает в Каспийское море. Честь имею, аиртавич.
Спасибо сказали: sergey75, Андрей Машинский, evstik

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
05 нояб 2015 15:46 #32119 от sergey75
Уважаемый, Валерий Николаевич, простите, если чем задел. Не хотел. Честно.

Мысль была совсем другая. Поясню её. Вы сами говорите, что это ваша литературная реконструкция исторических фактов. Т.е. это однозначно не факт! Имели место некие события, и Вы исходя из своих предположений и догадок, предложили их реконструкцию.

Но тогда нужно однозначно дать понять окружающим, что это просто Ваша интерпретация – один из сотни возможных вариантов, но не факт. В реалии с той же вероятностью Скобелев и Елгаштин могли быть лучшими боевыми товарищами, поддерживающими друг друга всегда и во всем. А причина «ухода» Елгаштина могла вообще не иметь ни малейшего отношения к Скобелеву, например:
- какая-то провинность по службе (нельзя скидывать со счетов),
- повздорил со своим начальством или с тем же Кауфманом,
- ненароком оскорбил кого из высшего света, прибывшего поглазеть на покорение Средней Азии в погоне за чинами и орденами (вот ему и указали на его место),
- кто-то подставил, метивший на его должность,
- заболел чем-то тяжелым, не позволяющим тянуть полковую лямку (инсульт, подхватил азиатскую заразную болезнь, старые и новые раны, грыжа, осложнение после болезни, да, мало ли что),
- потом на начало Кокандского похода ему было 46 лет. Не стар, но и уже не молод. Люди по разному чувствуют себя в этом возрасте верхом на коне. Мог и подугробить себя в этом нелегком степном походе. Упал с коня, зашибся в стычке. Всякое бывает. Война всё-таки. Боевой офицер.

Всё это было абсолютно возможно. Вы же не станете этого отрицать? Или станете?

Тогда причем здесь М.Д. Скобелев?

Просто Ваше сочное и интересное описание событий могло удостоверить прочитавших, что Скобелев и Елгаштин действительно были в контрах. Но это ведь не так. Только это я и хотел сказать.

В конце концов, если нам многое известно про М.Д. Скобелева, и всё это проверено временем и заслуживает уважения, то про С.А. Елгаштина мы вообще ничего не знаем. Что не мешает Вам представлять его совершенно в рыцарском свете. Не вижу здесь логики. Т.е. мы вообще настолько мало знаем человека, что это не позволяет нам сказать о нём что-либо предосудительное? Так что ли? А М.Д. мы знаем предостаточно – так не назначить ли его виноватым? Не соглашусь с таким подходом. При этом я не пытаюсь сказать что-то плохое об Елгаштине. Просто строю аналогии.

Потом, Вы, как человек, служивший в армии, отлично понимаете, что рыцарство, благородство и прочие атрибуции офицерства всегда отлично уживались и уживаются с жаждой славы, признания, орденов и прочего. Это просто разные грани одного общего. Это ни есть хорошо, это ни есть плохо. Это просто данность, свойство человеческой природы. Нет идеальных военачальников (ну, разве что в средневековых рыцарских романах). Есть люди со всеми их плюсами и минусами, высокими чертами и низкими. Это касается вообще всех людей. Разница только в пользе для Отечества.
И еще одна пометка, существенная. Я ни словом не хотел сказать, что М.Д. Скобелев – наш знаменитый генерал. Я писал о другом, что он блистательный военачальник, выдающийся стратег, гордость России. Это принципиально разные вещи.

А так, я с Вами абсолютно согласен. Нужно искать и находить неизвестные сведения о наших сибирцах.

Думаю, вообще было бы полезно открыть тему: Полковые командиры. И по каждому собрать максимум сведений, иллюстраций, со ссылкой на источники. Бездна информации не систематизирована, даже из числа известных фактов. Вот где не паханое поле.

Валерий Николаевич, мир?
Спасибо сказали: Patriot, svekolnik, аиртавич

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
12 нояб 2015 14:56 - 12 нояб 2015 15:06 #32155 от аиртавич
Sergei75: «Просто Ваше … описание событий могло удостоверить прочитавших, что Скобелев и Елгаштин действительно были в контрах. Но это ведь не так. Только это я и хотел сказать».
Ну что ж, так или не так, давайте разберёмся. Смотрим в «Краткой истории №1-го сибирского казачьего Ермака Тимофеева полка». Н.Симонов, Омск, 1907 г. Цитирую: «В эти же дни (август 1875 г. – аиртавич) произошло какое-то недоразумение между Елгаштиным и Скобелевым, назначенным начальником кавалерии отряда. Елгаштин уехал (! – аиртавич) в Ташкент, а затем был зачислен по Сибирскому войску». Ещё о конфликте - очерк «Полковник из старой песни», Московский журнал, №4, 2008 г. Читал ещё где-то, случай варьируется в деталях (кто, например, упоминает конную атаку, кто пешими и т.п.), одно ясно: кошка действительно пробегала между Елгаштиным и Скобелевым. На мой взгляд, драма усугублялась тем, что наш полк в походе попал, как выражались сибирцы, «в зятья». (Так образно характеризовали положение приданных к основным силам воинских частей). Его дербанили нещадно. Например, генерал Головачев однажды включил в свой отряд четыре сибирские сотни, но отдал их Скобелеву. Он воевал (доблестно! кто спорит?) с казаками Елгаштина, а того после побед при Тилляу и в ущелье Ургаза задвинули в тылы. С золотым оружием. Это что – не конфликтная ситуация? И потом: как это - «уехал в Ташкент»? Он что – студент из вольноопределяющихся? Командира полка да ещё в походе могли только «уехать». Это и было сделано. Согласен, причины сдачи полка тоже могли быть разными, в том числе и «упал с лошади», но… Братцы! Дабы не выглядеть фанатом и аллергеном для части пользователей, перехожу на «самостоятельную работу», от пикировок проку нет. Миру – мир! Идею отдельной темы о полковых командирах поддерживаю. Честь имею, аиртавич.
Последнее редактирование: 12 нояб 2015 15:06 от аиртавич. Причина: ошибка
Спасибо сказали: sergey75, Андрей Машинский

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
13 нояб 2015 00:42 #32165 от svekolnik

аиртавич пишет: Sergei75: Дабы не выглядеть фанатом и аллергеном для части пользователей, перехожу на «самостоятельную работу», от пикировок проку нет. Миру – мир! Идею отдельной темы о полковых командирах поддерживаю. Честь имею, аиртавич.


Во всяком случае в теме "Фотографии" этому диалогу точно не место.
Спасибо сказали: bgleo, sergey75, Куренев, денис

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
13 нояб 2015 02:09 #32166 от Куренев
Ну вот и "тема"созрела.Попросим Бориса Гавриловича,он аккуратненько это обсуждение и перенесет.Я думаю все будут-"за"...,может и тему придумывать не надо...

Пелым-д.Куренева-Оренбург-кр.Чебаркульская-Пресноредутъ-кр.Пресногорьковская-ст.Атбасарская-ст.
Котуркульская --- Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Спасибо сказали: Андрей Машинский

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
13 нояб 2015 17:01 #32172 от Mirko

Hronos55 пишет: Ну вот и "тема"созрела.Попросим Бориса Гавриловича,он аккуратненько это обсуждение и перенесет.Я думаю все будут-"за"...,может и тему придумывать не надо...


Вполне резонно.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
22 нояб 2015 05:54 - 22 нояб 2015 05:55 #32241 от 1960
Из книги Виниченко С. «Листая старые страницы». - Курган,2014.
Из очерка :
Елгаштина пашня: войсковой старшина и его потомки
В топонимии станицы Пресногорьковской до сих пор сохранились названия Елгаштино болото и Елгаштина пашня, но никто из жителей не знает, откуда появились на карте эти названия.
Историк Сибирского казачьего войска Георгий Ефимович Катанаев в конце XIX века собирал материалы для истории среднеазиатских походов российской армии. В его личном фонде хранилась рукопись одного из активных участников завоевания Средней Азии Алексея Прохоровича Казина под названием «Воспоминания старого есаула.1885 год». Занимаясь восстановлением истории Архистратиго-Михайловского женского монастыря, автору удалось обозначить вехи биографии Казина, мужа настоятельницы игуменьи Евпраксии. В первой части воспоминаний мемуарист описывает инцидент, имевший место в 1877 году в Ташкенте. Об этом событии автор прочел ранее в «Московском журнале»№ 4 за 2008 год в статье «Полковник из старой песни» буквально следующее: « Одна из старинных военных песен повествует о том, как в 1877 году сибирские казачьи офицеры прогуливались по Ташкенту. Навещая то одного, то другого товарища… Неужели Семен Елгаштин, боевой командир, и в самом деле оказался настолько горяч, что решился, вступившись за честь полка, штурмовать мирный сад, наполненный самой высокопоставленной публикой? Нам не удалось обнаружить каких-либо подтверждений этому…С другой стороны, зная своеобразные нравы «господ ташкентцев» тех времен, можно и допустить, что в основе приводимого описания лежит некий реальный инцидент, сошедший подполковнику с рук».
В сборнике песен сибирских казаков приведен текст песни, посвященной этому событию.
В семьдесят седьмом году
В семьдесят седьмом году
У Майорова в саду
Припев: Вот калина, вот малина!
Собирались кунаки
Все сибирски казаки
Припев: Вот калина, вот малина!
Уж ты рад – не рад Майоров,-
Ублажай – ка ты наш норов.
Припев: Вот калина, вот малина!
Ты не ждал таких гостей,
А мы просто, без затей!
Припев: Вот калина, вот малина!
Знаем мы, что земляк,
Кызылжара сибиряк.
Припев: Вот калина, вот малина!
Приглашения не ждали,
А запросто прискакали…
Припев: Вот калина, вот малина!
Вдруг команда нам: «садись!»
И мы снова помчались.
Припев: Вот малина. Вот калина!
Кузнецова дом нашли,
На привал снова сошли.
Припев: Вот малина, вот калина!
Нам на водку был посул
Кузнецов, шельма, надул.
Припев:
Он был рад, шельма, надуть,
Мы пустились снова в путь.
Припев:
Пол-Ташкента обскакали
Вновь к Майорову попали.
припев:
Уж ты рад, не рад, Майоров
Ублажай – ка ты наш норов.
Припев:
Укротить бедовый нрав
Прибежал Бордовский граф.
Припев:
Он несолоно хлебнул,
Назад лыжи повернул.
Припев:
А уж ваш бедовый брат
Отличить каналью рад.
Припев:
Грянул вслед особе сей
«Шла молодка из гостей».
В комментарии к песне госворится, что в ташкентском саду Минг-Урюк местная знать проводила гулянье, на которое не был приглашен командир 1-го казачьего полка Семен Елгаштин, герой среднеазиатских походов. Обидевшись, полковник, крепко выпив с офицерами полка, спешил казаков у сада и «приказал им атаковать Минг-Урюк, чем привел всю публику в сильное волнение».
Что же в действительности произошло в саду Ташкента? После прочтения рукописи есаула Казана, переданной автору Олегом Геннадьевичем Шиловым, все стало ясно. Из текста явствует, что Казин и Елгаштин, оба уроженцы Пресногорьковской станицы, находились в довольно неприязненных отношениях. Колкие реплики Казина, бывшего тогда в подчинении командира полка, встречаются в каждой фразе. О том, что лежит в основе конфликта между двумя офицерами – земляками мы вряд ли узнаем. Привожу расшифровку части дневника с небольшими сокращениями.
«Семен Петрович Елгаштин, сын урядника станицы Пресногорьквской, по протекции дяди своего, сотника, случайно попав в войсковое казачье училище в г. Омске, где и окончил курс, выпущен в 1848 году урядником. Через три года произведен в хорунжии. Случайно попав в образцовую команду в город Петербург, где так же случайно женился на генеральской дочери, статского генерала. Вернувшись на родину есаулом, получил учебную команду. Вскоре произведен в войсковые старшины. Вот уже тут он развернулся и показал свою казацкую удаль. Я только что в это время выпущен был из сибирского кадетского корпуса хорунжим. Помню, был какой-то официальный бал в Омском Благородном собрании, кто-то подстрекнул Семена Петровича проплясать известный в то время в Омске танец «комендоната». Хор музыкантов всегда играл в Благородном собрании, в то время благодаря прекрасному капельмейстеру Завадскому, лучшему во всей Сибири. Чем руководствовался Семен Петрович, отличиться ли хотел перед генерал-губернатором и перед бывшим наказным атаманом, но под влиянием винных паров, обуявших как всегда преждевременно его удалую казацкую головушку. Только что успел уехать генерал-губернатор домой, как вдруг показалась в дверях невысокая, но плотная фигура, мундир расстегнут, белая рубаха на виду, сияющая и красная физиономия. «Музыканты, стой! Вы знаете, что я войсковой старшина. А вы войсковые музыканты? Должны меня слушаться. В это время танцевали кадриль. «Валяй камендонату! Раздался громкий голос Елгаштина. Елгаштин ворвался в зал и начал плясать. Некоторые барыни думали было попадать в обморок, но, подхвативши свои шлейфы, бросились в дамскую уборную, откуда моментально разъехались по домам. Многие из мужчин остались довольными выкинутыми антраша. Но все-таки вечер окончился для него весьма неблагополучно. Его удаль приняла столь широкие размеры, что пришлось выпроводить ретивого плясуна из собрания. На другой день сивые старики Благородного собрания исключили его из членов клуба, но «комендоната» осталась надолго историческим воспоминаниям Омского благородного собрания и долго подозрительно почтенные члены клуба поглядывали на казачьих офицеров, членов клуба. Но когда в 1873 году С.А.Елгаштин был назначен командиром 1-го Сибирского казачьего полка (что ныне Ермака Тимофеева полк), тогда он почувствовал твердую почву под своими вечно выделывающими вензеля ногами.
Мин-урюк – тысяча деревьев. Это в то время общественный сад с вокзалом, беседками. Несколькими хорошо вычищенными аллеями. Урюковыми деревьями, где проходили общественные гуляния. Однажды там было назначено гулянье с благотворительной целью "Лотарея…», куда попал и я. Подходя к саду, увидел около него несколько сотен казаков нашего полка, спешенных. В боевой амуниции. Спрашиваю вахмистра нашей сотни: «Как сюда попал полк. Ведь сегодня день свободный и занятий нет? Господа офицеры где? По тревоге его высокородия, командира полка. С десяток есть господ офицеров. Господа офицеры довольно крепко выпивши, нашей сотни господ офицеров нет никого». Иду в сад. Встречаю молодого офицера Симского, всегда причесанного, прилично одетого, недалекого развития умишком, но ловкого, умевшего расположить то лицо, которое для него полезно и нужно. Впоследствии из этой личности вышел карьерист весьма хороший».
Далее Казин пишет о состоявшемся конфликте между Елгаштиным и генералом Бордовских. Стычка закончилась мирным соглашением.
«Полк двинулся в лагерь, я же вернулся в сады, не осталось ли еще кого от собутыльников Елгаштина. Почтенная публика и начальство стала как-то подозрительно смотреть на всех казачьих офицеров, непременно видя в нас пьяницу и скандалиста. Но к счастью скоро подоспел Кокандский поход, а затем и славные геройские дела с М.Д.Скобелева с Сибирскими казаками 1-го полка, восстановил нашу пошатнувшуюся было популярность».
Семен Алексеевич Елгаштин отличился в бою под Тилляу, разгромив до тысячи кокандцев. За этот подвиг награжден Золотым оружием. Из воспоминаний Н.Симонова известно, что он находился в натянутых отношениях со Скобелевым. «Остановив сотню, Симонов пошел представиться командиру полка, который в это время сидел за стаканом чаю под арбой. «Здравствуй, здравствуй, что нового в Ташкенте? Теперь уже я тебе не начальник, являйся к Скобелеву», - говорил он. Никогда, кажется, не был Елгаштин так мрачен, как в этот день, он был страшно возбужден. Что произошло в эти последние дни между ним и Скобелевым, с уверенностью едва ли кто может сказать, одни говорили, что Елгаштин сказал какую-то дерзость Скобелеву, другие, что Скобелев был не прав: распорядился какой-то сотней помимо командира полка, что со стороны Елгаштина вызвало протест, последнее было ближе к истине».
Семен Алексеевич Елгаштин родился в 1829 году. Как известно из его послужного списка, хранящегося в Российском государственном военно-историческом архиве, он происходил из казачьих детей Тобольской губернии, то есть был потомственным, или, как тогда говорили, «природным» сибирским казаком. Герой Коканда полковник Елгаштин скончался в 1885 году.
Поиски потомков Семена Алексеевича привели к следующим результатам.
Иван Семенович Елгаштин(1863 – не ранее 1937, Уфа) войсковой старшина, поставщик лошадей для Императорского двора из конюшен Тургайского конезавода. В 1892 году женился в Москве на дочери статского советника Давидовича - Нащинского Марии Николаевне. Дети: Зинаида(1897 – 1979), Андрей, Муся, Николай. С 1906 года жили в Уфе. В мае 1919 года Иван Семенович ушел с белыми на Восток. За ним поехала Мария. В дороге умер от тифа Андрей. Судьба Николая неизвестна. Дочь Муся вышла замуж за юриста Бориса Беляева и уехела в Ташкент. Скончалась от тифа в 1922 году, после рождения дочери Марианны.
Мария Николаевна Елгаштина((1883 – 1966), народный художник Башкирской АССР, основательница Башкирского театра кукол.
Зинаида Ивановна Елгаштина (1897—1979) балерина, ученица В. Ф. Нежинского. Встречалась с Волошиным в Коктебеле в 1926, 1927, 1929 годах. Рукопись ее воспоминаний хранится в архиве ДМВ. Написала воспоминания «Коктебель и его легенды», воспоминания о встречах с М.А.Волошиным.
Ульяна Семеновна Елгаштина (1879 – 1942), с 1909 года – жена секретаря Л.Н.Толстого Виктора Анатольевича Лебрена(1881 – 1979), которую он называл Юлианой. Они прожили счастливо вместе 34 года. Ульяна похоронена во Франции. Туда Лебрены перебрались в 1926 году.
В.А.Лебрен писал воспоминания о Толстом и занимался небольшой пасекой, кормившей семью. Он пережил вторую мировую войну, но двое сыновей на войне стали инвалидами.

Далее в очерке идет текст о есауле Алексее Прохоровиче Казине
Последнее редактирование: 22 нояб 2015 05:55 от 1960. Причина: добавление текста
Спасибо сказали: Patriot, bgleo, svekolnik, sergey75, sibirec, Нечай, evstik, аиртавич

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
25 нояб 2015 10:18 #32277 от 1960
Примечание к статье об С.Елгаштине:после анализа рукописи А.Казина сложилось впечатление, что на гулянье в сад Минг-урюк командир 1-го полка не был приглашен по причине непредсказуемого поведения после принятия "на грудь", что подтверждается его предыдущими поступками. Зная об этом ташкентская элита не посчитала возможным пригласить потенциального дебошира в свою среду. Это вызвало естественную реакцию со стороны боевого командира. По поводу неприязненных взаимоотношений с М.Д.Скобелевым думается, что казачий полковник Семен Елгаштин чувствовал некую ревность к блестящему Скобелеву, которого как раз-таки очень чутко ташкентское общество принимало. После успехов белого генерала на военном поприще неприязненные отношения усугубились. Здесь необходимо , видимо, почувствовать разницу в отношениях к казачьим офицерам и армейским со стороны тогдашнего немногочисленного русского населения Средней Азии. Прямых доказательств какого-то конкретного конфликта нет, мало информации, поэтому в качестве рабочей гипотезы предлагаю вышеприведенную, ибо ее трудно опровергнуть, как, впрочем, и доказать.
Спасибо сказали: Patriot, bgleo, sergey75, sibirec, Куренев, Нечай

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Redut
  • Redut аватар
25 нояб 2015 20:03 #32285 от Redut

1960 пишет: В сборнике песен сибирских казаков ...

есть еще две песни, связанные с Елгаштиным

1.
ШТУРМ АНДИЖАНА

Ну-ка песенку споем:
Про походик мы начнем,
В семьдесят пятом году
Взбунтовал Кипчак орду.

Припев:

Ура! Ура! Ура! Ура!
Фон Кауфмана дела!
Ура! Ура! Ура! Ура!
Скобелеву честь хвала!

Хан свою землю кидал
И в края наши бежал.
Войско ж его поднялось,
У Тийлау собралось.

Припев.

Наш Полковник Елгаштин,
Он пошел с полком один;
Он пошел с полком один, -
От Тийлау всех отбил.

Припев.

Сентября двадцать перва
В Наманган пришла молва,
Будто снова вся орда
Взбунтовала города.

Припев.

Фон Кауфман генерал
Скобелева призывал,
Он издал ему приказ, -
В Андижан идти сейчас.

Припев.

В Андижан город идти,
Небольшой отряд вести,
Что пехоты батальон,
Ракетный дивизион.

Припев.



И сибирцев сотни три,
Да орудий до восьми.
Утром — солнца чуть восход,—
Выступать велел в поход.

Припев.

Утром раннею зарей
Мы на конях вышли в строй.
Фронт Кауфман объезжал,-
„С Богом, дети!" нам сказал.

Припев.

Охотнички собрались,
С Скобелевым понеслись;
Скобелев вперед летел
За ним пыли столб висел.

Припев.

К Андижану принеслись,—
Пули залпов пронеслись.
Не взирая, ни на что,
Мы на штурм пошли во все!

Припев.

Вот мы в крепость ворвались,
На Кипчаков помчались;
Тут Кипчак не устоял,
Он из крепости бежал.

Припев.

Дружно мы вступали в бой.
На завалах с ордой,
А назад когда пошли,
Андижан город зажгли.

Припев.

Этой песенке конец,
Скобелев наш молодец,
Предводитель всем войскам
И Сибирским казакам!

Припев.

Штурм Андижана состоялся 1-го октября 1875 года.

2.
Где мой конь вороной?
Где булатный мой меч?
Я прощуся с женой
И помчуся на сечь.
За отчизну побьюсь;
Обо мне, не тужи,
Я оттуда вернусь
Со крестом на груди.
Не отдамся живой
На добычу врагам
И своею рукой,
Кровью выкуп отдам.
Белый царь мне, отец,
А Россия мне мать.
И в родстве, наконец,
Наша храбрая рать.
Так прощай - же, жена,
О победе молись,
Будь до гроба верна
И не плачь, не томись:
Если - ж в битве паду
Я от вражьей руки,—
Я со славой умру —
Об одном вспомяни.

Любимая песня командира 1-го полка С. Л. Елгаштина, сослуживца М. Д. Скобелева в конце 60 и начале 70 годов

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
02 нояб 2016 06:02 #36290 от аиртавич
Уважаемый Сергей Николаевич (1960) поместил две любопытные информации, из сути которых облик Елгаштина предлагается закрепить на основании дневника (рукописи) его ярого недоброжелателя – есаула Казина. Есаул и «оттянулся» по полной. Неудивительно, поскольку терпеть не мог Елгаштина. Вы ждали другого? Напрасно. Ненавистью комплименты не пишут. Отсюда негативные эпитеты, характеристики, факты, слухи. Если что иное в дневнике упоминается, то с приставкой «случайно». Например, «случайно», пишет Казин, попал Елгаштин в войсковое училище, «случайно» записан в образцовую команду в С-Петербург, «случайно» женился на генеральской дочке… Хм, даже чукча после стольких ссылок на случайность заметил бы: тенденция, однако. Но Казину нипочём.
Это – история? Да. Ценность и таких дневников в том, что они из той эпохи. О многом говорят. Только делать выводы на их основании надо осторожно. Хорошо бы вносить поправки, корректировки. Каков стал облик Пушкина, Лермонтова, если бы мы принимали во внимание одни только нелестные характеристики их современников-недоброжелателей? Слава Богу, мы читаем и восторженные отзывы, наслаждаемся стихами поэтов, которые тоже служат характеристиками.
Представьте, коли мы о знаменитом генерале Скобелеве судили лишь по факту его отнюдь не героической смерти в номере валютной немки-проститутки да ещё усугубленной пропажей секретного штабного пакета? Мы же этого не делаем, хотя факт достоверный, а не взят из офицерского дневника. И правильно. Отчего же полковник Елгаштин лишён даже нашей снисходительности? При том, что, по большому счёту, он в ней не нуждается?
Нам предлагается его образ, обрисованный Казиным. Он пока и довлеет. Только верить есаулу тяжело. Чересчур тенденциозен, оттого субъективен и, на мой взгляд, брехлив. Понужает, к слову, командира своего Петровичем, хотя тот всю жизнь - Алексеевич. Хорошо, что есть дела, за которые полковник С.А.Елгаштин попал в песни. По Казину бы сказать: «случайно», но на самом деле народ, казачество сибирское не обманешь. Они цену знают всему и всем. Да и царь-батюшка золотым оружием случайно» не пробрасывался… Честь имею, аиртавич.
P.S. Был бы горд оказаться потомком Семёна Алексеевича, но это не так. Источники моей за него обиды имеют иные корни. Не терплю напраслин, бросающих тень на СКВ, в том числе на историю полка, где служили мои незабвенные аиртавичи.
Спасибо сказали: Patriot, bgleo, svekolnik, sibirec, Нечай

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
08 нояб 2016 13:42 #36336 от elnik
Послужные списки штаб и обер-офицеров строеваго состава Сибирскаго Казачьего Войска за 1873г.

Елгаштин Семен Алексеевич.
Подполковник. Командир 1-го полка СКВ. Кавалер Орденов Св. Анны 3й степени, Св. Станислава 3й степени, имеет бронзовую медаль в память войны 1853-1856гг.
Из казачьих детей Тобольской губернии, 1829 года рождения. Воспитывался в Сибирском Кадетском Корпусе (ныне Сибирская военная Гимназия).
Получаемое на службе содержание: Жалованье - 795 рублей, Столовых - 1500 руб, Всего - 2295 руб.
В службу вступил старшим урядником в 1й полк СКВ в 1848г сентября 21 дня, Хорунжим - 850г июня 18, Полковым Адъютантом, Казначеем и Квартирмистром - 851г октября 22. На вакансии Сотником - 852г февраля 14. Уволен от должности Полковаго Адъютанта, Казначея и Квартирмистра - 853г декабря 23. Есаулом - 856г марта 17. Ассесором Исполнительной экспедиции Войсковаго Правления - 858г февраля 13. Награжден единовременным годовым окладом жалованым 123 рубля серебром - 858г июля 18. Удостоен ношения бронзовой медали в память войны 1853-1856 годов - 858г. Награжден Орденами Св. Станислава 3й степени - 860г марта 20, Св. Анны 3й степени - 860г сентября 21. Уволен от должности Ассесора с назначением Старшим Адъютантом Войсковаго Дежурства - 862г января 1го. За отличие по службе, Войсковым Старшиною - 863г февраля 17. Командиром Войсковой учебной сотни - 863г мая 3. Награжден единовременным полугодовым окладом жалованым 186 руб 15 коп серебром - 864г ноября 1. Отчислен на льготу в 3й Полковой округ - 865г августа 14. Командующим Томским казачьим отрядом - 867г июля 13. За отличие по службе Подполковником - 871г февраля 26. Уволен от командования отрядом, на льготу - 871г июня 1. Зачислен в строевой состав - 872г сентября 1. Допущен к исправлению должности Чиновника Особых поручений Войсковаго Правления - 872г сентября 9. Уволен от этой должности, с назначением Командиром 1го полка СКВ - 873г апреля 23.
В отпуску для пользования ран и в плену у неприятеля не был.
Женат вторым браком на дочери Коллежскаго Ассесора Тутолмина - Татьяне Григорьевне. От перваго брака дети: Алексей родился 4 июля 1858г, Евгений родился 1 января 1859 года, Иван род. 12 июня 1863г. Первые два воспитываются в Сибирской Военной Гимназии, последний - при нем.
Тобольской губернии, в станице Пресногорьковской состоит за ним благоприобретенное имение - деревянный дом.
В штрафах не был.
В походах и делах против неприятеля не был. Особых поручений, сверх прямых обязанностей, по ВЫСОЧАЙШИМ повелениям не имел, а по распоряжению своего Начальства находился: в переменяющемся составе Образцоваго Кавалерийскаго полка с 1855г июля 25 по 858г февраля 13.
Под судом не был.
Спасибо сказали: Patriot, bgleo, sibirec, Куренев, Нечай, 1960, аиртавич

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
09 нояб 2016 11:52 - 09 нояб 2016 11:54 #36340 от 1960
Уважаемый Аиртавич написал:"...По Казину бы сказать: «случайно», но на самом деле народ, казачество сибирское не обманешь. Они цену знают всему и всем. Да и царь-батюшка золотым оружием случайно» не пробрасывался… Честь имею, аиртавич.
P.S. Был бы горд оказаться потомком Семёна Алексеевича, но это не так. Источники моей за него обиды имеют иные корни. Не терплю напраслин, бросающих тень на СКВ, в том числе на историю полка, где служили мои незабвенные аиртавичи"
.

Публикация о Семене Елгаштине не была направлена против героя среднеазиатских походов. Существует дневник, который не пустил в оборот историк войска Г.Е.Катанаев. В нем очевидец излагает свое видение событий, очевидно, надеясь на публикацию его Катанаевым. Это видение событий, несомненно, спорное, но имеет право на бытие, только потому, что оно есть.Казин тоже был не из духового оркестра и тоже был из того же СКВ, что и его земляк из станицы Пресногорьковской С.А.Елгаштин, заслуженный офицер. Привожу его послужной список ниже.
Об есауле 1-го военного отдела СКВ Казине Алексее Прохоровиче
Алексей Казин родился в 1841 году в семье сотника СКВ Прохора Казина в Акмолинской области, воспитывался в Сибирском кадетском корпусе. Есаул Алексей Прохорович Казин состоял в комплекте строевых частей СКВ. Казин А.П. являлся кавалером орденов Святой Анны 2 и 3 степеней с мечами и бантом, Святого Святослава 2 и 3 степеней с мечами и бантом. Он был награжден бронзовой медалью за Кокандский поход 1875 и 1876 годов. Алексей Казин был женат на дочери священника Петуховой Анне Васильевне. Детей они не имели. Войсковое хозяйственное управление СКВ наделило его землей из войсковых запасов. Оно предоставило Есаулу Казину с 1 апреля 1883 г. в пожизненную собственность участок по утвержденным Степным Генерал-губернатором проектным планам в количестве удобной - 761 десятин 1386 сажен по зачету, по таксации 600 десятин и не удобной 127 десятин 159 сажен. Его жалованье от государственной казны и от войска со дня наделения землею в Пресногорьковском уезде в течение 5 лет составляло 307 рублей в год; а после окончания пятилетия он получал 687 рублей. После окончания кадетского корпуса Казин вступил в службу хорунжим в 6-й полк СКВ 16 июня 1861 г. По выбору дворянства он был утвержден разъездным заседателем в 6 полковой округ 1 января 1862 г. По истечении трех лет он был отчислен от должности заседателя. По распоряжению Войскового Наказного Атамана СКВ от 17 марта 1866 г. хорунжий Казин был направлен на Ново-Кокандскую линию. Приказом Начальника Ново-Кокандской линией генерала-майора Черняева хорунжий Казин был назначен командиром 15 сибирской сотней. За проявленное усердие в исполнении возложенных на него обязанностей командира он был награжден единовременной денежной выплатой в размере годового оклада. За проявленные боевые отличия при преследовании шайки бухарцев под началом Садыка в апреле месяце 1866 г. и шайки каракиргиз под началом Манака в мае месяце 1872 г. он был награжден орденами Святой Анны 3 степени и Святого Станислава 3 степени с мечами и бантом. 28 декабря 1873 г. хорунжий Казин А.П. был произведен в сотники СКВ. За отличие в делах против кокандцев он был произведен в Есаулы 10 января 1876 г. со старшинством от 10 августа 1873 г. За отличие оказанное в разновременных делах с кокандцами во второй половине 1875 г. и в первой половине 1876 г. он был награжден орденами Св. Станислава 2-й степени с мечами и Святой Анны 2 степени с мечами 29 октября 1876 г. В 1877 г. он был назначен командиром 3-й сотни 2 полка СКВ. Из-за развития тяжелой болезни он был отчислен из строевого состава СКВ 1 октября 1879 г. Вновь Есаул Казин А.П. был зачислен в строевой состав 26 августа 1882 г. в Сибирский Казачий №1-го Ермака Тимофеева полк и назначен командиром 3 сотни (формировалась в Пресногорьковской станице). Он был уволен от командования 3 сотней 10 июня 1885 г. Есаул Казин А.П. был зачислен в комплект строевых частей с оставлением по сибирскому казачьему войску 8 марта 1887 г.
Есаул Казин А.П. скончался в возрасте 49 лет от тяжелой и продолжительной болезни – туберкулеза 10 января 1890 г. Похоронен в станице Пресновской. Прах перезахоронен вдовой Анной Казиной в начале 20 века на территории монастыря.

Из журнала военных действий и происшествий на среднеазиатских границах.
1866 год
7 апреля заведующий населением центра донес коменданту Чимкента, что на левом берегу Дарьи против устья Арыса появились значительные шайки бухарцев под начальством Садыка. По собранным сведениям, целью этой шайки было уничтожение заготовленного для наших пароходов топлива, а также действие на наши сообщения. Подполковник Городниченко для противодействия Садыку выслал немедленно к устью Арыса отряд под командою хорунжего Казина в составе 70 человек сибирских казаков, 11 артиллеристов при одном ракетном станке и 80 милиционерах. Дойдя до устья Арыса и потом, повернув вверх по Дарье правым берегом, хорунжий Казин 14 и 15 апреля начал встречать мелкие шайки бухарских киргизов, которые при его приближении отступали, и только 16 числа, собравшись в числе до 300 человек, встретили отряд Казина около озера Сары-Кума ружейным огнем. Не выдержав нашего огня, шайка неприятелей вместе с предводительствовавшим ими Садыком, бросилась на левую сторону реки, подобрав и унеся с собою всех раненых. Воспользовавшись бегством шайки, Казин вызвал из джигитов охотников и переправил их на другую сторону, где они успели отбить одну лошадь и благополучно возвратиться в свой отряд. Прогнав Садыка на другую сторону Дарьи, Казин двинулся вверх по реке к разрушенному укреплению Чардара. Хорунжий Казин узнал, что партия Садыка снова начала усиливаться, вследствие чего он и просил чимкентского коменданта усилить его отряд, что и было исполнено 20 апреля присоединением к нему 18 рядовых при унтер-офицере, посаженных на коней, и 16 милиционеров под командою прапорщика Ахмерова. Пользуясь прибытием подкрепления, Казин решился сделать нападение на шайку Садыка, расположенную на левом берегу. Рассыпав стрелков, Казин с 40 казаками переправился на неприятельскую сторону и, пользуясь огнем с нашей стороны, бросился на партию Садыка благополучно, без потери со своей стороны, успел прогнать Садыка и отнять довольно большую лодку. Садык с партией бросился вверх по Дарье. 22 апреля Казин узнал, что Садык, усилив свою партию, по слухам, до 2 000 человек, начал спускаться ниже по Дарье с целью, переправившись на нашу сторону, действовать на сообщения. Вследствие этих слухов Казин с отрядом направился также на устье Арыса.
Последнее редактирование: 09 нояб 2016 11:54 от 1960.
Спасибо сказали: Patriot, bgleo, Нечай, Redut, аиртавич

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
09 нояб 2016 13:37 #36343 от аиртавич
Где утверждаю, что есаул А.П.Казин - негожий офицер? Что плохо служил, воевал? Нигде. Ни одним словом. Хочу спросить о другом. Разве послужной список есаула гарантирует нам 100% правды в его характеристиках Елгаштина? Сомневаюсь. Мартынов, знаете, тоже был офицером без упрёка. Но Лермонтова застрелил. А в исторических документах слова (записи) бывают страшнее пистолета. Так что, Катанаев правильно сделал, что "не пустил в оборот" дневник Казина - слишком он субъективен и несправедлив касательно Семёна Алексеевича. Слова из дневника бросают тень, мягко говоря, на образ командира полка полковника Елгаштина да и не только на него. Это было очевидно современникам. Это видно и нам. Поправлюсь: увы, не всем. Честь имею, аиртавич.
Спасибо сказали: bgleo, Нечай, 1960

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
09 нояб 2016 14:26 #36344 от 1960
Для историка важны любые документы , характеризующие эпоху и людей, в оную проживавших и ее делавших. Посему "замалчивать" неудобные для кого-то вещи не представляется правильным с точки зрения исторической науки. Такое происходит не только в истории - зачастую отметаются все неудобные для теории гипотезы в угоду какой-то единственно правильной "истины". Герои тоже были людьми, со своей судьбой и своими слабостями.Генерал М.А.Терентьев, к примеру, писал о М.Д.Скобелеве, герое русско-турецкой войны и отмечал его "ненасытную жажду к отличиям и славе, а также увертливость перед начальством". Ну и что из этого?Скобелев перестал быть национальным героем?Естественно, нет. А то, что и Дантеса оправдал офицерский суд чести - это факт, и никуда от этого не деться.Дневником Казина я документально ответил на вопрос, прозвучавший в №4 Московского журнала в статье "Полковник из старой песни", где говорится, что нет упоминания о ташкентском саде в послужном списке. Автор относит это событие к 1877 году, на самом же деле все произошло в 1873 году, и никак не могло быть упомянуто в списке. написанном ранее.
Спасибо сказали: bgleo, Нечай, аиртавич

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
18 нояб 2016 03:35 - 18 нояб 2016 03:45 #36400 от аиртавич
Известно, что после Хивинского похода, точнее – с 1873 года, СКВ перевели опять (через 12 лет) на полковые округа. Формирование 1-го полка открылось в Кокчетавской, куда из станиц 1-го отдела стали прибывать казаки для четырёх сотен. Две другие с 1872 года уже несли службу в Туркестанском округе (тогда практиковалась служба отдельными сотнями). Формирование, включая штаб, а также командование полком приказано подполковнику С.А.Елгаштину.
Позволю отступление. На формирование и командование свежими частями всегда, и 200 лет назад, и поныне, умный военачальник направляет самых опытных, ответственных и решительных офицеров. Тут не бывает «случайностей» и поэтому назначение Семёна Алексеевича - лучшая на тот момент его аттестация.
Составив отряд из 4-х сотен (были там и мои аиртавичи), Елгаштин выступил из Кокчетава на Атбасар к Улутавской. От неё по р.Сарысу двинул казаков через грозную Голодную степь (Бетпак-Дала) направлением к спасительным струям р.Чу, которую успешно форсировали у Бишкулана. Отсюда пошли к Сузаку, где перевалили горы Каратау и спустились к городу Туркестану. Тяжелейший переход в 1260 вёрст сибирцы взяли за 56 дней при 18 днёвках. Представьте: 80 самых опасных безводных вёрст преодолели ночным броском за 15 часов, с 6 вечера до 9 утра!
Ещё отступление. Так и жду знакомую «песню»: причём тут Елгаштин? подвиг совершали казаки. Подобное звучит о генералиссимусе Сталине, которого делают «посторонним» в победе над Гитлером, народ, дескать, победил. А тут и вовсе «какой-то подполковник». Лживая «песня». Воин без командира – сирота. Тем более, что Елгаштин шёл с новобранцами, поскольку по наряду это была первая очередь кокчетавских казаков. Так что – слава нашим! Ура командиру! Кстати, полвека назад отряд войскового старшины Лукина (см. тему «Первые походы…») совершил подвиг по маршруту Каркаралинск – р.Чу. Теперь елгаштинцы не посрамили чести сибирских казаков, на этот раз без особых наград за мужество.
В Туркестане полк раскидали на 800 вёрст по Сыр-Дарьинской области: 1-я сотня в Аулиеата (г.Джамбул, ныне Тараз), 2-я – Чимкент, 3-я со штабом полка в Ташкенте, 5-я отбыла в укрепление Джулек, 6-я – форт Перовский (г.Кзыл-Орда), 4-я осталась в г.Туркестане. Держали караулы, назначали вестовых в уездные администрации, пикеты на почтовых станциях, конвоировали арестантов, охраняли войсковые транспорта… То есть, сотни тоже дербанились. Бывало, сотенный «командовал» одними артельщиками, поварами да хлебопёками, строевые до единого разобраны по службам.
Весной 1874 г. 1-й полк сменил дислокацию. 6-я сотня перешла в Ходжент, 1-я отбыла на 12 вёрст от Ташкента в с.Куйлюк, выставив полусотню в пограничное с Коканом укрепление Тилляу (место будущей славы сибирских казаков и Елгаштина лично).
Последнее отступление. При подобном рассредоточение войскового подразделения командиру очень не просто держать контроль, в первую очередь за дисциплиной и боевой подготовкой. Даже среди офицерского состава. Любой, кто носил погоны, это подтвердит. Елгаштин держал полк в кулаке. Что блестяще подтвердили последующие события Коканского похода.
Повторю ещё раз: да, дневники из прошлого имеют историческую ценность. Но главной характеристикой конкретной личности служат дела. Из дел, оставленных полковником С.А.Елгаштиным, следует, что он был выдающимся (даже по наличию редкого в офицерстве империи личного Золотого георгиевского оружия) командиром самого знаменитого в СКВ полка. Здесь, надеюсь, нет предмета для дискуссии. Суть в другом. Считаю, что выставлять напоказ «тёмные пятнышки» биографии даже при горячем стремлении «дополнить» - не всегда уместно.Пусть их анализируют специалисты-историки, если интересно. А уж делать из них «характер героя» - совсем нечестно. Что также аргументировал выше на примере биографии знаменитого генерала. Прошу не обижаться, это всего лишь моё мнение. Честь имею, аиртавич
Последнее редактирование: 18 нояб 2016 03:45 от аиртавич. Причина: ошибка
Спасибо сказали: Patriot, bgleo, sibirec, Нечай, evstik, 1960

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
26 март 2017 14:03 #38042 от tatikub
Дорогие друзья ,в Метрической Книге Геогргиевской Церкви Кокчетава за 1883 год 25 августа найдена запись о смерти Генерал-лейтенанта Михаила Ивановича Казачинина в возрасте 74 года. Куда разместить ? В разделе Биография его фамилии не нашла.

Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Спасибо сказали: Нечай, elnik, Аввакум, аиртавич

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.